Органы законодательной власти -
это Федеральное Собрание Российской
Федерации: народные собрания,
государственные собрания, верховные советы,
законодательные собрания, государственные
собрания республик в составе Российской
Федерации; думы, законодательные собрания,
областные собрания и другие
законодательные органы власти краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит
в том, что они избираются непосредственно
народом и никаким другим путем
формироваться не могут. В своей
совокупности они составляют систему
представительных органов государственной
власти Российской Федерации.
Являясь законодательными
органами, представительные органы
государственной власти выражают
государственную волю многонационального
народа Российской Федерации и придают ей
общеобязательный характер. Они принимают
решения, воплощаемые в соответствующих
актах, принимают меры к исполнению своих
решений и осуществляют контроль за их
реализацией. Решения законодательных
органов обяяательны к исполнению всеми
другими органами соответствующего уровня,
а также всеми нижестоящими органами
государственной власти и органами местного
самоуправления.
Органы законодательной власти
делятся на федеральные и региональные (субъектов
федерации). Федеральным законодательным и
представительным органом Российской
Федерации является Федеральное Собрание
Российской Федерации. Это
общегосударственный, общероссийский орган
государственной власти, действующий в
масштабах всей Российской Федерации. Все
другие законодательные органы,
функционирующие на территории Российской
Федерации, являются региональными,
действующими в пределах соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти -
это прежде всего высший орган федеральной
исполнительной власти - Правительство
Российской Федерации; другие федеральные
органы исполнительной власти -
министерства, государственные комитеты и
ведомства при Правительстве Российской
Федерации; органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации -
президенты и главы администраций субъектов
федерации, их правительства, министерства,
государственные комитеты и другие
ведомства. Они составляют единую систему
органов исполнительной власти,
возглавляемую Правительством Российской
Федерации.
Для органов исполнительной
власти характерно, что они либо образуются (назначаются)
соответствующими руководителями
исполнительно власти - президентами или
главами администраций, либо избираются
непосредственно населением. Так,
Правительство Российской Федерации
образуется Президентом Российской
Федерации, который назначает с согласия
Государственной Думы Председателя
Правительства и по предложению
Председателя Правительства - заместителей
Председателя Правительства и федеральных
министров. Главы администраций, если они не
заняли эту должность в результате всеобщих,
равных, прямых выборов при тайном
голосовании, назначаются на должность и
освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации и т. д.
Органы исполнительной власти
осуществляют особый вид государственной
деятельности, которая носит исполнительный
и распорядительный характер. Они
непосредственно исполняют акты
представительных органов государственной
власти, указов Президента Российской
Федерации, организуют исполнение этих
актов или своими распоряжениями
обеспечивают их исполнение. Свои акты они
издают на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации,
конституций и уставов субъектов Российской
Федерации, федеральных законов и законов
представительных органов субъектов
федерации, нормативных указов Президента и
нормативных актов руководителей глав
администрации субъектов Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
вышестояящих органов исполнительной
власти.
Органы исполнительной власти
делятся по территории деятельности на
федеральные и субъектов федерации.
Федеральные - это Правительство Российской
Федерации, федеральные министерства,
государственные комитеты и другие
ведомства. Органы субъектов федерации -
президенты и главы администраций субъектов
федерации, их правительства, министерства,
государственные комитеты и другие
ведомства.
По характеру полномочий органы
исполнительной власти подразделяются на
органы общей компетенции, ведающие всеми
или многими отраслями исполнительной
деятельности, и органы специальной
компетенции, ведающие отдельными отраслями
или сферами исполнительной деятельности. К
первым из них относится, например,
Правительство Российской Федерации и
правительства субъектов федерации, ко
вторым - министерства, государственные
комитеты и другие ведомства федерации и ее
субъектов.
Органы исполнительной власти
специальной компетенции по характеру своей
компетенции могут быть также подразделены
на органы отраслевые, руководящие
определенными отраслями управления, и
органы, осуществляющие межотраслевое
управление. К первым из них относятся, как
правило, министерства, ко вторым, главным
образом - государственные комитеты.
Следует различать также органы
исполнительной власти коллегиальные и
единоначальные. Коллегиальные - это
Правительство Российской Федерации и
правительства субъектов федерации.
Единоначальными органами являются
министерства и ряд других органов
исполнительной власти.
Органы судебной власти -
Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации,
другие федеральные суды, а также суды
субъектов Российской Федерации.
Органы правосудия в совокупности
составляют судебную систему Российской
Федерации. Основной видовой особенностью
этих органов является осуществление
судебной власти посредством
Конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 125) судебным
органом конституционного контроля,
самостоятельно и независимо
осуществляющим судебную власть
посредством конституционного
судопроизводства, является
Конституционный Суд Российской Федерации.
Высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и
иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляющим в
предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за
их деятельностью и дающим разъяснения по
вопросам судебной практики, является
согласно Конституции Российской Федерации
(ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации.
В Конституции Российской
Федерации (ст. 127) устанавливается, что
высшим судебным органом по разрешению
экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами,
осуществляющим в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дающим разъяснения по вопросам судебной
практики, является Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Аналогичные функции
осуществляют соответствующие суды в
субъектах Российской Федерации.
Особую группу государственных
органов, не относящихся ни к одному из ранее
названных видов органов государственной
власти, составляют органы прокуратуры.
Прокуратура Российской
Федерации согласно Конституции Российской
Федерации (ст. 129) составляет единую
централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской
Федерации.
Основной видовой особенностью
органов прокуратуры является
осуществление ими надзора за исполнением
законов в сфере государственного
управления, экономической деятельности и
охраны прав и свобод граждан; за
исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия: за
соответствием закону судебных актов; за
исполнением законов в местах содержания
задержанных и предварительного заключения,
при исполнении наказаний и иных мер
принудительного характера, назначаемых
судом; за исполнением законов органами
военного управления, воинскими частями и
учреждениями.
Особую функцию прокуратуры
образует участие прокуроров в рассмотрении
дел судами. Прокуратура осуществляет также
функцию расследования преступлений,
является формой защиты прав личности
потерпевшего от преступного
посягательства. Она участвует в
правотворческой деятельности государства.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 129) Генеральный
прокурор Российской Федерации назначается
на должность и освобождается от должности
Советом Федерации по представлению
Президента Российской Федерации. Прокуроры
субъектов федерации назначаются
Генеральным прокурором по
согласованию с субъектами федерации. Иные
прокуроры назначаются Генеральным
прокурором Российской Федерации.
Полномочия, организация и
порядок деятельности Прокуратуры
Российской Федерации определяются
федеральным законом.
|