Актуальность, цели и задачи
курсовой работы по данной теме определены
следующими положениями. В настоящий момент
в отечественной и
зарубежной юридической литературе нет
единой точки зрения о понятии "избирательная
система". Многие ученые под
избирательной системой понимают
совокупность фактических общественных
отношений, возникающих в процессе
организации и проведения выборов, а также
осуществления взаимоотношений избирателей
с депутатами. Вместе с тем никто не
возражает против того, что избирательная
система является государственно-правовым
институтом. Но из приведенного понимания
"выпали" сами нормы права, что ставит
под сомнение его строгую научность. В
большинстве зарубежных стран под
избирательной системой понимают порядок
определения результатов выборов. В этом
случае важнейший политико-правовой
институт сведен к технико-процедурным
нормам, которые лишь опосредованно, в той
или иной мере являются отражением политики
и права.
В зависимости от порядка
определения результатов выборов
избирательные системы принято
подразделять на два вида: мажоритарную и
пропорциональную. Известны три
разновидности методов в подсчете голосов
по мажоритарной системе: относительного,
абсолютного и квалифицированного
большинства. Пропорциональных приемов
подсчета голосов намного больше: метод Т.
Хэра, "метод наибольшей средней" В. Д'0ндта,
правило "связанных списков", правило
"свободных списков" и т.д. Однако в
нашей курсовой работе не представляется
возможным рассмотреть все разновидности
определений, методов и способов
определения гарантированности результатов
выборов.
Избирательная система
представляет собой совокупность
юридических норм, закрепляющих принципы,
на основе которых осуществляются выборы,
права граждан избирать и быть избранными,
устанавливающих ответственность депутатов
и других выборных лиц за свою деятельность
перед избирателями, определяющих порядок
организации и проведения выборов и
регулирующих отношения, возникающие в
процессе формирования органов
государственной власти, осуществления
взаимоотношений избирателей с депутатами
и иными избираемыми ими лицами.
Избирательное право есть
совокупность юридических норм,
закрепляющих права граждан избирать и быть
избранными в органы государственной власти,
а также право отзыва избирателями
избранных лиц, не оправдавших их доверия.
Избирательное право и порядок определения
результатов выборов (мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы) являются составными
частями избирательной системы. С легкой
подачи зарубежных государствоведов и
политиков многие отечественные ученые
механически и некритически признали деление
избирательных систем на мажоритарную и
пропорциональную. Такой упрощенный подход
к понятию избирательной системы едва ли
научно оправдан. Избирательная система
потому и называется системой, что она
состоит из упорядоченной совокупности
институтов, элементов, компонентов,
предполагает включение в нее и норм права, и
отношений, и порядок определения
результатов выборов и т.д. Такой подход,
думается, является более правильным, здесь
все элементы в определении слиты воедино.
Важными показателями
демократизма любой избирательной системы
являются гарантии свободы выборов и
совершенство их механизма. Под гарантиями
свободы выборов мы понимаем условия и
средства, обеспечивающие избирателям
реальную осознанную и ответственную
свободу волеизъявления. Условия - это
политический режим, в котором
осуществляются выборы. Средства - это
механизм и материальные источники,
обеспечивающие свободу волеизъявления
избирателей. Существуют общие и
специальные гарантии свободы выборов.
Основное внимание в курсовой работе мы уделим
специальным гарантиям и возникающим при
этом проблемам.
|