Подавляющее большинство россиян
обеспокоены отсутствием порядка в стране и
недовольны властью, не способной его
обеспечить. Но означает ли это, что они
разочаровались в нынешнем политическом
режиме и хотели бы заменить его каким-то
другим? Этот вопрос можно сформулировать и
иначе: на чем должен быть основан порядок,
который бы их устраивал, и какие средства
преодоления беспорядка кажутся им
наиболее предпочтительными?
Единственный образец, знакомый
большинству россиян по собственному опыту,
- это советский порядок. Отвечая на вопрос о
том, что обеспечивало порядок в стране при
советской власти (можно было выбрать любое
число ответов), наши сограждане называют
прежде всего страх людей перед властью (30%
ответов), законы, лишавшие граждан права
свободной экономической и политической
деятельности (18%), репрессии (17%), запрет на
любое инакомыслие и обязательность единой
для всех государственной идеологии (17%),
подчиненность судебных органов высшему
руководству страны (10%). При этом
распределение ответов на следующий вопрос -
что из перечисленного стоило бы взять на
вооружение нынешней власти, - показывает
негативное отношение опрошенных к данным
особенностям советского опыта. Страх перед
властью хотели бы перенести в сегодняшний
день около 4% опрошенных, столько же -
антилиберальное законодательство,
репрессии - 1 %, запрет на инакомыслие - 2%,
подчиненность судов высшему руководству
страны - 5%.
Подобная же картина
воспроизводится и при ответах на вопрос:
Кто из руководителей государства (от
Ленина до Ельцина), на Ваш взгляд,
обеспечивал или обеспечивает такой
порядок в стране, который бы устроил Вас
сегодня больше всего? Даже среди тех, кого
устраивал порядок во времена Сталина, не
так уж много готовых отказаться от свобод,
которыми располагают они сегодня. Лишь 15-20%
из них не дорожат свободой средств массовой
информации, выборов органов
государственной власти, митингов и
забастовок, въезда и выезда из страны. Всего
17% согласны поступиться правом частной
собственности, частного
предпринимательства. Неприятие прежней
несвободы, свойственное сегодня
большинству россиян, независимо от их
нынешней политической ориентации, - таков
один из самых главных итогов последних лет.
И с этим вынужден будет считаться любой
политик, любая политическая сила,
обещающая народу наведение порядка.
Оценка советского опыта
существенно меняется, когда от разговора о
методах, практиковавшихся властью, мы
переходим к обсуждению особенностей
советского народа, способствовавших
поддержанию порядка. Для 38 % опрошенных - это
вера большинства людей в общее для всех
светлое будущее, примирявшая с бедами и
трудностями настоящего, а для 34% -
сознательное отношение многих людей к
своей работе как к общенародному делу.
Почти такое же число респондентов (33 % )
считали бы полезным перенести подобное
отношение к труду в сегодняшнюю жизнь. 79
Правда, веру в светлое будущее хотели бы
привить нынешнему поколению только - 20 %, что
может свидетельствовать о происходящей в
российском обществе переоценке ценностей
- люди начинают дорожить настоящим и
отказываются жертвовать им даже во имя
самого лучезарного будущего.
Если бы особенности советского
сознания, по сей день сохранившие привлекательность
для многих наших сограждан, воспринимались
в том же самом значении, которое им придавал
коммунистический режим, то и веру в будущее,
и сознательное отношение к труду желали бы
перенести в сегодняшнюю жизнь в первую
очередь сторонники компартии. Однако
ничего подобного мы не обнаружили.
Сторонники Ельцина, Г.Явлинского и Зюганова
почти ничем не отличаются в этом отношении
друг от друга. Люди, больше других склонные
идеализировать советский опыт в целом, в
своем восприятии особенностей
мироощущения советского человека почти
ничем не отличаются от всех остальных.
Конечно, одни и те же слова о светлом
будущем и сознательном отношении к своей
работе могут восприниматься неодинаково.
Для кого-то они остаются специфическими
советскими идеологемами, а для кого-то их
смысл трансформировался, приближаясь к
общечеловеческому. Но это такие оттенки,
которые не создают разномыслия, мешающего
понимать друг друга и находить общий язык.
