On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru




Загрузка...




 

Итоги и перспективы российско-индийского военно-технического сотрудничества

МАЗИН Александр Всеволодович
кандидат экономических наук. зав. лабораторией ИЛА РАН

Индия, ее народы, ее культура всегда вызывали у россиян огромный интерес. Что касается военных контактов, то первая попытка установить их с Индостаном относится ко временам Павла 1. В один прекрасный день, если следовать академику Е. Тарле, рас­сорившийся с Англией император вызвал к себе казачьего атамана Платова, сидевшего за неведомую провинность в Петропавловской крепости. Далее из высочайших уст прозвучал вопрос: "А знаешь ли ты, братец, дорогу в Индию?" Платов не моргнув глазом ответил: "Да, ваше величество". Лишь смерть Павла 1 смогла остановить уже углубившихся в Орен­бургские степи 20 тыс. казаков. Но это дела давно минувших дней, обратимся к периоду, последовавшему за историческим для Индостана 1947 г.

Военно-техническое сотрудничество России (СССР) и Индии продолжается уже не­сколько десятилетий. Начало его относится к 60-м годам, когда над Индией нависла реальная угроза со стороны Пакистана и маоистского Китая. Именно тогда начались массированные поставки советского оружия, прекрасно зарекомендовавшего себя в ходе индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг. К началу 90-х годов доля советской боевой техники составляла не менее 70% вооружения индийской армии. Начиная со второй половины 70-х годов на авиасборочном предприятии в г. Насик индийская корпорация 'Хиндустан аэронотикс Лтд." ("ХАЛ") наладила лицензионное производство и ремонт советских МиГ-21, а затем и МиГ-27.

Доля советских систем оружия существенно превышала долю их западных аналогов, •закупленных Индией или произведенных ею по английским и французским технологиям. Так, соотношение советских танков Т-54/55 и Т-72 (в Индии последние производятся под названием "Аджея") к английским "Виккерс" Мк1 (одноименной фирмы, производились с 1965 г. в Великобритании и собирались из готовых узлов в г. Авади, Индия) и раз­работанным на его основе "Виджаянта" составило примерно 1 :0,7 (1900 и 1250 единиц соответственно): тактических истребителей МиГ-23 БН и МиГ-27 (значительная часть последних была произведена по лицензии компанией "ХАЛ") к англо-французским "Ягуарам" - 4 : 1 (330 и 80). Всего же в Индию было поставлено или изготовлено 596 боевых самолетов отечественной разработки против 180 западноевропейских.

К настоящему времени проблема противостояния Индии и Китая уже не столь остра, чему, в частности, способствовал взаимный отвод войск от границы в конце 80-х годов. Вместе с тем в Дели неоднократно высказывалась озабоченность усилением военного при­сутствия КНР в Индийском океане, в частности, использованием китайским флотом бир­манских ба. Немаловажное значение уделяется и проблеме защиты шельфовых нефтепоеных районов, о чем свидетельствуют проводимые с 1992 г. у западного побережья Индостана совместные учения ВВС и ВМС страны.

Конфронтация Индии с Пакистаном продолжается. Это связано прежде всего с неурегу­лированностью кашмирской проблемы и других территориальных разногласий, а также с работами Исламабада по созданию собственного ядерного оружия, К тому же союзниками Пакистана являются такие сверхдержавы, как США и Китай, не только оказывающие поддержку Исламабаду в военно-технической сфере, но и использующие политические и экономические рычаги давления на Дели. Кроме того, в случае очередного конфликта с Индией Пакистан может рассчитывать на финансовую и экономическую помощь ряда исламских стран - Турции, Ирана, Ливии, Саудовской Аравии.

В конце 80-х - начале 90-х годов в военно-техническом сотрудничестве России (Совет­ского Союза) и Индии наступило некоторое охлаждение. Причиной послужила неурегули­рованность финансово-экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах. Свой вклад внесла также проамериканская позиция тогдашнего внешнеполитического руководства и превратное истолкование итогов войны в Персидском заливе как индийской, так, похоже, и российской стороной.

