Ст. 12 Закона о гражданстве
Российской Федерации устанавливает, что
гражданство приобретается: а) в результате
его признания; б) по рождению, в) в порядке
его регистрации; г) в результате приема в
гражданство; д) в результате восстановления
в гражданстве Российской Федерации; е)
путем выбора (оптации); ж) по иным
основаниям, предусмотренным данным законом.
Перечень оснований существенно
отличается от устанавливаемых прежним
союзным законодательством. Это объясняется
особыми условиями становления российского
гражданства, как бы «вычленяющегося»
из гражданства СССР.
Признание гражданства как
основание его приобретения не
предусматривалось в предшествующем
законодательстве. Во всех прежних законах
содержалась общая норма, определяющая принадлежность
к гражданству, т. е. дающая ответ на вопрос о
том, кто является гражданином государства.
Обретение такого статуса связывалось с
двумя основаниями: 1) признанием
гражданства, 2) приобретением
гражданства в соответствии с данным
законом. Последнее основание начинало
действовать с момента вступления в силу
нового закона, т. е. нацелено на будущие
отношения гражданства. Но закон должен
решить и вопрос о тех, кто уже имел
гражданство данного государства до
принятия нового закона. Введение какого-либо
основания для нового оформления
приобретения гражданства миллионами людей
нереально и нецелесообразно.
Поэтому применяется форма
признания гражданства, означающая
законодательное решение вопроса о том, за
кем из числа лиц, состоявших в гражданстве
данного государства на момент вступления в
сипу нового закона, сохраняется этот
статус.
Закон обычно применяет «нулевой
вариант». Он заключается в том, что по
новому закону гражданами государства
признаются все лица, которые состояли в его
гражданстве на момент вступления в силу
данного закона.
При принятии действующего закона
о гражданстве России не было оснований для
выделения признания гражданства из
оснований его приобретения. В ст. 2
установлено, что гражданами Российской
Федерации являются лица, приобретшие
гражданство Российской Федерации в
соответствии с настоящим законом, а норма о
признании включена в статью об основаниях
приобретения гражданства.
Российский закон не мог
использовать форму признания гражданами
Российской Федерации всех лиц, которые состояли
в гражданстве Российской Федерации на день
вступления в силу закона. Объясняется это
тем, что гражданство Российской Федерации (как
и других союзных республик) за весь период
ее пребывания в составе СССР не имело юридического
оформления. Хотя по союзной и
республиканской конституциям Россия
обладала гражданством, однако оно
растворялось полностью в союзном
гражданстве, не фиксировалось ни в каких
документах. Действовал единый паспорт
гражданина СССР, и нельзя было правовыми
средствами ни подтвердить, ни опровергнуть
факта принадлежности к гражданству
Российской Федерации.
Поэтому в Законе признание
гражданства получило необычную форму
выражения и зафиксировано как основание
приобретения гражданства.
По Закону (ст. 13) гражданами
Российской Федерации признаются все
граждане бывшего СССР, постоянно проживающие
на территории Российской федерации на день
вступления в силу настоящего закона, если в
течение года они не заявят о своем
нежелании состоять в гражданстве Российской
Федерации.
Необычной для законодательства о
гражданстве является и оговорка о
возможности в течение года заявить о
нежелании состоять в гражданстве
Российской Федерации. Наличие ее в законе
объясняется тем, что среди лиц, отвечающих
необходимым условиям для признания их
гражданами Российской Федерации, могли
быть такие, которые считали себя гражданами
других бывших союзных республик, и право
этому не препятствовало. Отсутствовали
правовые нормы о том, по каким основаниям
определяется республиканское гражданство,
и как оно документально оформляется. В
прежнем Положении о гражданстве СССР 1931 г.
указывалось на возможность признания
гражданина СССР по его желанию гражданином
не той республики, где он проживает, а
другой.
Поэтому отсутствие в Законе
Российской Федерации оговорки о
возможности заявить о нежелании состоять в
гражданстве Российской Федерации
означало бы нарушение прав человека,
принудительное зачисление лица в корпус
граждан Российской Федерации вопреки его
представлениям о своем гражданстве, не
расходящемся с правовыми установлениями по
этому вопросу. Заявление о нежелании
состоять в гражданстве Российской
Федерации не является отказом от гражданства
Российской Федерации, поскольку данное
лицо еще не состояло в гражданстве
Российской Федерации.
Гражданство Российской
Федерации может прекращаться по различным
основаниям. Главными являются: выход из
гражданства; отмена решения о приеме в
гражданство; выбор гражданства (оптация).
Прекращение гражданства
Российской Федерации влечет за собой
прекращение гражданства республик в
составе Российской Федерации.Выход из
гражданства Российской Федерации - главное
основание его прекращения. Право на
изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции
Российской Федерации. Закон
предусматривает две формы выхода из гражданства:
по ходатайству гражданина
Российской Федерации и в порядке
регистрации.
В первом случае решение о выходе
принимается Президентом Российской
Федерации, во втором - прекращение
гражданства регистрируется
соответствующими органами внутренних
дел.
В таком упрощенном порядке
заявить о намерении выйти из гражданства
Российской Федерации может лицо, у которого
хотя бы один из родителей, супруг или
ребенок имеют иное гражданство, либо если
лицо выехало на постоянное жительство в
другое государство в установленном законом
порядке и отсутствуют препятствия,
предусмотренные законом.
В прежнем союзном
законодательстве предусматривался выход
из гражданства только по ходатайству лица.Действующий
Закон Российской Федерации определил две
групп оснований, которые препятствуют
выходу. При наличии одних, в выходе из
гражданства может быть отказано.
Другие - вообще исключают
возможность выхода (ст. 23).
Основанием для возможного
отклонения ходатайства является наличие у
гражданина Российской Федерации имущественных
обязательств перед физическими или
юридическими лицами Российской Федерации,
либо неисполненных обязательств перед
государством, вытекающих из оснований, определяемых
законом Российской Федерации.
Нормы Закона значительно сузили
рамки свободного решения
государственными органами вопроса о выходе
из гражданства по сравнению с бывшим
союзным законодательством. Условия
отклонения ходатайства о выходе касаются
только тех случаев, когда ходатайствующий о
выходе гражданин Российской Федерации
проживает или намеревается поселиться в
стране, не связанной с Российской
Федерацией договорными обязательствами о
правовой помощи.
Кроме того, новым является
установление о том, ччо препятствующие
выходу причины должны вытекать из оснований,
определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает
возможность выхода из гражданства. Выход не
допускается: а) после получения повестки о
призыве на военную или альтернативную
службу и до ее окончания; б) если гражданин,
ходатайствующий о выходе, привлечен в
качестве обвиняемого по уголовному делу,
либо в отношении него имеется вступивший в
законную силу и подлежащий исполнению
обвинительный приговор суда.
Закон предусматривает, ччо
отклонение ходатайства о выходе из
гражданства Российской Федерации или отказ
в регистрации выхода должны быть мотивированы
полномочными органами.
Основанием прекращения
гражданства Российской Федерации
является также отмена решения о приеме в
гражданство Российской Федерации (ст.
24).
Причиной для этого является
приобретение гражданства Российской
Федерации на основании заведомо ложных сведений
и фальшивых документов. С целью должных
гарантий прав гражданина Российской
Федерации закон закрепляет судебный
порядок установления такого рода фактов, не
связывает отмену решений о приеме в
гражданство конкретного лица с
прекращением гражданства супруга и детей (если
не будет доказана их осведомленность в
приобретении гражданства незаконным
путем).
Кроме того, оговаривается, что
отмена решения о приеме возможна только в
течение пяти лет после приема.
|