Воплощением идеи
информационного общества на современном
этапе является Интернет. Масштабы
информационных потоков, проходящих по этой
глобальной коммуникационной сети, начинают
волновать фискальное воображение
политиков и технократов. Так, группа
экспертов Европейского союза предложила
ввести так называемый «побитовый налог» -
поставить счетчики и взимать деньги за
трафик - объем перекачанной информации,
точнее перекачанных битов, независимо от
того, какие сведения они представляют и
представляют ли вообще. По сделанной в свое
время оценке бельгийского министерства
телекоммуникаций при ставке 1 доллар за 100
мегабит, налоговые поступления этой страны
могли составить порядка 10 млрд. долларов в
год (4 процента валового национального
продукта). Однако идея сразу была
подвергнута беспощадной критике. Аргументы
«против» были основаны на особенностях
существующих информационных потоков, их
огромную долю составляет рекламный и
прочий мусор. Против налогообложения
полезной информации высказываний было
немного, но вот отделить ее от просто потока
механически подсчитываемых данных пока
оказалось невозможно.
С неожиданной стороны возникла
фискальная проблема Интернета в Германии.
Дело в том, что в этой стране все владельцы
телевизоров платят национальным
общественным телеканалам специальные
сборы. Как только эти телекомпании начали
вещание через Интернет, появилась идея
ввести сбор с владельцев компьютеров,
подключенных к Интернету. В первую очередь
от этого могли пострадать не домохозяйства
(которые и так уже платили этот сбор), а
университеты и прочие организации, имеющие
большой компьютерный парк.
В феврале этого года
Национальная ассоциация губернаторов (США)
выдвинула свои предложения по
реформированию налоговой сферы.
Американская налоговая система весьма
консервативна и запутанна, в ней существует
около 30 000 субъектов, имеющих право
устанавливать налоги (штаты, графства,
города). Основную проблему вызывают налоги
с продаж и акцизы, дающие до половины
доходов местных и штатских бюджетов. В
разных местностях они различны, что
приводит к постоянному перетоку капитала.
Электронная торговля позволяет
потребителям выбирать компании из штатов с
лучшим налоговым режимом, а местная
традиционная торговля оказывается
ущемленной. Губернаторы предлагали дать
властям штатов право на введение единого
налога на продажи через Интернет, а также на
заказы, обслуживаемые по почте. В ответ на
эту инициативу (не поддержанную, кстати,
руководителями штатов, получающих прибыли
от развития интернетовской торговли)
президент Клинтон поддержал законопроект о
введении моратория на новые ин-тернетовские
налоги. В принципе компромиссным вариантом
считается введение единого налога на
продажи через Интернет, одинакового на всей
территории страны. В ходе дискуссий оо
интернетовских налогах в США очень
наглядно виден разрыв между различными
слоями общества. Если национальная элита
зачарована открывающимися перспективами
информационного общества (вице-президент
Гор лично курирует Интернет), на местном
уровне пытаются использовать это явление
для решения сиюминутных, но вечных проблем (муниципальные
расходы на дороги, школы и т.д.).
Удивительно, но ни один из
многочисленных налоговых кодексов,
рассматриваемых сейчас российским
парламентом, не касается затронутой
проблемы. По всей видимости, это
свидетельствует об уровне, на котором
находится развитие электронной коммерции в
России. Однако, как показывает предыдущий
опыт, наша страна быстро нагоняет развитые
державы, и большинство явлений повторяется
у нас с некоторым временным лагом (2-3 года).
Таким образом, проблема введения
интернетовских налогов встанет через не
слишком большой промежуток времени, тем
более что в России существуют прекрасные
предпосылки для развития электронной
коммерции - огромные пространства, не
слишком густая сеть классических торговых
заведений и т.д. Похоже, государство
совершенно не готово к подобному повороту
событий, а обычное в таких случаях
неудачное копирование небогатого и
противоречивого зарубежного опыта успеха
не принесет.
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ распространение
Интернета приводит к серьезным структурным
изменениям экономики. Первыми это
почувствовали некоторые зарубежные
государства, чьи источники налоговых
поступлений оказались под угрозой. В
результате в этих странах разразился целый
ряд ожесточенных дискуссий по поводу
введения специфических «интернетовских»
налогов.
А облагать есть что. По данным
американского правительства, объемы продаж
электронной торговли вырастут с 8тмлрд.
долларов США в 1997 году до 300 млрд. долларов в
2002 году. Европейский союз несколько отстает:
здесь, по данным компании «Ай-Ди-Си»,
ожидается рост с 1 млрд. в 1997 году до 30 млрд.
долларов в 2001 году, при этом произойдет
взрывной рост числа пользователей
Интернета -с 16,6 млн. до 56 млн. чел.
Специфической особенностью
постиндустриального общества является то,
что основную роль в формировании
макроэкономических показателей начинают
играть сферы производства, передачи и
потребления информации. По своей
революционности вхождение в
постиндустриальное общество можно
сравнить с переходом от средних веков,
когда основная часть национального
продукта производилась в сельском
хозяйстве, к капиталистическому строю, при
котором ведущую роль в экономике стали
играть обрабатывающая промышленность и
транспорт. Одновременно с этим каждый раз
принципиально менялась и налоговая система
- от преобладания земельной ренты к налогу
на добавленную стоимость, оптимально
рассчитаному на налогообложение
промышленного производства материальных
ценностей. Справедливости ради отметим, что
нынешняя система НДС, принятая в
Европейском союзе, является недавним
изобретением.
|