В результате индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обра­тились к новейшим американским технологиям. Так, на опытных образцах перспективного легкого индийского истребителя LCA были установлены двигатели фирмы "Дженерал электрик", а их испытания проводились на американских полигонах. Опытный образец комплекса авионики для самолета также был изготовлен американской фирмой "Локхид-Мартин". Впрочем, на LCA нашла применение и российская пушка ГШ-23. Американские газотурбинные двигатели предполагалось установить на перспективном индийском фрегате водоизмещением 4 тыс. т, разрабатываемом с использованием технологии "стеле".

Активно расширялись и чисто военные контакты. В 1991 г. были проведены первые совместные военно-морские учения флотов США и Индии, затем - американских и индий­ских воздушно-десантных войск на одном из индийских полигонов в джунглях. В 1992 г. индийская сторона обратилась к США с просьбой предоставить ей новейшие военные технологии в области электроники (радиоэлектронной борьбы), систем управления и связи, радаров дальнего обнаружения, а также зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Все это, видимо, привело американские военно-промышленные круги к эйфорической мысли о почти полном вытеснении новых российских оружейных технологий с индийского рынка, чем только и можно объяснить резкую реакцию США на поставки из России в Индию криогенных ракетных двигателей.

Последние мало пригодны для военного использования - время для их подготовки к запуску измеряется часами вместо необходимых для эффективного сдерживания потен­циального противника нескольких минут. В то же время Индия и без них смогла к середине 90-х годов успешно испытать и принять на вооружение оперативно-тактические ракеты "Притхви" (дальность действия до 250 км) и баллистические ракеты среднего радиуса действия "Агни" (2,5 тыс. км). С самого начала было известно и перспективное назначение криогенных двигателей - создание национальной космической системы многоразового использования, позволявшей снизить стоимость 1 кг выводимого на околоземную орбиту полезного груза с 350 тыс. до 17,5 тыс. рупий. Ссылки со стороны Вашингтона на Договор о нераспространении ракетных технологий выглядели тем более странно, что сами США отнюдь не собирались придерживаться его в отношении собственных стратегических партнеров. Несмотря на все проблемы уже к середине 1996 г. Индия запустила в про­изводство криогенные двигатели и активно вела разработку перспективных кислородо-водородных двигателей.

Не менее активно на индийский рынок оружия устремились компании третьих стран. В частности, израильская авиастроительная фирма "ПАИ" предложила широкомасштабный план модернизации индийских истребителей МиГ-21. Франция выразила готовность продать Индии на льготных условиях новейшие истребители "Мираж-2000-5", способные нести ядерное оружие. Нидерланды предложили свои услуги в качестве поставщика компо­зиционных материалов с использованием элементов технологии "стеле" для истребителя LCA, а также электронику для перспективного танка "Арджун". В Сирии и Египте были закуплены запасные части для российских истребителей МиГ-21 на сумму 30 млн. долл. Подписаны контракты и с бывшими членами Варшавского договора: только Румыния поставила в Индию 100 тыс. автоматов Калашникова на сумму 85 млн. долл. Позднее аналогичное соглашение о закупке АК было заключено с Болгарией. Все эти контракты, без сомнения, следует признать упущением российских внешнеторговых организаций, поскольку лишь фирмы-разработчики способны наиболее эффективно осуществить постав­ки, обслуживание и модернизацию своих образцов.

Тем не менее взаимная заинтересованность в военном сотрудничестве сохранялась, что привело к смягчению позиций российской стороны в финансовых вопросах. Интенси­фикации российско-индийских экономических и военно-технических взаимоотношений в значительной степени способствовал визит B.C. Черномырдина в Дели в ноябре 1994 г. В ходе его был подписан блок соглашений, в том числе о защите инвестиций, торговле, космических исследованиях и т.д. С российской стороны для оплаты поставок военной техники и технологий были снова открыты кредитные линии и частично возобновлена система расчетов по бартеру.

Немаловажное значение имел визит в Дели представительной российской делегации в январе 1998 г. В ходе переговоров обсуждался и блок вопросов военно-технического сотрудничества. В частности, было достигнуто соглашение о поставках в Индию зенитно-ракетных комплексов производства Ульяновского механического завода. Индийская сто­рона проявила также интерес к новейшим российским танкам Т-90 "Черный орел".