Складывается впечатление, что
поляризация политических ориентаций постепенно
перестает довлеть над сознанием российских
граждан. И очень важно, что точкой
консолидации обещает стать самая "горячая"
точка общественного бытия. Сама идея
порядка очищается в представлениях россиян
от политической и идеологической
заданности.
Если мысль о реставрации
советского режима ради наведения порядка
большинство россиян отвергает, то следует
ли из этого, что для них привлекательны
принципы, позволяющие обеспечивать порядок
в странах Запада? Однозначно ответить на
этот вопрос нельзя. Как правило, граждане
России воспринимают жизнь на Западе чисто
умозрительно, как своеобразную проекцию (со
знаком "плюс" или "минус")
собственного прежнего и нынешнего опыта.
Три четверти опрошенных связывают тамошний
порядок прежде всего с деятельностью
властей, считая их особой заслугой
государственные гарантии социальной
защиты. При этом особенности правосознания
и психологии самих граждан (привычка
добровольно соблюдать законы, рассчитывать
не столько на помощь государства, сколько
на собственные силы) осознаются слабее. В
них усматривает основу западного порядка
лишь треть опрошенных.
Вновь мы видим, что расхождения
во мнениях практически никак не связаны с
политическими предпочтениями. У
голосовавших на президентских выборах за
Ельцина и за Зюганова суждения почти
полностью совпадают. И что здесь наиболее
примечательно - большинство россиян,
независимо от политических взглядов, не
только одинаково обеспокоены ощущением
беспорядка в стране, но и одинаково склонны
искать спасительные рецепты в опыте Запада.
Политические расхождения отступают на
задний план, когда, например, речь заходит о
правовых принципах, которыми должно
руководствоваться государство, и правовых
гарантиях, которые оно должно давать
гражданам (вопрос предполагал возможность
любого числа ответов) : о неотвратимости
наказания любого нарушителя закона - от
рядового гражданина до главы государства (этот
правовой принцип считают важнейшим 33% опрошенных)
, о гарантированной государством свободе
независимой экономической и политической
деятельности в рамках закона (30%), о сильном
и независимом суде, обеспечивающем
соблюдение законов и гражданами, и властью
(29%), об общественном контроле доходов
должностных лиц (29%), о государственных
гарантиях соблюдения договоров между
предприятиями, организациями, частными
лицами (26%). При этом из каждых трех
опрошенных двое хотели бы, чтобы
характерные - для стран Запада правовые
методы регулирования общественной жизни
прочно вошли и в российскую практику.
Последовательное неприятие
Запада, заставляющее отвергать даже
бесспорно положительное в его опыте,
сегодня занимает в спектре мнений наших
респондентов гораздо более скромное место.
Лишь 5 % опрошенных полагают, что в странах
Запада порядок отсутствует. (Среди них доля
сторонников Ельцина в 2,5 раза меньше, чем по
населению в целом - соответственно 5% и 12%,
доля сторонников Зюганова в два с лишним
раза больше- соответственно 41% и 19%,
приверженцы же Явлинского не представлены
вовсе.) Настораживает, однако, относительно
высокая доля тех, кто затруднился дать
ответ на вопрос, что именно позволяет
поддерживать порядок в странах Запада (16%).
Выходит, в общей сложности около 20% россиян
либо не приемлют правовой демократический
порядок, либо не испытывают особого желания
познакомиться с ним поближе. Такие
настроения части россиян могут быть
использованы при попытке
антизападнической политической
реставрации. И численное превосходство
тех, кто симпатизирует западному
общественному устройству (в первую очередь
в том, что связано с гарантиями прав и
законностью), не отражает истинного
соотношения позиций. Преждевременно
говорить о том, что все эти люди уже сегодня
готовы принять порядок, который несет с
собой демократический режим западного типа.
Одно дело - умозрительно представлять себе
порядок в целом как некий идеал, совсем
другое - отдавать отчет, какие
обязательства накладывает на человека его
поддержание.
Это, к слову сказать, понимают и
многие наши респонденты, в первую очередь
представители группы "сторонников
гражданской ответственности". В их
ответах сквозит убеждение в том, что в
нынешних условиях избыток свободы вреден
для нового рыночного порядка. Свобода СМИ,
забастовок, митингов и других акций
протеста, которая на Западе считается
нормой жизни, в сегодняшней России, по
мнению этих людей, оборачивается
злоупотреблениями, препятствующими становлению
порядка.
