On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1.1 Общая характеристика и структура

В настоящее время в США сложилось отношение к информации как к важнейшему экономическому и стратегическому ресурсу. Информационная вычислительная техника становится, как считают американские специалисты, крупнейшей отраслью, движущей силой роста национального богатства страны. Информационная политика оказывает воздействие на проблемы, связанные с экономическим развитием, занятостью, здравоохранением, образованием, международными отношениями. Как пишут американские ученые Д.Марчэнд и Ф.Хортон, "в информационной экономике - ключ к успеху в конкурентной борьбе... В прошлом повышение эффективности производства связывали с факторами труда, капитала и технологии. Сейчас, чтобы быть конкурентоспособным на национальных и международных рынках, бизнес должен добавить информационно ориентированный подход к повышению эффективности производства'' .

 Как считают Марчэнд и Хортон, влияние информационной экономики будет значительным и в национальном, и в международном масштабах. Она будет оказывать влияние как на традиционные, так и на новые отрасли.

  Мнение специалистов о важности информационной экономики опирается на глубокие структурные изменения в процессе экономического роста, происходящие в последние десятилетия в США и странах Западной Европы, усложнение хозяйственных связей и увеличение информационных потоков.

  В США сложился мощный информационный сектор. В 1962 г. американский экономист Ф.Махлуп предпринял первую попытку дать определение ''индустрии знаний''. К ней он отнес сферы образования, исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. Более того, он отметил 50 видов специальной деятельности внутри этих пяти широких сфер.Так, в категорию средств связи Ф.Махлуп включил радио-

и телевещание, телефонные и почтовые службы, печатное и издательское дело. Информационное машиностроение включало производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, полиграфического оборудования и техники, информационных служб. К информационному сектору он относил также информационные службы, правительственную, юридическую и некоторые другие сферы деятельности. В исследовании министерства торговли США, проведенном в 1977 г. под руководством М.Ю.Пората совместно с М.Р Шубиным, Е.Тейлор и М.Е.Сэппом, дано определение информационного сектора, аналогичное определению Ф.Махлупа. По их мнению, доля информационного сектора США в конце 70-х годов достигла 25% .

  В настоящее время к информационному сектору относят в основном следующие сферы: производство знаний и нововведений, включая исследования и разработки, распространение информации и коммуникации; отрасли, связанные со страхованием; рекламу и справочное обслуживание; индустрию переработки и передачи информации (ЭВМ и другие устройства, информационные товары); отдельные области государственной деятельности; производство вспомогательного оборудования.

 

  Выделяются первичный и вторичный информационные секторы. К первичному информационному сектору относятся производство электронно-вычислительной техники, телекоммуникации и полиграфическая промышленность, реклама, образование. По данным министерства торговли, еще в 1967 г. объем продаж информационных товаров и услуг этого сектора другим секторам экономики США составил 174,6 млрд. долл., или 21,9% объема ВНП. Более того, 43% всех прибылей корпораций было получено в первичном информационном секторе.

  Вторичный информационный сектор включает информационную деятельность, которую нельзя измерить непосредственно: управление, в том числе государственное и в частном секторе, деятельность ''неинформационных отраслей'' промышленного сектора (частного и государственного), где информация производится и ими же потребляется, и включается в конечную стоимость изделий. Хотя товары, произведенные здесь, могут быть проданы на рынке, информационная работа на предприятиях - планирование, составление графиков, расписаний, координация и управление - не отражена в ВНП. По данным министерства торговли, в первичном секторе в конце 70-х годов создавалось 25% ВНП, во вторичном -21%, или в целом 46% ВНП страны; 53% занятых в США были связаны со знаниями, коммуникациями и информационной работой. Согласно исследованию, проведенному министерством торговли, в конце 50-х годов рабочая сила из преимущественно промышленной превратилась в информационную рабочую силу. Тем самым подчеркивалась реальность существования в США информационной экономики. ''Основные источники благосостояния переместились от капитала к информационным ресурсам и знаниям''

 По мере научно-технического прогресса информационный сектор обрастал новыми услугами, технологиями, товарами и средствами передачи информации. Изменилось техническое обеспечение информационной деятельности, продолжает увеличиваться вклад информационного бизнеса в ВНП, как непосредственно в первичном, так и косвенно, - во вторичном секторе. Согласно отдельным оценкам, в настоящее время доля информационного сектора составляет от 60 до 75% ВНП страны.

  Как свидетельствуют данные исследования Ч.Джоншера, экономиста Массачусетского технологического института, в период 1947—1972 гг. информационный сектор развивался более высокими темпами, чем промышленный.