В отличие от предыдущих лет характерной особенностью нового этапа военного сот­рудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и воен­ной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных приклад­ных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Последнее крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции (только с 1992 по 1994 гг. он увеличил­ся вдвое) в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего около 50 млн. долл.

Для России и ее ВПК немаловажно, что в отличие от ряда других рынок оружия Индии расширяется. Так, бюджет индийского министерства обороны на 1996-1997 фин. г. превысил S млрд. долл., что на 10% больше предыдущего. На 1997-1998 гг. запланирован рост оборонных расходов уже на 20%, на сумму свыше 10 млрд. долл. Значительная часть этих средств предназначена для закупок новых систем оружия, в том числе и иностранного производства, а также для проведения НИОКР с использованием зарубежных высоких технологий.

Как неоднократно заявляла российская сторона, Россия и Индия являются стратеги­ческими партнерами. С экономической точки зрения военные поставки в Индию означают сохранение нескольких тысяч рабочих мест и поддержание в рабочем состоянии оборудо­вания ряда российских оборонных предприятий. Существенно и то, что во внешней поли­тике Россия и Индия традиционно придерживаются совпадающих или сходных позиций.

СКОЛЬКО СТОИТ ЧИСТОЕ НЕБО НАД ИНДОСТАНОМ

Сегмент истребительной авиации на мировом рынке оружия является, пожалуй, наибо­лее дорогостоящим. Так, по оценкам зарубежных специалистов, до 2005 г. его объем составит не менее 88 млрд. долл., причем на долю семейства российских Су-27 придется до 16% продаж. Не менее выигрышными выглядят и шансы МиГ-29. Очевидно, что при этом значительная часть экспортных поставок российских истребителей пойдет в Индию.

Одним из наиболее значительных контрактов между Россией и Индией стал за­ключенный в 1995 г. договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 10 модернизированных истребителей МиГ-29М, составляющих основу индийской ПВО. Оплата будет осуществ­ляться в счет части государственного кредита России Индии на общую сумму 890 млн. долл. Соглашение предусматривает дополнительную продажу еще 20 самолетов, однако расчет за них предусматривается в СКВ, а также бартерными поставками товаров производственного и потребительского назначения. Кстати, в ходе проведенных в 1995 г. на полигоне в г. Покхаран показательных учениях ранее поставленные МиГ-29 были наиболее эффектив­ны в боевых стрельбах по сравнению с другими состоящими на вооружении индийских ВВС самолетами, включая новейшие "Мираж-2000".

Крупнейшим контрактом за последнее время стала договоренность 1996 г. о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей Су-ЗОМКИ (АО "ОКБ Сухого", Ир­кутское авиационное производственное объединение) на сумму 1,8 млрд. долл. Пред­полагается, что самолеты будут поставлены до 2003 г., после чего ожидается начало их лицензионного производства на предприятиях "ХАЛ".

Принятию данного решения способствовал ряд факторов. Прежде всего, это ес­тественное желание командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных про­тивников - Китая и Пакистана. Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новей­шие самолеты "Мираж-2000-5". Су-ЗОМКИ по всем параметрам превосходят французские истребители и не уступают модели Су-27. Более того, по мнению летчика-испытателя ИАПО В. Подгорного, они даже превосходят последние, поскольку экипаж Су-30 из двух человек способен эффективнее реализовать потенциальные возможности этой модели. В целом же предполагается, что до 2015-2020 гг. истребители семейства Су останутся лучшими в мире.

Выбор Су-ЗОМКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов "ОКБ Сухого" и головного производственного объединения - КНААПО.В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежни­ков. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие гехцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), "ОКБ Сухого" создало на его основе большое число его различных модификаций.

Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-ЗОМКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии. Собственно индийские истребители LCA, которые начнут поступать на вооружение с 2003 г., предназначены лишь для замены части истребителей МиГ-21 и "Ягуар". Вместе с тем очевидно, что практически при той же цене, что и новейший МиГ-29М (стоимость индийского самолета на данный момент -22 млн. долл., российского - около 25 млн.), LCA будет существенно уступать отечествен­ным истребителям по ряду параметров.

