Отношение германского
гражданина к государственной администрации,
как ни странно, двойственно. С одной стороны,
государственная администрация - носитель
высшей власти и воплощение государства,
которое уважают. С другой стороны, гражданин
узнаёт эту власть как инстанцию, которая
постоянно что-то от него требует и создает
ему всяческие трудности, а потому
активность ее должна вызывать у него
недоверие. Поэтому почтение к носителю
государственной власти зачастую
сочетается у него со злопамятностью по
отношению к управленческому государству.
Пока мало удалось объяснить гражданину, что
демократический строй по самой его идее -
это механизм, посредством которого народ
управляет собой сам, делегируя государственную
власть своим представителям.
Бюрократический корпус (а
особенно рекрутируемые преимущественно с
юридических факультетов высокопоставленные
чиновники), ссылаясь на исконно прусские
традиции консервативной неподкупности и
сознания своего долга, гарантировал себе по
конституции унаследованные принципы
профессионального чиновничества. Тем
самым затруднена необходимая гибкость и
мобильность внутри самого чиновничества:
выслуга лет считается, как правило, важнее
деловых качеств, и дельным аутсайдерам
трудно продвигаться вверх. С одной стороны,
германское чиновничество высшего ранга
политизировано, а с другой - оно порой
проявляет слишком мало понимания и осознания
процесса образования политической воли в
том партийном государстве, исполнительным
органом которого оно обязано быть.
Тенденция администрации к
самостоятельности по отношению к власти,
принимающей политические решения, со
ссылкой при этом на «вынужденную деловую
необходимость» и «деловую законность»
сделала и в Федеративной республике
актуальной проблему технократии.
Чиновничество имеет тенденцию из якобы
нейтрального управляющего
государственными интересами превратиться
во властный фактор с сильной, политически
едва ли контролируемой собственной
динамикой, в бюрократию в строгом смысле
этого слова.
Хотя формально имеются
возможности для контроля над бюрократией (особенно
в виде парламентской ответственности министра),
они фактически довольно ограниченны. Так,
важным средством контроля служит проверка
финансовых действий администрации
счетными палатами. Однако по своему
характеру она может сказаться только
спустя много лет, так как этот метод
проверки не допускает непосредственного
вмешательства в текущее исполнение стоящих
перед администрацией государственных
задач.
Организация управления
Федеративной республикой - в основном дело
земель. Большинство федеральных
министерств для реализации принятых ими
решений собственного административного
аппарата не имеет, а пользуется помощью и
содействием земельных управлений.
Федерация обращается к ним с указаниями,
дает поручения и воздействует изданием
распоряжений на конкретное проведение ими
в жизнь положений законов. Тот факт, что
конкретная, детальная работа должна
обеспечиваться землями, создает
исключительно сильные позиции бундесрата в
процессе законодательства, которые, не в
последнюю очередь, проявляются как
соучастие в административной деятельности.
Отсутствие центрального единого
управления, хотя и несколько усложняет
административный процесс, не может все-таки
рассматриваться как главная слабая сторона
германской управленческой системы.
Напротив, сотрудничество между Федерацией
и землями отлажено довольно хорошо и
придает землям через бундестаг тот вес,
который никак нельзя недооценивать.
|