Статьей 8 Таможенного кодекса РФ
от 18 июня 1993 года установлено, что
таможенное дело непосредственно
осуществляют таможенные органы Российской
Федерации, являющиеся правоохранительными
органами и составляющие единую систему.
Б. Габричидзе в этой связи было
предложено следующее определение:
Таможенный орган - это орган исполнительной
власти, являющийся по своему характеру
правоохранительным) действующий от имени
государства и наделенный властными
полномочиями, выполняющий свои задачи и
функции в сфере таможенного дела и в других
связанных с ним областях и участках
управления с помощью присущих ему форм и
методов деятельности.
Многочисленные функции
таможенных органов установлены в ст.10
Таможенного кодекса РФ. Учитывая, что
одной из главных их функций является
взимание таможенных пошлин и налогов (сбор
налогов), а также борьба с нарушениями
налогового законодательства, относящегося
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу России, таможенные органы
необходимо рассматривать как
государственные органы со специальными
полномочиями в деле установления и
взимания налогов.
Полномочия таможенных органов в
налоговой сфере распространяются только на
НДС и акцизы, применяемые к товарам,
ввозимым на таможенную территорию России и
вывозимым с этой территории, а также на
таможенную пошлину, которая в соответствии
со ст. 19 Закона об основах налоговой системы
отнесена к федеральным налогам.
Деятельность таможенных органов
в налоговой сфере необходимо рассматривать
в неразрывной связи с остальными
направлениями их деятельности, поскольку
данные направления (например, таможенное
оформление) способствуют и непосредственно
обеспечивают уплату налогов и таможенных
пошлин.
Деятельность таможенных органов
регламентируется Таможенным кодексом РФ и
другими нормативными актами, а также
Законом об основах налоговой системы как
документом более общего характера.
Система таможенных органов
Российской Федерации основана на принципе
единства. Данный принцип означает
взаимосвязь всей системы таможенных
органов, в которую входят:
1) Государственный таможенный
комитет Российской Федерации;
2) региональные таможенные
управления Российской Федерации;
3) таможни российской федерации;
4) таможенные посты Российской
Федерации. Все эти таможенные органы
находятся в иерархической соподчиненности.
В свою очередь, они не подчинены органам
представительной (законодательной) и
исполнительной властей субъектов
Российской Федерации, хотя тесно
взаимодействуют с ними.
Центральным органом
федеральной исполнительной власти,
осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом, является
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации (ГТК РФ). В случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом РФ и
иным законодательством Российской
Федерации, ГТК РФ издает в пределах своей
компетенции нормативные акты по
таможенному делу, обязательные для
исполнения всеми таможенными органами
Российской Федерации и иными
государственными органами Российской
Федерации, предприятиями, учреждениями,
организациями, а также должностными лицами
и гражданами.
Территориальные органы
таможенной системы образуются следующим
образом. ГТК РФ создает, реорганизует и
ликвидирует региональные таможенные
управления и таможни. Региональные
таможенные управления создают,
реорганизуют и ликвидируют таможенные
посты. Границы таможенных регионов и
границы, в которых осуществляют свою
деятельность таможни, как правило, не
совпадают с границами субъектов Российской
Федерации и административно-территориальных
единиц.
В зависимости от географического
расположения могут быть выделены таможни:
а) пограничные (Белгородская,
Дагестанская, Сочинская и т. д.)
б) внутренние (Московская
региональная. Шереметьевская региональная.
Нижнетагильская и т. д.).
Внутренние таможни осуществляют
основной объем работ по проведению
таможенного контроля - досмотр, проверку
таможенных деклараций,
товаросопроводительных и платежных
документов. Пограничные таможни, как
правило, проверяют сохранность таможенных
обеспечении, контролируют правильность
заполнения деклараций, наличие необходимых
документов, подтверждающих законность
перемещения товаров через таможенную
границу.
Таможенные органы в налоговой
сфере наделены специальными полномочиями.
Полномочия по взиманию налогов и
таможенных пошлин: В соответствии со ст.
120 Таможенного кодекса РФ налоги и
таможенные пошлины уплачиваются
таможенному органу Российской Федерации.
Средства, полученные от взимания
таможенных пошлин, НДС и акцизов, вносятся в
федеральный бюджет. Уплата налоговых
платежей и таможенных пошлин, как правило,
предшествует таможенному оформлению. В
исключительных случаях решением
таможенного органа, производящего
таможенное оформление, плательщику может
быть предоставлена отсрочка или рассрочка
уплаты налогов и пошлин.
Неуплаченные налоги и таможенные
пошлины взыскиваются таможенным органом
Российской Федерации в бесспорном порядке
независимо от времени обнаружения факта
неуплаты, за исключением взыскания
платежей с физических лиц, перемещающих
товары через границу Российской Федерации
не для коммерческих целей, с которых
взыскание производится в судебном порядке.
На сумму задолженности
таможенные органы взыскивают пеню в
размере 0,3% суммы недоимки за каждый день
просрочки, включая день уплаты или
взыскания в бесспорном порядке, а при
отсутствии у плательщика денежных средств
взыскание обращается на его имущество в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При попытке уклонения от уплаты
таможенных платежей ГТК РФ по
представлению таможенного органа вправе
принять решение о приостановлении операций
по счетам плательщика до момента
фактической уплаты, и оно является
обязательным для исполнения банками и
иными кредитными учреждениями.
Таможенные органы осуществляют
возврат излишне уплаченных или взысканных
налогов и таможенных пошлин.
Таможенный кодекс РФ подробно
регламентирует также полномочия
таможенных органов при осуществлении
производства по делам о нарушениях правил
уплаты налогов и таможенных пошлин и
привлечении к ответственности за нарушения
правил уплаты налогов и таможенных пошлин.
В соответствии со ст. 455 Кодекса
таможенные органы несут ответственность за
убытки или вред, причиненные ими лицам и их
имуществу неправомерными решениями,
действиями или бездействием, а равно
неправомерными решениями, действиями или
бездействием своих должностных лиц и иных
работников при исполнении ими служебных
или трудовых обязанностей.
1. «Российская газета» от 21 июля
1993 г.
2. Таможенное право. Учебник для
вузов / Отв. редактор проф. Б. Габри-чидзе. М.:
Изд-во БЕК, 1995. С. 93.
3. Габрмидзе Б. Новый этап в
развитии таможенного законодательства
Российской Федерации. Таможенное
законодательство. Сборник нормативных
актов. М.: Изд-во ВЕК., 1994.
4. Козырин А. Таможенное право
России. Учебное пособие. М.: Фирма СПАРК, 1995.
С. 105.
|