Еще одним крупным контрактом, подписанным между Индией и российскими авиа­строителями является соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее посту­пивших на вооружение индийских ВВС, что позволит продлить срок их службы минимум на 15 лет. Нижегородское объединение "Сокол", вступив в острейшую конкуренцию с израильской корпорацией "ИАИ", выиграло конкурс на проведение этих работ. В их ходе предусматривается доведение ранее произведенных в Индии истребителей до уровня МиГ-21-93 "Копье", впервые представленного на первом индийском авиасалоне в декабре 1993 г. На самолеты будет поставлен новый многоцелевой радиолокационный комплекс, аналог используемого на МиГ-29, новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса "воздух - воздух", противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные X-25МР, а также более совершенная авионика. В качестве субподрядчиков выступают неко­торые индийские компании, в частности, "Бхарат электронике" отвечает за поставки систем радиоэлектронной борьбы и связи.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской "ХАЛ" и российским МАПО-МИГ совместное предприятие "ХАЛ-МИГ-МАПО". Предполагается, что накопленный за долгие годы опыт взаимодействия "ХАЛ" с россий­скими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истреби­телей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малазийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии "ХАЛ" в г. Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27м.

Предполагается, что в ближайшее время будет подписано соглашение и о поставках в Индию 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ-АТ, что явится логическим продолже­нием контракта на поставки истребителей МИГ-29 и Су-ЗОМКИ. В печати подчеркивалось, что российский самолет (как ожидается, его экспортный вариант будет оснащен вы-сокоэкономичными французскими двигателями фирмы "СНЕКМА") по своим параметрам не уступает английскому учебно-боевому самолету "Хок" и французскому "Альфа Джет", однако существенно дешевле благодаря применению новейших технологий. Притягатель­ным для индийской стороны является и возможность совместного производства МИГ-АТ, что позволит экспортировать их в третьи страны.

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки, по оценке, не превысит 33 млн. долл. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовин­товыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской "Пратт энд Уитни", представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолёта будут изго­товлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины российского (советского) производства. Это состоящие на сооружении 120 легких военно-транснортных самолетов Ан-32 и 24, Ил-76, а также плани­руемые к замене ан-12 и Ан-2. Не менее внушителен и парк транспортно-десантных вертолетов - 80 отечественных Ми-17, 50 Ми-8, 10 Ми-26. Вместе с тем ожидаемое развитие транспортной, специальной и вспомогательной авиации открывает российским авиа­строителям хорошие перспективы, разумеется, если они окажутся готовыми к борьбе со своими потенциальными конкурентами.

Несмотря на уже поставленные в ВВС Индии 4 английских самолета ВАе-748, оснащен­ных аппаратурой дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) немецкой фирмы "Дойче аэроспейс", проблема поставок более мощных систем данного класса остается для страны с ее протяженными воздушными и морскими границами крайне актуальной. Национальные разработки по этой тематике (соответствующие образцы предполагалось создать к 1993 г.) оказались сорванными. Это оставляет большой простор для маневра российским производителям самолетов ДРЛО на базе Ил-76. Также несмотря на соглашение с США о замене военно-транспортных самолетов Ан-12 на С-130 ("Локхид", 24 ед.) в связи с созданием национальных "сил быстрого развертывания" может встать вопрос о закупках машин с большей грузоподъемностью.

Однако российским авиастроителям следует заранее готовиться к острой конкурентной борьбе. Не меньшей остроты можно ожидать и при разрешении давно наболевшей проб­лемы оснащения индийских ВВС самолетами-заправщиками. Здесь опять-таки определен­ное преимущество имеют танкеры на базе Ил-76, особенно если отечественные про­изводители предложат комплексное решение всех трех вопросов (ДРЛО, транспортные самолеты, заправщики) на основе одной базовой модели, что позволило бы существенно упростить и удешевить обслуживание парка этих машин.

