On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Необходимость перестройки классноурочной системы преподавания в массовых школах

Наша сегодняшняя школа не решает пока всех этих проблем. Именно поэтому она и перестраивается. Однако проект М. По­стникова не способствует реформе. Он ведет к резкому обеднению школы в научно-познавательном отношении, к переводу ее в со­стояние примитивно толкуемого понятия «подготовка к жизни», к обучению умениям выполнять обыденно-бытовую работу, делая среднюю школу для большинства детей тупиковой, не дающей права продолжения образования в старшем звене в средней и в высшей специальной школе.

Суть второго проекта в следующем, Ю. Азаров, так же как и М. Постников, выступает против «предметности» в преподавании. Тем более, что в экономически развитых странах на изучение математики отводится время вдвое меньше, чем у нас, физика не является обязательным предметом, химия в средних классах как предмет вообще не проходится. Изучение всего этого в нашей школе на 50% зряшная работа, она губит здоровье, «превращается в тормоз гармонического развития человека, мешает подготовке его к жизни, к труду». Поэтому «предметное» преподавание необ­ходимо заменить введением комплексных программ. «Так, чтение, письмо, устная речь объединяются в один предмет - искусство языка».

«Общую задачу воспитания невозможно решить без организа­ции гуманизации всей системы нашего образования». Надо сделать так, «... чтобы большая часть учебных занятий посвящалась осво­ению дисциплин гуманитарного и эстетического цикла...», посколь­ку «существенный признак отличия образования во всех развитых капиталистических государствах - преобладание гуманитарных...» Ю. Азаров предлагает также изучать «...космический миф, обоб­щенно раскрывающий проблемы конечности и бесконечности бы­тия, пространства, времени, жизни, смерти, смысла жизни»'. Он считает необходимым ввести в содержание образования «...проб­лемы изучения Востока, его культуры, идеалов, традиций...» При этом «Учить можно в два-три раза быстрее». Например, В. Ф. Ша­талов проходит программу по физике и математике «...в два раза быстрее, а освободившееся время расходуется им на гармониче­ское развитие...»

Принятие на вооружение рассмотренных вариантов школы в нашей стране нанесло бы серьезный удар по осуществлению прин­ципа справедливости, обеспечивающего возможность для каждого пробиваться к высотам науки и культуры. Снижение научного уровня образования, нарушение органического единства и взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного образования в пользу последнего, разрушение единства и социальной целостности школы нанесло бы удар по подготовке кадров науки и производства современного уровня, а в конечном итоге - по экономике и куль­туре.

Очевидная несостоятельность проанализированных проектов не отменяет того очевидного факта, что осуществление реформы про­должает тормозиться. Коренная причина кризиса в школе заклю­чается в психической, научно-педагогической и материальной неподготовленности реформы. Необходимость решительных перемен в школе была глубоко осознана и осмыслена с точки зрения новых экономических, социальных, политических, нравственных, эстетиче­ских требований жизни общества к подрастающему поколению. Но реализация реформы оказалась не обеспеченной с точки зрения ее содержательно-педагогического исполнения, материальной базы и организационно-мобилизационной готовности всех воспитываю­щих сил общества: самих учителей, родителей, руководителей предприятий и трудовых коллективов, непосредственно органов советской власти на местах. Не были разработаны: теоретическая концепция современной школы, концепции содержания образова­ния и методов обучения, содержания и способов организации це­лостного учебно-воспитательного процесса. Отсутствовали новые документы для практического внедрения различных типов учебно­го плана, комплексной программы-воспитания, организационно не была подготовлена материальная база, особенно для производи­тельного труда старшеклассников, освоения ими основных направ­лений интенсификации народного хозяйства и компьютерной грамотности. Руководители предприятий и производственных объ­единений, фабрик и заводов, колхозов в условиях хозрасчета и самофинансирования продолжают сопротивляться требованию со­здания оборудованных мест, цехов, пролетов, смен для производи­тельного труда и предпрофессиональной подготовки школьников. Все это сохранило и обострило противоречия между требованиями жизни и школой. Отсутствие научно разработанных теоретических концепций по ведущим проблемам реформы привело к тому, что вместо поисков качественно новых путей повышения эффективно­сти работы школы, осуществлялось ее «совершенствование» на эмпирико-прагматической основе. Так, медленно продвигается ра­бота по созданию нескольких вариантов экспериментальных учеб­ных планов на основе разностороннего учета способностей и даро­ваний детей, требований НТР, меняющейся техники и технологии, гуманизации, социального обновления, приоритета общечеловече­ских ценностей, общей культуры - путем систематизации, синте­зирования и интеграции знаний. Лишь декларируется создание интегративных «предметов», содержащих в обобщенном и взаимо­связанном виде знания смежных наук, новых интегративных учеб­ников и учебных книг, что позволило бы уйти от деталей и излиш­них подробностей, сократить число предметов и время на их изу­чение.

Вместо этого органы управления народным образованием ос­тавили действующий учебный план в качестве незыблемой основы, пошли по пути его экстенсивного наращивания, подновления и перелицовывания действующих программ. В состав учебного плана добавилось несколько новых предметов: «Основы государства и права», «Этика и психология семейной жизни», «Информатика и вычислительная техника», «Знакомство с окружающей средой», «Основы производства. Выбор профессии». Перераспределение учебных часов привело к обескровливанию ряда предметов, на­пример, иностранного языка, превратив их изучение фактически в формальность.

В области форм и методов обучения естественно было бы ожидать сотрудничества творческих педагогических сил на основе использования многообразия форм и методов в учебном процессе, массового методического поиска коллективов учителей.

Вместо этого возникла изолировавшая себя от научной педа­гогики и учительской массы «педагогика сотрудничества», противо­поставившая нескольких одиночек-новаторов педагогической науке и практике.

Естественно было бы предположить, что соединение обучения и воспитания юношей и девушек с производительным трудом пой­дет путем организации их высокопроизводительного труда на современном предприятии в условиях современной техники, техно­логии и перестройки системы хозяйствования. Необходим был качественный переход от учебно-ученической основы организации труда на базе УПК к профессионально-производственной, в ко­торой одновременно были бы кровно заинтересованы и старше­классники, и их родители, и педагоги, и хозяйственники. Юноши и девушки не могут социально созреть, активно включиться в общественную жизнь, если не будут участвовать в ведущих обще­ственных отношениях, в производительном труде на основе пере­довых экономических методов хозяйствования, реальной профес­сии, производительности труда, заработной платы.

Вместо всего этого упор был сделан на учебно-ученическое обучение, прежде всего в условиях УПК, далеких от реального производства материальных благ.

Возросшая занятость детей в школе, во внеучебных и внешколь­ных делах, в спортивных секциях, в школах искусства, в самодеятельных объединениях по интересам, с одной стороны, быстрый рост информированности, ускорившееся интеллектуальное и физи­ческое развитие учащихся, с другой, требуют коренной перестрой­ки всей воспитательной работы. Необходим ее перевод с рельс экстенсивного наращивания количества формальных «воспитатель­ных мероприятий», не вмещающихся в бюджет детского времени, на рельсы интенсивного, углубленного анализа хода жизни, ее содержания, осмысления поведения, оценки информации, нравст­венных выборов и поступков детей.

Вместо этого сохраняется концепция «мероприятийной педаго­гики», отчуждающая детей от школы, общественных организаций, побуждающая к случайным, не всегда социально ценным самоде­ятельным объединениям.

Закон о реформе принимается в период, когда декларативность отдельных решений опережала реальную готовность их исполне­ния.

Назад       Главная       Вперёд