У авторов боннской конституции
наибольшее недоверие к определенным
чертам веймарской конституции вызывал пост
главы государства. Рейхспрезидент
Веймарской республики был, в продолжение
конституционной традиции кайзеровского
режима, не только высшим представителем
государства, но и человеком, наделенным
огромной полнотой власти. Он являлся главнокомандующим
всеми вооруженными силами страны, он назначал
рейхсканцлера, а в условиях чрезвычайного
положения был также и законодателем.
Избранный народом на семь лет, президент
Германии мог рассчитывать на длительный,
демократически легитимированный срок
пребывания на этом посту.
Прежде всего, парламентский
совет, для которого всё плебисцитарное
было кошмаром, устранил народные выборы
президента. Он избирается сроком на пять
лет федеральным собранием, состоящим из
более 1200 делегатов. Половину его составляют
депутаты бундестага, а половину-делегаты
ландтагов, посланные в соответствии с
численностью представительств партий.
Боннская конституция почти
полностью ограничивает федерального
президента функцией высшего представителя
государства. Он стоит вне партийно-политической
борьбы и споров вокруг политической
власти: президент призван символизировать
единство государства.
Оставшиеся у него политические
функции носят преимущественно формальный
характер. Они, впрочем, приобретают политическую
значимость в критических ситуациях
конституционной жизни. При назначении
канцлера президент может оказать формирующее
влияние только в крайне сложной ситуации,
какой еще не случалось в истории
Федеративной республики. Подписывая
законы или вручая грамоты о назначении
чиновникам и офицерам, он фактически лишь
осуществляет волю Других государственных
органов. Его связанное с этим право на
проверку пригодности очень ограниченно. Во
всех предпринимаемых им исполнительных
актах он связан визой федерального
канцлера или соответствующего министра. В
прямом влиянии на остальные
конституционные органы, особенно на
федерального канцлера, ему отказано.
Однако он имеет право на получение информации.
Его статс-секретарь участвует в заседаниях
кабинета.
Если формальные возможности
федерального президента для политического
вмешательства действительно чрезвычайно
скудны, то, с другой стороны, его косвенные,
не связанные с формальными компетенциями
возможности оказывать влияние на
политическую жизнь рассматриваются
серьезными комментаторами как важные и
значчтельные. В своем качестве мирового
судьи и регулятора он ограничен, однако,
скромными дискретными акциями: может
предостерегать и советовать, но не
действовать сам политически; он должен по
большей части делать все за кулисами или
пытаться оказывать влияние публичными
речами.
Масштабы для общего понимания
положения федерального президента
установил первый президент Федеративной
республики Германия швабский либерал и
писатель Теодор Хейс. Свою миссию он считал
не политиччской в узком смысле слова, а сознавал
себя духовным представителем нового
германского государства как внутри страны,
так и за ее пределами. Благодаря Хейсу пост
федерального президента в 1949-1959 годах
воспринимался и определялся как
преимущественно национально-культурное
представительство.
Новый и гораздо более яркий
оттенок в свою деятельность внес затем
федеральный президент Густав Хайнеман.
После либерала Хейса и христианского
демократа Любке, избранный на крайне
напряженных выборах 1969 года, он был первым
социал-демократом на посту главы
государства со времен Фридриха Эберта -
первого президента Веймарской республики.
Хайнеман считал себя целиком президентом-гражданином,
демократом среди демократов, которому
выпали задача и долг надпартийно
представлять весь народ. Хайнеман
стремился свести к минимуму официальный
декорум, окружающий президента при
исполнении его функции. Представительство
государства должно было осуществляться с
трезвым достоинством, но без всякой
помпезности.
Четвертым федеральным
президентом стал в 1974 г. председатель СВДП
и министр иностранных дел Вальтер Шеель. В
духе своей личности он был более тонок и не
столь скован рамками государственной
репрезентации и тем самым снова доказал,
что характер и методы исполнения
федеральным президентом присущих ему
обязанностей в значительной мере зависят
от его личных качеств. Правда, эта
персональная окраска не могла решающим
образом изменить определенные
конституцией структурные формы
президентства в Федеративной республике.
Когда Вальтер Шеель, который
охотно пробыл бы на этом посту еще один срок,
из-за соотношения большинства в парламенте
не выставил, несмотря на большую
популярность, свою кандидатуру вновь, его
сменил бывший председатель бундестага Карл
Карстенс - христианско-демократический
политик консервативного толка. Его
избрание и сама его личность были выражением
последовавшего за оживленными 70-ми годами
консервативного поворота в германской
политике.
Шестой федеральный президент
Рихард фон Вайцзеккер (ХДС), избранный 23 мая
1984 г., в день конституции, идеально подходил
для этого поста и был снова переизбран в 1989
г. Большой авторитет, приобретенный
Вайцзеккером в кратчайший срок как внутри
страны, так и за границей, вряд ли может быть
превзойден. Наряду со столь же достойным,
сколь и предупредительным поведением фон
Вайцзеккера, авторитет его основывался на
самостоятельности и независимости
высказываемых им политических суждений по
всем вопросам, важным для нации, а также на
уверенном чувстве политических проблем
века, на способности придавать им
соразмерное значение и вне рамок партийной
конкуренции и правительственной политики.
Речь Вайцзеккера в бундестаге 8 мая 1985 г. по
случаю 40-й годовщины капитуляции Германии
во второй мировой войне была расценена и
далеко за пределами страны как мастерски
выразившая преодоление германского
прошлого и значение этого преодоления для
настоящего и будущего. Нет сомнения, что
президентство Вайцзеккера ощутимо пошло
на пользу Федеративной республике как
внутри, так и вне ее, хотя и не все политики
оказались способны так его воспринять.
Все предыдущие федеральные
президенты, если говорить о них в целом, в
принципе считались с отведенной им
конституцией узкой сферой деятельности.
Федеральный президент действительно не
является ключевой фигурой в силовом поле
Федеративной республики. Его авторитет
основан не на власти, а на том, каким именно
образом он представляет государство в целом
внутри страны и на международной арене, ибо
(это ясно показывает сравнение) для
каждого президента даже в узких конституционно-правовых
рамках все-таки остается немалый простор
для выражения на данном посту своих личных
способностей и качеств.
|