НА ПРОСТОРАХ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

Сотрудничество России и Индии в области военно-морских вооружений имеет давние традиции. В 60-80-е годы индийской стороне было поставлено значительное количество современных по тем временам кораблей и катеров, в том числе 5 больших противоло­дочных кораблей проекта 61МЭ (водоизмещение - 5 тыс. т, оснащены противоко-рабельными П-20 и ЗРК "Волна"; были переданы Индии в 1980-1988 гг.). В Индию также были проданы и построены по лицензии 3 малых ракетных корабля (корвета) типа "Нанучка" (по терминологии НАТО; водоизмещение - 660 т, вооружение - противоко-рабельные и зенитные ракетные комплексы, поставки начались с 1980 г.), 10 - типа "Петя II" (разработки начала 60-х годов, водоизмещение - свыше 1 тыс. т, артиллерийско-торпедное вооружение), 8 - типа "Тарантул 1" (580 т, 4 ПКР, ЗРК и артиллерийское вооружение, с 1987 г.). Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается и их общее число предполагается довести до 35. На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера "Оса 1/11" (10 ед.).

Минно-тральные силы такке в основном представлены кораблями советских проектов. Уже во времена перестройки в 1988 г. Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (пр. 670 "Скат" или "Чарли 1" по терминологии НАТО, оснащена ПКР "Аметист") с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать прежде всего учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными суб­маринами. Впрочем, и дизель-электрические подводные лодки далеки не утратили своего значения.

Из 15 находящихся в строю субмарин II построены по советским проектам. Из них 3 типа "Фокстрот" (разработки 50-х годов, всего было поставлено 8 ед.), 8 - пр. 877 "Варшавянка" (производство началось в 1977 г.)-

Российские специалисты участвуют в проектировании и строительстве кораблей и судов нового поколения для индийского флота. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР "Москит", зенитными комплексами и т.д. Российские ноу хау применяются при создании эскадренных миноносцев УРО "Дели" (3 строятся на верфях "Мэзэгаон док", г. Бомбей, еще три предполагается построить), фрегатов УРО "Годавари" (разработаны на основе английских кораблей "Линдер", но оснащены российским вооружением, включая ПКРК и ЗРК "Оса"; строятся на предприятиях "Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг", Калькутта; общий заказ - 7 кораблей) и более мелких кораблей и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам). Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается более чем в 100 млн. долл.

Особого внимания заслуживает история с российским авианесущим крейсером "Адмирал Горшков" (проект 1143,4, водоизмещение - 44,5 тыс. т., срок службы - 10 лет). Он -последний и наиболее совершенный корабль данной серии, однако после разрушительного пожара крейсер стал небоеспособен, а денег на его ремонт, естественно, у российских моряков нет. Индия неоднократно поднимала вопрос о его продаже с целью замены одного из собственных давным-давно устаревших и изношенных (срок службы - около 50 лет) легких авианосцев, один из которых уже списан и планируется к использованию в качестве музея. Наши специалисты, однако, сочли предложенную за авианесущий крейсер цену слишком низкой. Российские же адмиралы вообще против продажи, считая, что данный корабль необходим для отечественного флота. Однако их позиция не подкреплена реаль­ными денежными средствами, а потому, похоже, крейсер ждет участь его собратьев, проданных за рубеж по цене металлолома.

Закупка Пакистаном французских субмарин класса "Агоста" вызвала естественную реакцию со стороны Индии. Сейчас обсуждается вопрос о закупке или аренде самых современных российских дизель-электрических подводных лодок. Видимо, речь идет о подводных лодках проекта 677 (улучшенная по уровню шума версия пр. 877 "Варшавянка" или "Кило", по натовской терминологии), пока они состоят только на вооружении рос­сийского ВМФ. Сумма контракта может превысить 1,7 млрд. долл.

В перспективе возможна поставка в Индию подводных лодок семейства "Амур" со сме­шанными энергетическими установками. Использование в них анаэробных (водород-ки­слородных) силовых двигателей позволяет резко увеличить дальность и скрытность подводного плавания, что приближает возможности этих субмарин к атомным подводным лодкам. Единственным конкурентом российским судостроителям может выступить не­мецкая компания "Ховальдсверке дойче верфт" с ее ПЛ проекта 212, но ее субмарина существенно уступает российским по автономности подводного хода. Вместе с тем Индия уже закупила две новые подводные лодки проекта 1500 ("Тиссен верфт", Германия), еще две были построены на индийских верфях "Мэзэгаон".

