В настоящее время в США сложилось отношение к
информации как к важнейшему экономическому и стратегическому ресурсу.
Информационная вычислительная техника становится, как считают американские
специалисты, крупнейшей отраслью, движущей силой роста национального богатства
страны. Информационная
политика оказывает воздействие на проблемы, связанные с экономическим развитием,
занятостью, здравоохранением,
образованием, международными
отношениями. Как пишут американские ученые Д.Марчэнд и Ф.Хортон, "в
информационной экономике - ключ к успеху в конкурентной борьбе... В прошлом
повышение эффективности производства связывали с факторами труда, капитала и
технологии. Сейчас, чтобы быть конкурентоспособным на национальных и
международных рынках,
бизнес должен добавить информационно ориентированный подход к повышению
эффективности производства'' .
Как считают
Марчэнд и Хортон, влияние информационной экономики будет значительным и в
национальном, и в международном масштабах. Она будет оказывать влияние как на
традиционные, так и на новые отрасли.
Мнение
специалистов о важности информационной экономики опирается на глубокие
структурные изменения в процессе экономического роста, происходящие в последние
десятилетия в США и странах Западной Европы, усложнение хозяйственных связей и увеличение информационных
потоков.
В США
сложился мощный информационный сектор. В 1962 г. американский экономист Ф.Махлуп предпринял первую попытку
дать определение ''индустрии знаний''. К ней он отнес сферы образования,
исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и
информационную деятельность. Более того, он отметил 50 видов специальной
деятельности внутри этих пяти широких сфер.Так, в категорию средств связи
Ф.Махлуп включил радио-
и телевещание, телефонные и почтовые службы,
печатное и издательское дело. Информационное машиностроение включало
производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, полиграфического
оборудования и техники, информационных служб. К информационному сектору он
относил также информационные службы, правительственную, юридическую и некоторые
другие сферы деятельности. В исследовании министерства торговли США,
проведенном в 1977 г. под руководством М.Ю.Пората совместно с М.Р Шубиным,
Е.Тейлор и
М.Е.Сэппом, дано определение информационного сектора, аналогичное определению Ф.Махлупа. По их
мнению, доля информационного сектора США в конце 70-х годов достигла 25% .
В настоящее
время к информационному сектору относят в основном следующие сферы:
производство знаний и нововведений, включая исследования и разработки,
распространение информации и коммуникации; отрасли, связанные со страхованием; рекламу и справочное обслуживание;
индустрию переработки и передачи информации (ЭВМ и другие устройства,
информационные товары); отдельные области государственной деятельности;
производство вспомогательного оборудования.
Выделяются
первичный и вторичный информационные секторы. К первичному информационному
сектору относятся производство электронно-вычислительной техники, телекоммуникации и
полиграфическая промышленность, реклама, образование. По данным министерства
торговли, еще в 1967 г. объем продаж
информационных товаров и услуг этого сектора другим секторам экономики США составил 174,6 млрд. долл.,
или 21,9% объема ВНП. Более того, 43% всех прибылей корпораций было получено в первичном информационном
секторе.
Вторичный
информационный сектор включает информационную деятельность, которую нельзя
измерить непосредственно: управление, в том числе государственное и в частном секторе,
деятельность ''неинформационных отраслей'' промышленного сектора (частного и
государственного), где информация производится и ими же потребляется, и
включается в конечную стоимость изделий. Хотя товары, произведенные здесь,
могут быть проданы на рынке, информационная работа на предприятиях -
планирование, составление графиков, расписаний, координация и управление - не
отражена в ВНП. По данным министерства торговли, в первичном секторе в конце
70-х годов создавалось 25% ВНП, во вторичном -21%, или в целом 46% ВНП страны;
53% занятых в
США были связаны со знаниями, коммуникациями и информационной работой. Согласно
исследованию, проведенному министерством торговли, в конце 50-х годов рабочая
сила из преимущественно промышленной превратилась в информационную рабочую
силу. Тем самым подчеркивалась реальность существования в США информационной
экономики. ''Основные источники благосостояния переместились от капитала к
информационным ресурсам и знаниям''
По мере
научно-технического прогресса информационный сектор обрастал новыми услугами,
технологиями, товарами и средствами передачи информации. Изменилось техническое обеспечение
информационной деятельности, продолжает увеличиваться вклад информационного
бизнеса в ВНП, как непосредственно в первичном, так и косвенно, - во вторичном
секторе. Согласно отдельным оценкам, в настоящее время доля информационного
сектора составляет
от 60 до 75% ВНП страны.
Как
свидетельствуют данные исследования Ч.Джоншера, экономиста Массачусетского
технологического института, в период 1947—1972 гг. информационный сектор
развивался более высокими темпами, чем промышленный.
