On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Государственный таможенный комитет Российской Федерации

Статьей 8 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 года  установлено, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему.

Б. Габричидзе в этой связи было предложено следующее определение: Таможенный орган - это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным) действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях и участках управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Многочисленные функции таможенных органов установлены в ст.10  Таможенного кодекса РФ. Учитывая, что одной из главных их функций является взимание таможенных пошлин и налогов (сбор налогов), а также борьба с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России, таможенные органы необходимо рассматривать как государственные органы со специальными полномочиями в деле установления и взимания налогов.

Полномочия таможенных органов в налоговой сфере распространяются только на НДС и акцизы, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию России и вывозимым с этой территории, а также на таможенную пошлину, которая в соответствии со ст. 19 Закона об основах налоговой системы отнесена к федеральным налогам.

Деятельность таможенных органов в налоговой сфере необходимо рассматривать в неразрывной связи с остальными направлениями их деятельности, поскольку данные направления (например, таможенное оформление) способствуют и непосредственно обеспечивают уплату налогов и таможенных пошлин.

Деятельность таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами, а также Законом об основах налоговой системы как документом более общего характера.

Система таможенных органов Российской Федерации основана на принципе единства. Данный принцип означает взаимосвязь всей системы таможенных органов, в которую входят:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

2) региональные таможенные управления Российской Федерации;

3) таможни российской федерации;

4) таможенные посты Российской Федерации. Все эти таможенные органы находятся в иерархической соподчиненности. В свою очередь, они не подчинены органам представительной (законодательной) и исполнительной властей субъектов Российской Федерации, хотя тесно взаимодействуют с ними.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иным законодательством Российской Федерации, ГТК РФ издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Территориальные органы таможенной системы образуются следующим образом. ГТК РФ создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления и таможни. Региональные таможенные управления создают, реорганизуют и ликвидируют таможенные посты. Границы таможенных регионов и границы, в которых осуществляют свою деятельность таможни, как правило, не совпадают с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

В зависимости от географического расположения могут быть выделены таможни:

а) пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и т. д.)

б) внутренние (Московская региональная. Шереметьевская региональная. Нижнетагильская и т. д.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работ по проведению таможенного контроля - досмотр, проверку таможенных деклараций, товаросопроводительных и платежных документов. Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечении, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

 Таможенные органы в налоговой сфере наделены специальными полномочиями.

Полномочия по взиманию налогов и таможенных пошлин: В соответствии со ст. 120 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу Российской Федерации. Средства, полученные от взимания таможенных пошлин, НДС и акцизов, вносятся в федеральный бюджет. Уплата налоговых платежей и таможенных пошлин, как правило, предшествует таможенному оформлению. В исключительных случаях решением таможенного органа, производящего таможенное оформление, плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов и пошлин.

Неуплаченные налоги и таможенные пошлины взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через границу Российской Федерации не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке.

На сумму задолженности таможенные органы взыскивают пеню в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке, а при отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на его имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК РФ по представлению таможенного органа вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, и оно является обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями.

Таможенные органы осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и таможенных пошлин.

Таможенный кодекс РФ подробно регламентирует также полномочия таможенных органов при осуществлении производства по делам о нарушениях правил уплаты налогов и таможенных пошлин и привлечении к ответственности за нарушения правил уплаты налогов и таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 455 Кодекса таможенные органы несут ответственность за убытки или вред, причиненные ими лицам и их имуществу неправомерными решениями, действиями или бездействием, а равно неправомерными решениями, действиями или бездействием своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

1. «Российская газета» от 21 июля 1993 г.

2. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор проф. Б. Габри-чидзе. М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 93.

3. Габрмидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов. М.: Изд-во ВЕК., 1994.

4. Козырин А. Таможенное право России. Учебное пособие. М.: Фирма СПАРК, 1995. С. 105.




Литература - Общие темы - Налогообложение