В 1828 году Пушкин, обращаясь к теме
Петра, пишет поэму «Полтава».
«Полтава» - героическая поэма. В
центре ее - изображение Полтавского боя как
великого исторического события,
поставившего Россию на одно из первых мест
в Европе. В основу поэмы легла идея, которую
Белинский хорошо выразил следующими
словами: «Полтавская битва была не простое
сражение, замечательное по огромности
военных сил, по упорству сражающихся и
количеству пролитой крови; нет, это была
битва за существование целого народа, за
будущность целого государства». О
знаменитом пушкинском изображении
Полтавского боя критик писал: «...картина
Полтавской битвы начертана кистью широкою
и смелою, она исполнена жизни и движения:
живописец мог бы писать с нее, как с натуры»
.
В героической эпопее эпохи
классицизма много условного,
мифологического. Ее композиционной основой
являлось само великое событие, но создатель
эпопеи вольно обращался с историческими
фактами, героический идеал чаще всего
выступает в ней в своей отвлеченной,
абстрактной форме.
В «Полтаве» героическое
воплощено в своем конкретно-историческом
облике, дается как реальная история народа,
то, что сохранилось в памяти народной. Образ
самого Петра также героичен, но в обрисовке
его Пушкин не прибегал ни к искусственной
героизации, обычной для классицистической
эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра
окружает реальная обстановка. И в самой
грандиозной критике Полтавского боя нет
ничего условного, официально-помпезного,
риторического. Возвеличивая подвиг и
мужество петровского воинства, Пушкин
отдает должное и сильным противникам
русских-шведам. Однако поэт дает
почувствовать, что и сам Карл XII и его
воинственные дружины не воодушевлены ничем
высоким, тогда как Петр и его армия
исполнены патриотизма, уверенности в
победе, за ними возникает образ всей России.
И сам поэт полон гордого патриотического
чувства и восхищения перед славной победой.
Изображение огромного
исторического события совмещается в «Полтаве»
с трагедией личности, с романтическим
сюжетом о драматической любви Марии к
Мазепе.
Образ Марии (Матрены) Кочубей, ее
трагическая судьба, гибель ее отца - все
давало Пушкину возможность создать типично
романтическую поэму. Но времена «Бахчисарайского
фонтана» были уже позади. Любовь Марии
Пушкин тщательно обосновывает
психологически, имея перед собой пример
шекспировской Дездемоны; в необычной
страсти дочери Кочубея поэт видит сложное
проявление человеческой натуры, жизни.
Отнюдь не романтический злодей и
сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял
свою «Полтаву» байроновской поэме «Мазепа»,
в которой образ Мазепы дан в романтическом
плане, оторванно от конкретно-исторической
обстановки. Пушкин стремится правдиво
развить характер Мазепы как хитрого и
коварного интригана-изменника, одержимого
не столько старческой страстью к Марии,
сколько жаждой власти и честолюбием. «Мазепа
действует в моей поэме точь-в-точь как в
истории, а речи его объясняют его
исторический характер»,- замечает Пушкин.
Личная вражда гетмана к Петру, занимающая
чуть не основное место у Байрона, в поэме
Пушкина выступает как одна из деталей, а
измена Мазепы трактуется в свете
политических отношений России, Польши,
Швеции, Украины.
В творческом развитии Пушкина, в
его исканиях «Полтава» явилась опытом
создания реалистической поэмы на
историческую тему.
В «Полтаве» Пушкин пытается
сочетать жанр старой, героической поэмы с
новой, лирико-эпической, созданной
романтизмом, что соответствовало двум
основным темам «Полтавы».
Используя художественные
достижения романтической поэтики и
стилистики, Пушкин вместе с тем стремится к
реалистическому воспроизведению
национального колорита в изображении
картин Украины и украинской природы. Именно
в «Полтаве» наряду с образцом батальной
живописи дан шедевр пушкинского пейзажа -
знаменитая картина украинской ночи («Тиха
украинская ночь»). «Есть что-то
оригинальное, самобытное, чисто русское в
тойе рассказа, в духе и обороте выражений»,-
замечает Белинский о стиле поэмы Пушкина.
Настойчивый интерес к эпохе и
личности Петра 1 был связан не только с
надеждами Пушкина добиться от
правительства прогрессивных реформ,
подобных реформам Петра. Тема Петра 1
обусловливалась всей пушкинской
концепцией исторического развития России.
Пушкин считал, что русский народ, идя
своеобразной и самобытной исторической
дорогой, благодаря реформам Петра вступил
на путь просвещения, тем самым обеспечив
себе в будущем возможность свободы.
Пушкин мечтал о таком
историческом будущем России, при котором
социальный прогресс соединялся бы с
развитием просвещения народа, гуманных
нравов, подлинной свободы и человечности.
Невозможность решения этой проблемы в
условиях того времени и явилась источником
многих трагических переживаний Пушкина в
конце его жизни.
Пушкин не видел, кто мог бы
осуществить те «великие перемены» в жизни
России, необходимость которых всегда была
для него очевидна. Все яснее становится ему
тупой, реакционный характер политики
Николая 1, в котором было «много от
прапорщика», как говорил поэт.
В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный
всадник». Одной из идеи этой поэмы является
мысль о том, что самодержавие, при Петре
сыгравшее прогрессивную роль в развитии
России, в последующем превратилось в
реакционную, антинациональную силу.
