В качестве основного вывода
данной курсовой работы приведем аналоги
отношения к высшей государственной власти
в других странах с высоко развитыми
правовыми традициями. Сравнение текстов
российской и зарубежных конституций дает
лишь поверхностное представление о
сходстве тех или иных положений, а равно и
достоинствах или недостатках различных
формулировок. Сам по себе даже безупречный
текст Конституции с полным набором
гарантий прав и свобод и общепризнанных
принципов конституционного строя еще
ничего не говорит о состоянии
государственности и общественного бытия.
Во многих государствах Африки, Латинской
Америки внешне демократические
Конституции "сосуществуют"
десятилетиями с диктаторским режимом
государственной власти со всеми его
последствиями для общества. В этом смысле
говорить о приближении или тяготении нашей
Конституции к французскому аналогу
настолько верно, насколько "близки и
схожи" наши российские будни с
французским гражданским обществом,
традициями, парламентаризмом, уважением
личности в этом государстве.
Думается, хотя и имели в виду
французский опыт, что разработчики не
смогли избежать внешне незаметного
включения в текст Конституции
опробированных методов руководства и
легализации некоторых "партийных"
механизмов и прерогатив власти. В
результате Президент превратился в вершину
государственной пирамиды, осуществляет
единоличное руководство внешней политикой,
всеми силовыми министерствами и
ведомствами, обладает пропагандистским
аппаратом, Бездействующим на средства
массовой информации. Многие элементы
директивного руководства были сохранены и
взяты в основу президентской власти. Это
касается, в частности, опыта по подбору и
расстановке кадров в высшем руководстве, в
результате которой мы, как и прежде,
остались с громоздкой, неуправляемой и
неэффективной исполнительной вертикалью.
Президентская власть не смогла
еще стать подлинно реформаторской по своей
сути. Это связано с тем, что слишком сильное
влияние оказывают всякого рода устойчивые
аппаратные связи. Приходится
констатировать, что часть государственного
аппарата не поддерживала многие начинания
главы государства, многие его указы и
распоряжения. Решения Президента
откровенно игнорировались и не исполнялись
в центре и на местах. На первый взгляд,
глубокая перестройка структур
исполнительной и представительной власти
нередко оказывалась фактически
косметическим ремонтом и сменой вывесок. В
новые органы власти пришли другие
руководители, но сам аппарат не стал
работать лучше. Заметим, что большинство
чиновников, как и раньше, имеют "принципиально
личные" цели и местечковые интересы. А
действительно деловые, квалифицированные
кадры экономистов, юристов, управленцев
ушли в коммерческие структуры, открыли
собственное дело.
Современные структуры власти, за
редким исключением, оказались на обочине
государственного управления. Они не
способны решать новые задачи и не имеют
четко поставленных целей политическим
руководством. Если раньше единая
исполнительная вертикаль подкреплялась
жесткой исполнительской дисциплиной,
неотвратимостью дисциплинарных и
партийных санкций при невыполнении
указаний свыше, то теперь администрация
регионов часто "варится в "собственном
соку", выполняя то, что выгодно, и
игнорирует то, что ей не подходит. Единой
системы исполнительной власти в России
фактически нет. Она еще в процессе создания.
Она оказалась размытой ошибочной идеей
самостоятельности республик, краев,
областей и других субъектов Российской
Федерации. Нельзя забывать, что сама
выборность глав администраций на местах
становится определяющим' фактором в их
взаимоотношениях со всеми федеральными
органами власти, поскольку освободить
выбранного руководителя с должности стало
не менее сложно, чем отрешить от должности
Президента. Можно вывести математическую
формулу, согласно которой авторитет и сила
Президента, Правительства и иных
федеральных органов власти обратно
пропорциональны конституционной
самостоятельности исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Разрыв центра и регионов в
проведении и понимании нового
политического и экономического курса
ставит перед реформаторами в качестве
первостепенной задачи выработку
согласованных мер при одновременном
проведении жесткой исполнительской
дисциплины. Потребуются конкретные
действия Президента, Правительства,
законодательные решения, объединяющие
усилия всех органов власти, должностных лиц
в проведении единой государственной
политики по созданию социально
ориентированного экономического механизма,
в осуществлении коренного переустройства
государственной власти в интересах защиты
и реализации прав и свобод человека и
гражданина, создания для соотечественников
достойных условий жизни, как это
предписывается (а не декларируется)
Конституцией, учитывая прямое действие
всех ее положений.
Использованная литература.
1. Алексеев С.С. Государство и
право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994. 2.Алексеев
С.С. Общая теория права: В 2 т.-М.: Юрид. лит,
1981-1982. - Т. 1-2. 3.Алексеев С.С. Теория права. - М.:
Бек, 1994.
4. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З.
Социалистическое правовое государство: от
идеи к осуществлению. - М.: Наука, 1989.
5. Васильев А.М. Правовые
категории. - М.: Юрид. лит., 1976.
6. Давид. Р. Основные правовые
системы современности / Пер. с фр. В.А.
Туманова. - М.: Прогресс, 1988.
7. Зивс С.Л. Источники права. - М.:
Наука, 1981.
8. Керимов Д.А. Культура и техника
законотворчества. - М.: Юрид. лит., 1991. 10.Керчмов
Д.А. Основы философии права. - М.: Манускрипт,
1992.
11. Общая теория права и
государства / Под ред. В.В. Лазарева - М.:
Юрист, 1994.
12. Ленин В. И. Государство и
революция // Полн. собр. соч. - Т. 13.
13. Лившиц Р.З. Современная теория
права. Краткий очерк. - М.: ИГП РАН, 1992.
14. Лившиц Р.З. Теория права. - М.:
Бек, 1994.
15.Научные основы советского
правотворчества. - М.: Наука, 1981.
16. Нерсесянц В.С. Право и закон: Из
истории правовых учений. - М.; Наука, 1983.
17. Теория государства и права.
Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова
- М.: Юрист, 1995.
|