При рассмотрении перспектив экспорта российских кораблей и военно-морских тех­нологий нельзя не учитывать и то, что оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение нового морского театра военных действий потребует третьего авианесущего корабля (индийские же судоверфи на строительство столь крупных судов не рассчитаны), а также как минимум одной атомной подводной лодки. Своевременное предложение соответствующих услуг российской стороной способно принести ей нс менее 1,5-2 млрд. долл.

В ДЖУНГЛЯХ, В ПЕСКАХ И ГОРАХ

Индия осуществляет широкую программу переоснащения сухопутных войск ракетным оружием национального производства. К ним прежде всего относятся ПТУР третьего поколения "Наг" (при использовании инфракрасной головки самонаведения и современной процессорной техники он станет одним из первых в мире серийных комплексов, в котором реализован принцип "выстрелил - забыл") и зенитные ракеты "Тришул" ближнего и "Акаш" среднего радиуса действия (последние начали поступать в армию с середины 90-х годов). На вооружении армейской ПВО и ПВО страны остаются российские ЗРК "Оса-АКМ", 'Печора" и "Квадрат" (всего было поставлено или произведено по лицензии около 370 комплексов этих типов).

Вместе с тем индийская сторона проявила большой интерес к российским мобильным зенитным ракетно-артиллерийским комплексам "Тунгуска", предназначенным для ПВО передовых соединений. Предполагается, что ими будут прежде всего перевооружены бронетанковые соединения, имевшие ранее на вооружении советские 23-мм ЗСУ "Шилка", причем объем контракта оценивается в 100 млн. долл. (до последнего времени данные комплексы на вооружение иностранных армий не поставлялись). В дальнейшем возможно и перевооружение этими системами подразделений корпусного звена, оснащенных россий­скими комплексами "Квадрат" (SA-6). Еще одним претендентом на замену SA-6 выступает новейший российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "SA-X-17" ("Панцирь"), недавно принятый (но реально не поступивший) на вооружение армии РФ.

На основе последних российских разработок планируются к изготовлению и переносные снитно-ракетные комплексы, предназначенные для замены ПЗРК "Стрела-2" и "Стре­ла-10". С использованием отечественных технологий разрабатывается также индийский ЗРК "Акаш". Предполагается, что после их принятия на вооружение в сочетании с новыми радарами система ПВО Индия выйдет на мировой уровень. Но и после этого не будет окончательно решена проблема разработки зенитных ракет большого радиуса действия, обладающих противоракетными возможностями. В этом отношении наиболее предпоч­тительно выглядят российские комплексы семейства С-ЗОО, вероятность поражения ко­торыми баллистических ракет составляет 98% вместо 36% у американских "Пэтриот" (по опыту войны в Персидском заливе).

На оснащении армии продолжает состоять большое количество советских (российских) противотанковых ракетных комплексов "Малютка" и "Фагот". В настоящее время проводит­ся их модернизация для продления срока службы и сопряжения с западными образцами (в частности, проводились эксперименты по определению возможности пуска российских ПТУР "Фагот" из установок французского комплекса "Милан"). На заводах "Бхарат дайнэмикс" с 1989 г. производятся по лицензии современные российские ПТРК "Конкурс".

По российским лицензиям в Индии было налажено и производство артиллерийских орудий, в частности 125-мм танковых и 130-мм самоходных пушек с увеличенной даль­ностью стрельбы. Большой интерес у индийских специалистов вызвали и самоходные гаубицы "Мста-С" на базе российских танков Т-72, лицензионное производство которых давно налажено в стране. Потребность армии исчисляется примерно в 600 машин данного класса, однако при этом, видимо, потребуется перейти с российского стандартного калибра 152 мм на западный 155 мм. В качестве вероятных конкурентов отечественной технике выступают прежде всего подлежащие сокращению в Европе американские гаубицы М109А5 (всего до 450 ед.).

