На ранних стадиях развития
кинематографии в различных странах
возникли предприятия для выпуска
кинофильмов. Их назвали кинофабриками. На
первых порах это были сараи с застекленными
крышами, где на фоне примитивно написанных
на холсте театральных декораций
производились съемки при солнечном
освещении. По мере совершенствования и
усложнения техники кинофабрики обрастали
под-собными помещениями, переходили к
использованию электрических осветительных
приборов, более сложного оборудования.
В своем развитии производство
фильмов все больше отходило от
использования опыта театра и создавало
свои специфические методы работы. Но по-прежнему
сохранялось совместное существование в
единой организации творческих и
производственно-технических работников.
Киностудии сформировались как предприятия
с замкнутым технологическим циклом, на
которых осуществляется весь комплекс работ:
от подготовки литературного сценария до
выпуска готовых для показа фильмокопий.
На такой киностудии
сосредоточены все художественно-творческие
работники (исключая авторов сценария,
приглашаемых актероб, композиторов,
музыкантов) и все производственно-технические
специалисты и рабочие, занятые
непосредственным обслуживанием съемочных
групп или работающих в цехах.
Но при этом художестиейно-творческий
процесс создания фильма, осуществляемый
съемочными группами и творческими
подразделениями киностудии,
организационно отделен от всех других
процессов.
Цехи киностудии, не
обслуживающие непосредственно съемочный
процесс, по своей организации мало
отличаются от аналогичных подразделений в
промышленности, хотя и имеют свою специфику.
Единое руководство всем
процессом создания фильма позволяет
рационально использовать как творческий
персонал, так и техническую базу киностудии.
Очевидно, не случайно эта форма организации
производства кинофильмов получила
наибольшее распространение.
Увеличение производства
художественных фильмов на наиболее крупных
киностудиях в нашей стране привело к
необходимости децентрализации руководства
художественно-творческим процессом. Для
этой цели на киностудиях были созданы
творческие объединения, каждое из которых
взяло на себя руководство частью съемочных
групп и, что особенно важно, подготовку
сцена-риев для них.
Приблизив руководство
художественно-творческим процессом к
съемочной группе и предоставив творческим
объединениям достаточную свободу действий
в производстве, дирекция киностудии
оставила за собой приемку законченных
фильмов, производственно-техническое
обеспечение съемочных групп, общее
планирование и финансирование, а также
руководство технической базой.
При наличии творческих
объединений основной принцип киностудии с
замкнутым технологическим циклом не
нарушается: киностудия продолжает
оставаться единым организмом.
Со временем технология
фильмопроизводства усложняется,
оборудование становится все более
производительным и дорогостоящим. Особенно
резким был скачок при переходе от немого
кино к звуковому. Мелкие киностудии во
многих странах мира не смогли приобрести
звукотехническую аппаратуру и разорились
или влились в состав более крупных, где
дорогую аппаратуру можно было лучше
загрузить.
В последующие годы в
фильмопроизводстве, как и во всей
промышленности, неуклонно продолжался
процесс усложнения технологии удорожания
оборудования, дифференциации отдельних
работ и операций. В капиталистических
странах это приводило к дальнейшему
укрупнению производства, при этом
некоторые участки с особенно сложной и
специфичной технологией, с узко
специализированными кадрами, с самым
дорогим и производительным оборудованием
переросли рамки даже крупных киностудий.
Это приводило к их выделению в
специализированные фирмы, либо к
сохранению таких участков лишь в немногих
киностудиях, которые стали оказывать
остальным услуги по кооперации.
В бывшем СССР эти процессы имели
свою специфику. Малые и средние киностудии
союзных республик сохранили свою
самостоятельность прежде всего как
творческие организации, продолжающие и
развивающие традиции своей культуры,
национальной по форме и социалистической
по содержанию. Что же касается
производственно-технической
самостоятельности небольших киностудий, то
сохранение ее в условиях научно-технического
прогресса неизбежно ухудшает экономические
показатели работы.
