On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Приобретение и прекращение гражданства

Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устана­вливает, что гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению, в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восста­новления в гражданстве Российской Федерации; е) путем вы­бора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.

Перечень оснований существенно отличается от устана­вливаемых прежним союзным законодательством. Это объяс­няется особыми условиями становления российского граж­данства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР.

Признание гражданства как основание его приобре­тения не предусматривалось в предшествующем законода­тельстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т. е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином госу­дарства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями: 1) признанием гражданства, 2) приобретением гражданства в соответствии с данным законом. Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т. е. нацелено на будущие отношения граж­данства. Но закон должен решить и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона. Введение какого-либо основания для нового оформ­ления приобретения гражданства миллионами людей нере­ально и нецелесообразно.

Поэтому применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в сипу нового зако­на, сохраняется этот статус.

Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключа­ется в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.

При принятии действующего закона о гражданстве России не было оснований для выделения признания гражданства из оснований его приобретения. В ст. 2 установлено, что гражданами Российской Федера­ции являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим законом, а норма о признании включена в статью об основаниях приобретения гражданства.

Российский закон не мог использовать форму признания гражданами Российской Федерации всех лиц, которые со­стояли в гражданстве Российской Федерации на день вступ­ления в силу закона. Объясняется это тем, что гражданство Российской Федерации (как и других союзных республик) за весь период ее пребывания в составе СССР не имело юриди­ческого оформления. Хотя по союзной и республиканской конституциям Россия обладала гражданством, однако оно растворялось полностью в союзном гражданстве, не фиксиро­валось ни в каких документах. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности к граж­данству Российской Федерации.

Поэтому в Законе признание гражданства получило не­обычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства.

По Закону (ст. 13) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно про­живающие на территории Российской федерации на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Россий­ской Федерации.

Необычной для законодательства о гражданстве является и оговорка о возможности в течение года заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Наличие ее в законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающих необхо­димым условиям для признания их гражданами Российской Федерации, могли быть такие, которые считали себя гражда­нами других бывших союзных республик, и право этому не препятствовало. Отсутствовали правовые нормы о том, по каким основаниям определяется республиканское гражданство, и как оно документально оформляется. В прежнем Положении о гражданстве СССР 1931 г. указывалось на возможность при­знания гражданина СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой.

Поэтому отсутствие в Законе Российской Федерации ого­ворки о возможности заявить о нежелании состоять в граж­данстве Российской Федерации означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в корпус граждан Российской Федерации вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящемся с правовыми установлениями по этому вопросу. Заявление о нежелании состоять в граж­данстве Российской Федерации не является отказом от граж­данства Российской Федерации, поскольку данное лицо еще не состояло в гражданстве Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Рос­сийской Федерации.Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Кон­ституции Российской Федерации. Закон предусматривает две формы выхода из граж­данства: по ходатайству гражданина Российской Федера­ции и в порядке регистрации.

В первом случае решение о выходе принимается Прези­дентом Российской Федерации, во втором - прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел.

В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное житель­ство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.

В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.Действующий Закон Российской Федерации определил две групп оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних, в выходе из гражданства может быть отказано. Дру­гие - вообще исключают возможность выхода (ст. 23).

Основанием для возможного отклонения ходатайства яв­ляется наличие у гражданина Российской Федерации имуще­ственных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обяза­тельств перед государством, вытекающих из оснований, опре­деляемых законом Российской Федерации.

Нормы Закона значительно сузили рамки свободного ре­шения государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодатель­ством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражда­нин Российской Федерации проживает или намеревается по­селиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи.

Кроме того, новым является установление о том, ччо пре­пятствующие выходу причины должны вытекать из осно­ваний, определяемых законом.

Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: а) после полу­чения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствую­щий о выходе, привлечен в качестве обвиняемого по уголов­ному делу, либо в отношении него имеется вступивший в за­конную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Закон предусматривает, ччо отклонение ходатайства о вы­ходе из гражданства Российской Федерации или отказ в реги­страции выхода должны быть мотивированы полномочными органами.

Основанием прекращения гражданства Российской Феде­рации является также отмена решения о приеме в граж­данство Российской Федерации (ст. 24).

Причиной для этого является приобретение гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных све­дений и фальшивых документов. С целью должных гарантий прав гражданина Российской Федерации закон закрепляет судебный порядок установления такого рода фактов, не свя­зывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении граж­данства незаконным путем).

Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после приема.

Назад       Главная       Вперёд