На вооружении сухопутных войск к настоящему времени состоят 80 российских ре­активных систем залпового огня БМ-21 "Град" и 240-мм БМ-24 "Ураган". В 1995 г. индийские специалисты провели серию огневых испытаний национальной РСЗО "Пинака" с дально­стью действия 40 км, что, однако, не снимает интереса Индии к более мощным отече­ственным системам "Смерч" (70-80 км) производства Мотовилихинского ПО (Пермь), входящего в группу "Сплав". Эти системы прочно удерживают мировое первенство в своем классе и в жесткой конкуренции с американскими MLRS выиграли конкурс на поставки в армию Кувейта после войны в Заливе.

К началу 90-х годов в Индию было поставлено или произведено по лицензии свыше 2 тыс. танков Т-55 и Т-72М. После 1994 г. выпуск последних по финансовым соображениям был временно прекращен, однако после 1996 г. продолжен. Вместе с тем в печати появились сообщения о якобы предполагаемом контракте на поставку 200-300 подержанных танков Т-72 из Словакии. В этой связи отказ России от поставки в Пакистан такого же количества Т-80У в силу особых отношений с Индией представляется, мягко говоря, нелогичным. Появившиеся в январе 1998 г. сообщения об интересе индийских военных к танку Т-90 'Черный орел" с современным электронным оборудованием может означать сохранение традиционных связей и в этой области.

Неудачей российского ВПК. видимо, следует признать его неучастие в программе создания новейшего индийского танка "Арджун". Контракты на поставку используемых в нем отдельных узлов и технологий достались западноевропейским фирмам (в частности. двигатель будет поставляться немецкой фирмой "Моторен унд турбинен", ЭВМ - испанской "ЭНОСА"). Тем не менее практически весь парк бронетранспортеров и боевых машин пехоты Индии представлен российскими образцами и уже ведутся переговоры о поставках в страну новейших БМП-З. Подписание контракта сдерживается лишь разногласиями по вопросу форм оплаты.

Лучше обстоят дела с закупками российских вертолетов для армейской авиации. Несмотря на производство на национальных предприятиях машин легкого и среднего класса "Читах" и "Читак" (на базе французских SA-315 "Лама" и SA-316 "Алуэтт III"), а также разработку легкого многоцелевого LTH индийская сторона проявила интерес к модифицированным образцам многоцелевых вертолетов Ми-17. Для развития парка боевых вертолетов, представленного 20 российскими Ми-25 и 20 Ми-35, изучается вопрос о его пополнении как машинами уже ранее закупленных образцов, так и принципиально новыми, прежде всего Ми-28 и Ка-50 (хотя, похоже, цена последнего отпугивает потенциальных покупателей).

Еще в начале 80-х годов перед индийским ВПК, основу которого составляли и со­ставляют государственные предприятия, была поставлена задача добиться максимального самообеспечения вооруженных сил страны национальными образцами вооружения и военной техники. Однако уже к началу 90-х стало понятно, что добиться этого не удастся прежде всего из-за необходимости строго экономить государственные средства для общего повышения эффективности национального хозяйства, укрепления его конкурентоспо­собности на мировых рынках и внедрения новых высоких технологий гражданского назначения. Негативное влияние на проведение НИОКР в интересах вооруженных сил оказало и значительное превышение их реальной стоимости над плановой. Так, истинная стоимость программы разработки основного боевого танка "Арджук" оказалась выше предполагаемой почти в 13 раз, новых ракетных комплексов - вдвое, истребителя LCA -почти в 4 раза. В результате общее число проектов разработки собственных новых военных технологий уже к началу 90-х годов было сокращено почти втрое - с 989 до 373. Для преодоления создавшегося положения предполагается постепенно увеличивать долю обо­ронного бюджета, расходуемую на НИОКР -с 5 до 10% в 2000 г. и 15-29% в 2005 г.

На долю иностранных образцов вооружений и военной техники приходится подавляющая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил, до 50% танков, БМП и ЗРК, 60% артиллерийских систем, до 90% боевых кораблей основных классов. Вероятнее всего. подобное соотношение сохранится еще достаточно долго. Возможно, это не вполне устраи­вает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств наших двух стран создает хорошие предпосылки для военно-технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.




Литература - Общие темы - Международные отношения