С другой стороны, в русском
обществе не было тогда и силы, способной
противопоставить себя деспотической
монархии, чудовищному, топчущему все
человеческое «медному всаднику».
«Медный всадник» - поэма
философская, социальная и историческая. Во
введении к поэме возникает величественный
образ Петра-преобразователя,
осуществляющего великое национальное дело,
о котором мечтали многие поколения,-
укрепление русского государства на берегах
Балтийского моря, «на зло надменному соседу».
Петр выступает во введении и как покоритель
самой природы, ее стихий, как воплощение
победы культуры и цивилизации над той
дикостью и отсталостью, которая до него
веками царила «на берегу пустынных волн».
Пушкин сложил поэтический гимн могучей
силе разума, воли и творческого труда
человека, способных осуществить такое чудо,
как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат»
великого и прекрасного города, символа
новой, преобразованной России.
Проходит сто лет, осуществлен
гениальный замысел Петра. Облик Петербурга
- «Петра творенья» - рисуется Пушкиным с
чувством патриотической гордости и
восхищения, воображение поэта поражено
невиданной красотой северной столицы, ее «строгим,
стройным видом», дивным ансамблем площадей
и дворцов, Невой, закованной в гранит,
белыми ночами. Но это и город, социальных
контрастов и противоречий, отразившихся в
злосчастной судьбе Евгения и его любимой
Параши, ничем не защищенных от
превратностей жизни и становящихся
жертвами созданного, казалось бы, для
счастья людей изумительного города. Поэт
задумывался над философской проблемой
столкновения интересов личности и
неумолимого хода истории.
Пушкин создавал «Медного
всадника» в ту же пору, когда Гоголь начинал
писать свои петербургские повести. Свою
поэму Пушкин также называет «петербургской
повестью». Грандиозная философско-историческая
тема сливается в ней с изображением судьбы
маленького человека, с его протестом; в
поэме звучит социальная тема, которая
станет главной в петербургских повестях
Гоголя и «натуральной школы».
Образ Петра волнует не только
поэтическое воображение Пушкина: он
обращается к нему и как историк. В марте 1832
года Пушкин приступил к работе над
задуманной им «Историей Петра Великого».
Исследования Пушкина были прерваны работой
поэта над «Историей Пугачева». В апреле 1834
года Пушкин возвращается снова к истории
Петра, усиленно роясь в архивах, собирая
материалы, делая заметки, выяиски. После
смерти Пушкина была сделана попытка издать
записи поэта по истории Петра 1, но Николай 1
не разрешил издания. Пушкинский труд был
опубликован только в наше время, когда были
случайно найдены 22 тетради заметок и
выписок Пушкина (часть тетрадей пропала).
Основная идея, которой руководствовался
Пушкин в своем понимании деятельности
Петра, четко выражена следующим замечанием
о нем поэта: «Достойна удивления разность
между государственными учреждениями Петра
Великого и временными его указами, первые
суть плоды ума обширного, исполненного
доброжелательства и мудрости, вторые
нередко жестоки, своенравны и, кажете»,
писаны кнутом. Первые были для вечности или
по крайней мере для будущего, вторые
вырвались у нетерпеливого, самовластного
помещика». Отмечая это противоречие, Пушкин
глубоко понимал историческую
необходимость и значение деятельности
Петра, в своих произведениях о нем
подчеркивал именно преобразовательную,
созидательную ее сторону. И чем мрачнее
становилась в глазах Пушкина личность
Николая 1, тем светлее представлялся ему
образ Петра 1 («Пир Петра Великого»).
Круг исторических интересов
Пушкина был необычайно широк и охватывал
многие вопросы, занимавшие русскую
общественную мысль его времени, в частности
проблемы характера исторического развития
допетровской Руси, возникновения
феодализма и т. д. Громадный его интерес
вызвало «Слово о полку Игореве» как
исторический и поэтический памятник
древней Руси.
Особенное внимание Пушкина как
историка привлекают периоды исторических
кризисов, крупные народные движения -
начало XVII века, время Петра 1 и царствование
Екатерины II, ознаменованное крестьянским
восстанием Пугачева. В трактовке русской
истории XVIII и начала XIX века вплоть до
Отечественной войны 1812 года, которую поэт
называл «величайшим событием новейшей
истории», Пушкин намного опередил
историческую науку своего времени. В
характеристике Петра 1 и значения его
преобразовательной деятельности Пушкин
был предшественником Герцена и Белинского.
Огромное значение придавал поэт роли
народных масс в истории.
Пушкин любил и лирическую
обработку исторической темы. В
стихотворениях «К вельможе» (1830), «Полководец»
(1835), «Пир Петра Великого» (1835) и др. он
обращается к историческому прошлому,
размышляя о превратностях истории, о смене
эпох, событий, образа жизни и понятий. В
стихотворении «К вельможе» Пушкин
воссоздает облик двух эпох, сменивших друг
друга в бурном столкновении потрясших весь
мир событий, смену идей века Просвещения
влиянием Байрона, торжеством новых мнений и
страстей. В незавершенном стихотворении «Была
пора: наш праздник молодой...» (1836),
посвященном лицейской годовщине, Пушкин
опять вспоминает о бурной своей эпохе.
|