Важную роль в финансировании
инвестиционных программ фирм играл банковский кредит, причем государство
активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.
Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением
уровня производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в какой-то
мере сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии в
масштабах проблем.
Как видно из таблицы, роль банковских кредитов в
финансировании компаний существенно превосходила роль рынков капитала.
При всех страновых различиях в финансировании деятельности
корпораций доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная
прибыль и амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль
акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй, Тайваня).
Как отмечают специалисты Всемирного банка, “лишь по мере созревания экономики
предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков акций и
облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым фактором
в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их наиболее
динамичного развития”.
Важную роль в
финансировании инвестиционых программ во многих динамично развивавшихся
странах играли государственные финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой
сфере Южной Кореи пре
обладали государственные институты, тогда как частные
банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к
началу 90-х годов находились в рудиментарном состоянии.
Государственные кредитно-финансовые институты сыграли
значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на
начальной стадии. За счет займов государственных финансовых институтов в 1955
г. финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах,
в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.
Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности
оказывали три государственных финансовых института - Банк развития,
Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В
начале 80-х годов доля предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в
производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве
строительных материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии
- 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении -
5,7%.
Важные функции выполняли займы, предоставляемые
государственным Банком развития. В значительной степени за счет этих займов
финансировались электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины
займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они
выполняли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и
сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.
Займы Банка развития покрывали обычно 30-50% стоимости
инвестиционного проекта и предоставлялись насрокот5до 15 лет, причем под
меньший процент, чем кредиты частных банков. Фирмам, получающим такие займы, не
нужно было открывать в банке депозит в размере 10% от их суммы, как требовали
частные банки.
Важное
направление стимулирования государством инвестиционного процесса в странах
Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.
Как утверждает американский экономист А. Амсден, “на
протяжении большей части 25-летнего периода южнокорейского экономического
развития долгосрочный кредит распределялся правительством избранным фирмам по
негативным реальным процентным ставкам в целях стимулирования развития
определенных отраслей”.
Специалисты Всемирного банка
отмечают, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не
только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных
масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала2,
а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.
Как считает А. Амсден, “опыт Южной
Кореи показывает, что экономическое развитие зависит от способности
государства создавать ценовые диспропорции, стимулирующие экономическую
активность в направлении инвестирования”. В 1986 г. в Южной Корее государство
контролировало цены на 110 товаров, включая газ,сталь, лекарства, автомобили,
бумагу, телевизоры. “В связи с этим, — отмечает А. Амсден, - только фирмы,
производящие дифференцированную продукцию, имели возможность прибегать к
ценовой конкуренции”.
На Тайване государство регулировало
цены на импортозамещающую продукцию, стимулируя производящие ее местные фирмы
понижать издержки. Так, если в 1960 г. местную импортозамещающую продукцию разрешалось
продавать по ценам на 25% выше среднемиро-вых, то в 1964 г. - только на 15%, в
1968 г. - на 10% и в 1973 г. - на 5%.
Представление о масштабах воздействия государства на ценовые
пропорции дает пример Малайзии, в которой в 1987 г. стоимость условно чистой
продукции, рассчи-
таннои по внутренним ценам, превышала ее стоимость по мировым
ценам: в черной металлургии - на 289%, производстве пластмасс - на 163,
деревообрабатывающей промышленности - на 82, транспортном машиностроении - на
65, целлюлозно-бумажной промышленности — на 29, общем машиностроении — на 19,
электротехническом машиностроении - на 12%.
Прибегали к различным формам государственного контроля над
ценами и США. В 60-е годы администрация Дж. Кеннеди оказывала давление на
металлургические фирмы в целях сдерживания роста цен на их продукцию. В первой
половине 70-х годов к широкому по охвату (хотя и кратковременному) контролю над
ценами прибегала администрация Р. Никсона. Длительное время существовал
государственный контроль над ценами на добываемый в стране природный газ, а в
течение нескольких лет - и иа нефть.
Во второй половине 70-х годов в течение трех лет осуществляло
контроль над ценами (а заодно и заработной платой) правительство Канады.
Вместе с тем создаваемые государственным регулированием возможности
использования ценовых диспропорций в целях стимулирования инвестиционного процесса
и экономического роста страны значительно сужаются по мере ее вовлечения в
мирохозяйственные связи.
|