Формальная структура
федерального правительства представляет
собой смешение трех принципов: (1) принципа
канцлерства, (2) ведомственного принципа и
(3) принципа коллегиальности. В зависимости
от индивидуальной способности к руководству
и авторитета самого главы правительства
принцип канцлерства может быть фактически
слабее или сильнее. С правовой точки
зрения, канцлер в рамках директив политики
ограничен тем, что каждый министр руководит
своей сферой деятельности самостоятельно
и сам несет за нее ответственность. Канцлер
не может, поэтому в обход министра давать
чиновникам министерств прямых указаний,
не может «править внутри министерств».
Если возникают разногласия между
министрами, их разрешает не единолично
канцлер, а весь кабинет. Насколько сильно на
практике действует этот принцип
коллегиальности (совместное обсуждение и
голосование в кабинете по всем важным
вопросам), зависит полностью от руководящей
роли федерального канцлера. Министры
постоянно стремятся выдвигать на первый
план интересы именно своего министерства,
чтобы добиться политических успехов в
сфере собственной деятельности (ведомственный
партикуляризм).
Политический вес того или иного
министра определяется рядом факторов. В
структуре министерств имеются ведомства более
и менее значительные. К важнейшим из них,
несомненно, причисляется министерство
финансов, руководителю которого
конституция дает и особые полномочия.
Министерство иностранных дел хотя и
является самым престижным, но его руководитель
(по крайней мере, при господствующей
склонности всех предыдущих канцлеров
отдавать внешней политике приоритет) может
лишь относительно мало предпринимать без
участия главы правительства. К числу
важнейших министерств относятся, далее,
министерство обороны - его глава является
главнокомандующим вооруженными силами в
мирное время (в военное - федеральный
канцлер), министерство внутренних дел, а
также экономики, активное вмешательство
которого в хозяйственную жизнь все
сильнее определяет ее динамику.
Вес министра наряду с
относительным значением его министерства
в рамках общей структуры правительства
определяется и той опорой, которую он имеет
в партии и в своей парламентской фракции («домашняя
сила»). Если он к тому же умеет сказать на
заседании кабинета веское компетентное
слово, то может оказывать сильное влияние
на правительство.
В отношении своего министерства
министр обладает большой свободой рук при
установлении внутреннего распорядка его
работы и методов выполнения стоящих перед
ним задач. Способы регулирования дел
внутри министерств и между ними зафиксированы
соответствующими правилами
делопроизводства в столь педантичной форме,
что это придает управленческой деятельности
известную тяжеловесность и косность,
преодолеть которые нелегко даже
энергичному министру.
Как и во всех крупных
бюрократических организациях, боннская
министерская бюрократия обладает большим
собственным весом и имеет свои
специфические групповые интересы, что
весьма мешает политическим руководителям
этих ведомств установить собственное
влияние и, как говорится на министерском
жаргоне, «держать дом в своих руках».
Федеральный комитет по персональным
вопросам, проверяющий назначения на высшие
должности, ряд лет ухитрялся затруднять
обновление администрации способными
аутсайдерами и сохранять традиционную
монополию юристов. Поэтому идеология
чиновничьего корпуса считает
действительным руководителем министерства
не министра, а статс-секретаря - истинного
гаранта административной и
государственной преемственности. Министр
же пользуется сомнительной репутацией
фигуры преходящей и представляется
тростинкой, колеблющейся на политическом
сквозняке.
ХДС в процессе многолетней
правительственной практики удалось
насадить в высшей министерской бюрократии
лиц своего колера. Поэтому при смене
правительства в 1969 г. СДПГ оказалась перед
проблемой замены значительной части считающихся
политическими чиновников (статс-секретарей
и министериальных директоров) людьми,
пользующимися ее доверием, что вызвало
довольно большое возбуждение в данных
кругах. В этом проявилось, что традиция
политической нейтральности чиновничества
ныне в Германии строго соблюдаться не может.
Поэтому карьерные чиновники, если хотят
дослужиться до высших постов в иерархии,
поступают по-своему правильно, присоединяясь
к той или иной партии.
Ротация министров ради
приобретения разнообразного опыта тоже в
принципе не одобряется. Напротив, от
германского министра ожидают в первую
очередь, что он - специалист своего дела и
хорошо владеет той материей, заниматься
которой предназначено его «хозяйству». Эта
установка на профессионализм ведет к тому,
что германский министр оказывается в неопределенном
двойственном положении. С одной стороны,
как начальник учреждения он должен
осуществлять контроль над своей
специальной областью и руководить ею в
соответствии с профессиональными
критериями, а с другой - функционировать в
качестве политического главы министерства,
т.е. представителя тех политических
интересов, инструментом осуществления
которых и служит его министерство. Из-за
этого конфликта обеих ролей министра не
удается как следует выработать общие
критерии пригодности и эффективности
деятельности на министерском посту.
Однако несомненно, что министры,
ввиду предъявляемых им двойных, как
специальных, так и политических требований,
особенно сильно обременены
разнообразными обязанностями, а потому у
них остается мало времени для разработки
долгосрочных перспектив в сфере их
политических задач. Ожидаемая от них
профессиональная функция под давлением
руководимого ими «хозяйства» уводит их в
сторону известного ведомственного партикуляризма,
преодолеть который может только сильный,
способный к координации федеральный
канцлер.
Поскольку пост министра в
Германии весьма престижен и обладатель
его расстается с ним неохотно, сильному
канцлеру в общем и целом легко
поддерживать дисциплину среди членов своего
кабинета, ибо они, как правило, не уходят в
отставку даже тогда, когда он игнорирует их
возражения. Правда, отсутствие формальной
ответственности министров (т.е. возможности
выражения парламентом недоверия
отдельному министру) отнюдь не означает,
что тот не несет перед бундестагом вообще
никакой ответственности за свою сферу
деятельности и не обязан держать ответ
перед «высоким домом».
Бросающаяся в глаза стабильность
германских кабинетов объясняется поэтому,
с одной стороны, намерением министров
держаться за свою должность, а с другой -
стремлением канцлера предпринимать
возможно меньше изменений, ибо они могут
быть истолкованы как признак слабости его
правительства.
|