On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Администрация в государственном упавлении Германии

Отношение германского гражданина к государственной адми­нистрации, как ни странно, двойственно. С одной стороны, госу­дарственная администрация - носитель высшей власти и вопло­щение государства, которое уважают. С другой стороны, граж­данин узнаёт эту власть как инстанцию, которая постоянно что-то от него требует и создает ему всяческие трудности, а потому активность ее должна вызывать у него недоверие. Поэтому по­чтение к носителю государственной власти зачастую сочетается у него со злопамятностью по отношению к управленческому го­сударству. Пока мало удалось объяснить гражданину, что демо­кратический строй по самой его идее - это механизм, посредст­вом которого народ управляет собой сам, делегируя государст­венную власть своим представителям.

Бюрократический корпус (а особенно рекрутируемые пре­имущественно с юридических факультетов высокопоставлен­ные чиновники), ссылаясь на исконно прусские традиции консер­вативной неподкупности и сознания своего долга, гарантировал себе по конституции унаследованные принципы профессиональ­ного чиновничества. Тем самым затруднена необходимая гиб­кость и мобильность внутри самого чиновничества: выслуга лет считается, как правило, важнее деловых качеств, и дельным аут­сайдерам трудно продвигаться вверх. С одной стороны, герман­ское чиновничество высшего ранга политизировано, а с дру­гой - оно порой проявляет слишком мало понимания и осозна­ния процесса образования политической воли в том партийном государстве, исполнительным органом которого оно обязано быть.

Тенденция администрации к самостоятельности по отноше­нию к власти, принимающей политические решения, со ссылкой при этом на «вынужденную деловую необходимость» и «дело­вую законность» сделала и в Федеративной республике актуаль­ной проблему технократии. Чиновничество имеет тенденцию из якобы нейтрального управляющего государственными инте­ресами превратиться во властный фактор с сильной, политичес­ки едва ли контролируемой собственной динамикой, в бюрокра­тию в строгом смысле этого слова.

Хотя формально имеются возможности для контроля над бю­рократией (особенно в виде парламентской ответственности ми­нистра), они фактически довольно ограниченны. Так, важным средством контроля служит проверка финансовых действий ад­министрации счетными палатами. Однако по своему характеру она может сказаться только спустя много лет, так как этот ме­тод проверки не допускает непосредственного вмешательства в текущее исполнение стоящих перед администрацией государст­венных задач.

Организация управления Федеративной республикой - в ос­новном дело земель. Большинство федеральных министерств для реализации принятых ими решений собственного админист­ративного аппарата не имеет, а пользуется помощью и содейст­вием земельных управлений. Федерация обращается к ним с ука­заниями, дает поручения и воздействует изданием распоряжений на конкретное проведение ими в жизнь положений законов. Тот факт, что конкретная, детальная работа должна обеспечиваться землями, создает исключительно сильные позиции бундесрата в процессе законодательства, которые, не в последнюю очередь, проявляются как соучастие в административной деятельности.

Отсутствие центрального единого управления, хотя и не­сколько усложняет административный процесс, не может все-та­ки рассматриваться как главная слабая сторона германской уп­равленческой системы. Напротив, сотрудничество между Феде­рацией и землями отлажено довольно хорошо и придает землям через бундестаг тот вес, который никак нельзя недооценивать.

Назад       Главная       Вперёд