Из-за слабости, неукорененности в
России традиции правового регулирования
общественной жизни идеалы плохо
сопрягаются с реальностью и жизненным опытом.
Отсюда, видимо, и такой парадокс: среди тех
двух третей опрошенных, которые
приветствовали бы перенос на отечественную
почву западной правовой практики полностью
или частично, около половины не испытывают
отвращения к порядку, насаждавшемуся
советскими вождями. Вновь мы убеждаемся в
том, что постсоветский человек
абстрагирует упорядоченность жизни от
порождающего ее политического режима. И
даже больше, чем по отношению к советским (тоталитарным)
и западным (демократическим) основам
порядка, проявляется этот дефект зрения в
весьма своеобразном восприятии
авторитарного режима, с которым некоторые
политики и идеологи связывают сейчас все
надежды на преодоление разлагающего страну
беспорядка.
Современная политология видит
характерный признак авторитарного
политического режима и соответствующего
ему общественного порядка в сочетании
ограничения либо даже подавления
политических прав и свобод с гарантиями
свободы частного предпринимательства. В
России, как показало наше исследование,
такое понимание авторитаризма непопулярно.
Людей, выступающих за развитие рыночных
отношений, но готовых за наведение порядка
в стране заплатить своими политическими
правами и свободами, - всего лишь неполных 7%
от общего числа опрошенных. Для тех, кто
говорит сегодня об "ужесточении власти",
гораздо более типичны прямо
противоположные ожидания. Они уповают на то,
что государство прежде всего "разберется"
с теми экономическими проблемами, которые
стоят сейчас в общественном сознании на
первом месте. Пожертвовать теми или иными
экономическими правами и свободами (либо
правом частной собственности и свободы
предпринимательства, либо свободой
рыночного ценообразования и т.п.) сегодня
согласны в целом около 40% россиян. А около 20%
опрошенных готовы даже вернуться к
плановой системе советского образца.
Именно этих людей следовало бы считать
наиболее последовательными сторонниками
железной руки. Но и среди них не меньше
половины отступают от своей жесткой
позиции, когда речь заходит о политических
правах и свободах. Даже во имя порядка они
не желают ими пожертвовать.
Сращение экономического диктата
и политической свободы выглядит абсурдом. И
действительно, трудно себе представить, что
такой странный гибрид может оказаться
жизнеспособным. Тем не менее именно в нем
воплощаются ожидания значительного числа
россиян, которых в силу этого следует
условно назвать "квазиавторитаристами".
Политику, который сегодня
разрабатывает свою стратегию, рассчитывая
стать "российским Пиночетом", можно
только посочувствовать. Как, впрочем, и
идеологам партии власти, надеющимся, что
авторитарный режим сможет в России стать
той силой, которая создаст условия для
радикальных рыночных преобразований. Они
видят только то, что тяга к "железной руке"
в России достаточно велика, но не учитывают
парадоксальных особенностей социальных
ожиданий значительной части российских
авторитаристов, не понимают, что для
сохранения социальной базы такого режима
политически необходимо было бы достижение
недостижимого: насаждение авторитарных
методов - при сохранении политических
свобод и развитие рыночных отношений - при
утверждении диктата государства в сфере
экономики.
Не надо долго гадать, в какую
сторону будет эволюционировать этот режим,
тем более что "квазиавторитаристы" как
его социальная база легко смыкаются с теми,
для кого ни экономические, ни политические
права и свободы не представляют значимой
ценности. Сильная авторитарная власть в
сегодняшней России (как, впрочем, и
нарастание хаоса при бездействии власти)
может стать прологом только к новому
пришествию тоталитаризма, при котором
государство решительно подавит общество.
Тем не менее вовсе не исключено, что политик,
который успешнее других сумеет сыграть на
всеобщем возмущении беспорядком, вполне
сможет рассчитывать - на поддержку людей,
готовых во имя порядка согласиться на
ужесточение власти. Возникновение "квазиавторитарного"
или близкого к нему режима, подобного режиму
А.Лукашенко в Белоруссии, при определенных
условиях вполне возможно и в России.
|