К экономическим издержкам
добавляются и технологические. Современное
оборудование для озвучивания и перезаписи
кинофильмов, для печати и обработки цветных
фильмовых материалов , для сложных видов
комбинированных съемок достигло в одном
комплексе аппаратуры производительности,
достаточной для обслуживания производства
многих десятков полнометражных
кинофильмов в год.
При загрузке этого оборудования
всего на 10-30% неминуемо снижается «тренированность»
производственного персонала и падает
трудовая и технологическая дисциплина, что
приводит к снижению качества и надежности
работы.
Аналогичное положение создалось
сейчас и со съемками на специально
оборудованных натурных базах, с
пиротехническими работами, а в самые
последние годы - и с теми участками, где
используется дорогостоящая техника
телевидения и видеозаписи.
Объем, производства наших бывших
республиканских киностудий далеко не
обеспечивал полной загрузки названных
участков, что ставило в порядок дня вопрос о
производственной кооперации. Такая
кооперация экономически и технологически
была выгодна не только получающим услуги
малым, но и оказывающим их большим
киностудиям, лучше загружающим свою
техническую базу. Хуже обстояло дело с
организационной стороной кооперации.
Услуги другим организациям оказывались во
вторую очередь, после обслуживания
собственных кинофильмов. Поэтому для
обслуживаемых киностудий нарушение
принципа замкнутости их технологического
цикла нередко приводит к задержкам
производства, простоям групп и срывам
сроков выпуска кинофильмов.
Эти организационно-творческие
причины часто вынуждают наши малые
киностудии все же отказываться от
кооперации и поддерживать собственные
технические базы, особенно по обработке
кинопленки. А, как известно, именно она
сохраняет ключевую роль во всем процессе
съемки и выпуска кинофильмов. Это ведет к
ухудшению технического качества негатива,
к распылению ценного оборудования и
квалифицированных кадров, к увеличению
расхода химикалий, но позволяет четко
выдерживать сроки производства.
Важно отметить, что в нашей
стране в последние годы уделяется большое
внимание совершенствованию
производственно- технической кооперации.
Можно надеяться, что решение этого вопроса
в общем масштабе поможет решить его и в
фильмопроизводстве.
А как обстоит дело в с
производством конофильмов в других странах?
В России все киностудии пока
имеют замкнутый технологический цикл в той
мере, в какой это позволяют масштабы их
производства. То же относится и к
киностудиям ряда стран бывшего
социалистического содружества. Эта же
форма организации фильмопроизводства
принята в Великобритании, а с некоторыми
изменениями в сторону усиления кооперации-в
Италии, ФРГ, Швеции, Японии, Индии, Аргентине,
Мексике и ряде других государств.
В США уже давно идет процесс
концентрации фильмопроизводства в руках
сравнительно небольшого числа крупных фирм.
Около половины всего производства
кинофильмов США сосредоточено в Голливуде (штат
Калифорния). Наиболее крупные голливудские
киностудии пока имеют замкнутый
технологический цикл, за исключением
обработки кинопленок, выполняемой
специализированными фирмами. Более мелкие
киностудии давно уже отказались от
замкнутого технологического цикла, и кто в
большей, кто в меньшей степени пользуются
услугами по кооперации. А самые мелкие
производители фильмов вообще не имеют
собственной технической базы. К тому же вес
большее количество художественных фильмов
американцы снимают в европейских и
латиноамериканских странах, используя
имеющиеся там технические базы и дешевую
рабочую силу. Таким образом, доля
фильмопроизводства США, осуществляемая в
киностудиях с замкнутым технологическим
циклом, неуклонно падает.
В крупнейших голливудских
кинофирмах руководство съемочной группой,
снимающей один или несколько фильмов,
поручается доверенному лицу фирмы-продюсеру,
который комплектует группу и руководит ее
работой па всех этапах производства. Часто
он же подбирает сценарии, заключает
договоры с авторами.
Продюсер отвечает перед фирмой
за качество кинофильма и всеми
производственными расходами.
|