Ежегодные темпы прироста в этот период составили в постоянных ценах 3,7 и 2% соответственно. По данным С.Роуча, в 1985 г. каждые 2 из 3 долларов ВНП создавались в информационном секторе. По его мнению, здесь представлены отрасли, отличающиеся но только наивысшими темпами роста, но и самой высокой долей занятых информационной работой.

  Отмечается тесная связь между ростом информационного и промышленного секторов. Промышленный сектор не заменяется информационным, он трансформируется в виде товаров, услуг и технологий информационного сектора.

 

Объединение основного капитала промышленного и информационного секторов оказало драматическое воздействие на характер производства товаров, а не на информационную работу. С середины 60-х годов до 1983 г. доля информационных работников в общей численности занятых в несельскохозяйственном секторе увеличилась с 10 до 55%.

 По другим данным, в США 70% рабочей силы связано с обработкой информации.

 По оценке С,Роуча, после пика 60-х годов затраты на одного производственного рабочего в 1983 г, снизились на 1/3,а на информационного работника — повысились.

Ч.Джоншер считает, что доля занятых в информационном секторе, составлявшая в середине 80-х годов 50%, возможно сократится до 46% к 2000 г. частично в связи с применением информационной технологии). Производительность труда в целом по экономике будет увеличиваться в значительной степени благодаря более высоким темпам роста производительности труда в информационном секторе. Свой прогноз Ч.Джоншер связывает со  следующими тенденциями: продолжающимся улучшением технических и стоимостных характеристик информационной технологии, ее основных компонентов и оборудования; дальнейшим развитием телекоммуникационной инфраструктуры; снижением институциональных и социальных барьеров в области внедрения информационной технологии.

  По оценкам американских специалистов, воздействие информационной экономики на бизнес будет увеличиваться. Это неизбежно накладывает отпечаток на подходы к управлению производством, стратегию конкуренции, методы повышения производительности труда. П.Хаукен пишет: ''Один из огромных мифов об экономическом поведении заключается в том, что деньги - язык экономики.

Язык экономики - информация, содержащаяся в производстве, товарах и услугах, деньги - лишь часть информации''.

  Внедрение автоматизации, робототехники, вычислительных информационных служб и сетей преобразуют промышленность и сельское хозяйство. Один из аспектов влияния информационной экономики на бизнес - стирание старых границ между промышленностью и сферой услуг. В отличие от традиционного взгляда, расширение сферы услуг в информационной экономике, по мнению Марчэнда, содействует росту промышленности и сельского хозяйства. Благодаря внедрению ЭВМ, средств связи стираются границы между сферой услуг и промышленностью. Отсюда возрастает роль информационной экономики, повышается важность стратегического использования информации для развития нового бизнеса.

  Еще один аспект влияния информационной экономики на бизнес связан с феноменальным ростом индустрии знаний и ограниченными возможностями человека поглотить имеющийся информационный потенциал. Особое значение  приобретает управление информацией, его воздействие на критерии конкуренции и выбор стратегических преимуществ.

 

  В современных условиях использование информационных ресурсов, наряду с технологическими и людскими, приобретает столь же важную роль в обеспечении   прибыльности, укреплении рыночных позиций и т.д.

  За последние 30 лет эволюции информационной экономики промышленность выросла и преобразилась, поскольку появились новые технологии, а старые были заменены или усовершенствованы. Так, если в 60-х годах промышленность по переработке информации концентрировала свои основные усилия на разработке крупных ЭВМ, больших капиталовложениях и технологических «ноу-хау», то в 70-е годы фокус ее деятельности был направлен на интеграцию вычислительной и коммуникационной технологий, а также на огромные возможности, создаваемые для внешней и внутренней передачи информации между всеми типами ЭВМ, независимо от времени и места. В 80-е годы характер влияния этой отрасли перемещается от исключительной заинтересованности в обрабатывающих и передающих возможностях техники к концентрации на программировании задач конечного потребителя и на содержании информации. Промышленность по переработке информации - двигатель информационной экономики, ни одна отрасль промышленности или сферы услуг не может игнорировать ее развитие и отрицать ее воздействие на бизнес. Она отвечает за создание новых товаров и услуг в экономике, которые ранее не существовали, является "главным источником нововведений и предпринимательских возможностей для страны''. Индустрия переработки информации включает электронно-вычислительную промышленность, связь, информационную промышленность, "индустрию знаний".

  В 1983 г. объем продаж промышленности средств переработки информации достиг 200 млрд. долл., увеличиваясь в 80-е годы на 20% в среднем за год. Это означает, что в начале 90-х годов он составит 1 трлн. долл. Объем продаж этой отрасли в три раза превышает производство сталелитейной промышленности и в два раза - автомобильной, уступая только нефтяным компаниям (их продажи превысили 500 млрд. долл.). В начале 90-х годов она станет крупнейшей отраслью экономики.

Назад       Главная       Вперёд