Ежегодные темпы прироста в этот период составили в
постоянных ценах 3,7 и 2% соответственно. По данным С.Роуча, в 1985 г. каждые 2
из 3 долларов ВНП создавались в информационном секторе. По его мнению, здесь
представлены отрасли, отличающиеся но только наивысшими темпами роста, но и
самой высокой долей занятых информационной работой.
Отмечается
тесная связь между ростом информационного и промышленного секторов.
Промышленный сектор не заменяется информационным, он трансформируется в виде
товаров, услуг и технологий информационного сектора.
Объединение основного капитала промышленного и
информационного секторов оказало драматическое воздействие на характер производства товаров, а не на
информационную работу. С середины 60-х годов до 1983 г. доля информационных
работников в общей численности занятых в несельскохозяйственном секторе увеличилась с 10 до 55%.
По другим данным, в США 70%
рабочей силы
связано с обработкой информации.
По оценке
С,Роуча, после пика 60-х годов затраты на одного производственного рабочего в
1983 г, снизились на 1/3,а на информационного работника — повысились.
Ч.Джоншер считает, что доля занятых в информационном
секторе, составлявшая в середине 80-х годов 50%, возможно сократится до 46% к
2000 г. частично в связи с применением информационной технологии).
Производительность труда в целом по экономике будет увеличиваться в
значительной степени благодаря более высоким темпам роста производительности
труда в информационном секторе. Свой прогноз Ч.Джоншер связывает со следующими тенденциями: продолжающимся
улучшением технических и стоимостных характеристик информационной технологии,
ее основных компонентов и оборудования; дальнейшим развитием телекоммуникационной
инфраструктуры; снижением
институциональных и социальных барьеров в области внедрения информационной
технологии.
По оценкам
американских специалистов, воздействие информационной экономики на бизнес будет
увеличиваться. Это неизбежно накладывает отпечаток на подходы к управлению
производством, стратегию конкуренции, методы повышения производительности
труда. П.Хаукен
пишет: ''Один
из огромных мифов об экономическом поведении заключается в том, что деньги -
язык экономики.
Язык экономики - информация, содержащаяся в
производстве, товарах и услугах, деньги - лишь часть информации''.
Внедрение
автоматизации, робототехники,
вычислительных информационных служб и сетей преобразуют промышленность и
сельское хозяйство. Один из аспектов влияния информационной экономики на бизнес
- стирание старых границ между промышленностью и сферой услуг. В отличие от
традиционного взгляда, расширение сферы услуг в информационной экономике, по
мнению Марчэнда, содействует росту промышленности и сельского хозяйства.
Благодаря внедрению ЭВМ, средств связи стираются границы между сферой услуг и промышленностью. Отсюда
возрастает роль информационной экономики, повышается важность стратегического
использования информации для развития нового бизнеса.
Еще один
аспект влияния информационной экономики на бизнес связан с феноменальным ростом
индустрии знаний и ограниченными возможностями человека поглотить имеющийся
информационный потенциал. Особое значение
приобретает управление информацией, его воздействие на критерии
конкуренции и выбор стратегических преимуществ.
В
современных условиях использование информационных ресурсов, наряду с
технологическими и людскими, приобретает столь же важную роль в
обеспечении прибыльности, укреплении рыночных позиций
и т.д.
За последние
30 лет эволюции информационной экономики промышленность выросла и преобразилась,
поскольку появились
новые технологии, а старые были заменены или усовершенствованы. Так, если в
60-х годах промышленность по переработке информации концентрировала свои
основные усилия на разработке крупных ЭВМ, больших капиталовложениях и
технологических «ноу-хау», то в 70-е годы фокус ее деятельности был направлен
на интеграцию вычислительной и коммуникационной технологий, а также на огромные
возможности, создаваемые для внешней и внутренней передачи информации между
всеми типами ЭВМ, независимо от времени и места. В 80-е годы характер влияния
этой отрасли перемещается от исключительной заинтересованности в обрабатывающих
и передающих возможностях техники к концентрации на программировании задач
конечного потребителя и на содержании информации. Промышленность по переработке
информации - двигатель информационной
экономики, ни одна отрасль промышленности или сферы услуг не может игнорировать
ее развитие и отрицать ее воздействие на бизнес. Она отвечает за создание новых
товаров и услуг в экономике, которые ранее не существовали, является
"главным источником нововведений и предпринимательских возможностей для страны''. Индустрия
переработки информации включает электронно-вычислительную промышленность, связь, информационную
промышленность, "индустрию знаний".
В 1983 г.
объем продаж промышленности средств переработки информации достиг 200 млрд.
долл., увеличиваясь в 80-е годы на 20% в среднем за год. Это означает, что в начале
90-х годов он составит 1 трлн. долл. Объем продаж этой отрасли в три раза
превышает производство сталелитейной промышленности и в два раза -
автомобильной, уступая только нефтяным компаниям (их продажи превысили 500
млрд. долл.). В начале 90-х годов она станет крупнейшей отраслью экономики.
|