В результате выполненного
курсового исследования мы пришли к
следующим выводам и заключению.
Теоретическую основу в определении целей и
задач классноурочной системы преподавания
массовой школы составляют современные
психологические и педагогические
концепции воспитания и обучения. В качестве
методологической базы выступают
современные как отечественные (Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В. В.
Давыдов, А. В. Петровский и др.), так и
зарубежные (Л. Фестингер, К. Роджерс, А.
Маслоу, Э. Эриксон и др.) представления о
личности, механизмах ее формирования и
развития. Это позволяет сформулировать
несколько основополагающих принципов,
положенных в основу всего учебно-воспитательного
процесса массовой школы , формирования
учебных планов и программ обучения и
воспитания, а также выработать критерии
отбора педагогических кадров для работы в
негосударственном образовательном
учреждении.
В результате исторического
анализа альтернатив и перспектив
классноурочной системы преподавания мы
выявили следующие принципы инновационного
подхода в преподавании.
Принцип ценности личности
заключается в признании самоценности
личности каждого учащегося вне зависимости
от той роли, которую он играет, позиции,
которую он занимает, мнения, которого он
придерживается; в признании примата
общечеловеческих ценностей по отношению к
интересам той или иной общности либо
государства.
Принцип уникальности личности
состоит в признании неповторимости
индивидуальности каждого учащегося, его
способностей и, соответственно, в
утверждении необходимости построения
учебно-воспитательного процесса,
ориентированного на максимальное развитие
этой индивидуальности (в противовес
традиционному, направленному на усреднение
учащихся, подгонку их под определенный .заданный
общественно-государственными нормативами
стандарт). При таком подходе не личность
подгоняется под одну из существующих в
обществе социальных ролей, а роли
выбираются под конкретную личность.
Этот принцип задает максимально
индивидуализированный учебно-
воспитательный процесс, который
реализуется в гибких учебных планах и
программах, подстраивающихся под каждого
учащегося.
Принцип приоритете личностного
развития заключается в рассмотрении
процесса личностного развития учащегося
как ведущего звена в учебно-воспитательном
процессе школы или вуза. При таком подходе
обучение выступает лишь как средство
развития личности, а не как самостоятельная
цель; в традиционной же системе обучения и
воспитания приоритет отдавался именно
процессу приобретения учащимся знаний,
умений и навыков, по которым в конечном
итоге и оценивалась эффективность
педагогической работы.
Принцип субъектности учебно-воспитательного
процесса предполагает, во-первых,
ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (оценка,
поощрение, избегание наказания) мотивацию
обучения, во-вторых, свободу выбора
учащимся сфер приложения сил в процессе
организации учебной жизни, всей своей
жизнедеятельности.
Принцип эмоционально-ценностной
ориентации учебно-воспитательного
процесса предполагает единство чувства и
мысли в педагогическом процессе. Это
единство или, другими словами, целостность
человеческой личности задается в двух
плоскостях: на уровне общения человека с
человеком в реальности школы или вуза и на
уровне эмоционально-ценностного освоения
человеческого опыта в ходе изучения
отдельных учебных предметов. Это
обеспечивается как поддержанием особой
системы отношений, так и специальным
построением учебных планов и программ,
ориентированных на максимальную
интеграцию знаний учащегося в единую
эмоционально наполненную картину мира.
Основанный на этих принципах
педагогический процесс должен охватывать
учащегося полностью, принимая его таким,
каков он есть, и помогать ему "творить из
себя" свободного, развитого,
образованного человека.
Основные положения концепции
негосударственного образования в вузе
задают необходимый набор требований к
подбору педагогических кадров, организации
вузовской жизни студентов, построению
учебных планов и программ.
|