On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Краткая история развития фильмопроизводства в России

На ранних стадиях развития кинематографии в различных странах возникли предприятия для выпуска кинофильмов. Их назвали кинофабриками. На первых порах это были сараи с застекленными крышами, где на фоне примитивно написанных на холсте театральных декораций производились съемки при солнечном освещении. По мере совершенствования и усложнения техники кинофабрики обрастали под-собными помещениями, переходили к использованию электрических осветительных приборов, более сложного оборудования.

В своем развитии производство фильмов все больше отходило от использования опыта театра и создавало свои специфические методы работы. Но по-прежнему сохранялось совместное существование в единой организации творческих и производственно-технических работников. Киностудии сформировались как предприятия с замкнутым технологическим циклом, на которых осуществляется весь комплекс работ: от подготовки литературного сценария до выпуска готовых для показа фильмокопий.

На такой киностудии сосредоточены все художественно-творческие работники (исключая авторов сценария, приглашаемых актероб, композиторов, музыкантов) и все производственно-технические специалисты и рабочие, занятые непосредственным обслуживанием съемочных групп или работающих в цехах.

Но при этом художестиейно-творческий процесс создания фильма, осуществляемый съемочными группами и творческими подразделениями киностудии, организационно отделен от всех других процессов.

Цехи киностудии, не обслуживающие непосредственно съемочный процесс, по своей организации мало отличаются от аналогичных подразделений в промышленности, хотя и имеют свою специфику.

Единое руководство всем процессом создания фильма позволяет рационально использовать как творческий персонал, так и техническую базу киностудии. Очевидно, не случайно эта форма организации производства кинофильмов получила наибольшее распространение.

Увеличение производства художественных фильмов на наиболее крупных киностудиях в нашей стране привело к необходимости децентрализации руководства художественно-творческим процессом. Для этой цели на киностудиях были созданы творческие объединения, каждое из которых взяло на себя руководство частью съемочных групп и, что особенно важно, подготовку сцена-риев для них.

Приблизив руководство художественно-творческим процессом к съемочной группе и предоставив творческим объединениям достаточную свободу действий в производстве, дирекция киностудии оставила за собой приемку законченных фильмов, производственно-техническое обеспечение съемочных групп, общее планирование и финансирование, а также руководство технической базой.

При наличии творческих объединений основной принцип киностудии с замкнутым технологическим циклом не нарушается: киностудия продолжает оставаться единым организмом.

Со временем технология фильмопроизводства усложняется, оборудование становится все более производительным и дорогостоящим. Особенно резким был скачок при переходе от немого кино к звуковому. Мелкие киностудии во многих странах мира не смогли приобрести звукотехническую аппаратуру и разорились или влились в состав более крупных, где дорогую аппаратуру можно было лучше загрузить.

В последующие годы в фильмопроизводстве, как и во всей промышленности, неуклонно продолжался процесс усложнения технологии удорожания оборудования, дифференциации отдельних работ и операций. В капиталистических странах это приводило к дальнейшему укрупнению производства, при этом некоторые участки с особенно сложной и специфичной технологией, с узко специализированными кадрами, с самым дорогим и производительным оборудованием переросли рамки даже крупных киностудий. Это приводило к их выделению в специализированные фирмы, либо к сохранению таких участков лишь в немногих киностудиях, которые стали оказывать остальным услуги по кооперации.

В бывшем СССР эти процессы имели свою специфику. Малые и средние киностудии союзных республик сохранили свою самостоятельность прежде всего как творческие организации, продолжающие и развивающие традиции своей культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Что же касается производственно-технической самостоятельности небольших киностудий, то сохранение ее в условиях научно-технического прогресса неизбежно ухудшает экономические показатели работы.

К экономическим издержкам добавляются и технологические. Современное оборудование для озвучивания и перезаписи кинофильмов, для печати и обработки цветных фильмовых материалов , для сложных видов комбинированных съемок достигло в одном комплексе аппаратуры производительности, достаточной для обслуживания производства многих десятков полнометражных кинофильмов в год.

При загрузке этого оборудования всего на 10-30% неминуемо снижается «тренированность» производственного персонала и падает трудовая и технологическая дисциплина, что приводит к снижению качества и надежности работы.

Аналогичное положение создалось сейчас и со съемками на специально оборудованных натурных базах, с пиротехническими работами, а в самые последние годы - и с теми участками, где используется дорогостоящая техника телевидения и видеозаписи.

Объем, производства наших бывших республиканских киностудий далеко не обеспечивал полной загрузки названных участков, что ставило в порядок дня вопрос о производственной кооперации. Такая кооперация экономически и технологически была выгодна не только получающим услуги малым, но и оказывающим их большим киностудиям, лучше загружающим свою техническую базу. Хуже обстояло дело с организационной стороной кооперации. Услуги другим организациям оказывались во вторую очередь, после обслуживания собственных кинофильмов. Поэтому для обслуживаемых киностудий нарушение принципа замкнутости их технологического цикла нередко приводит к задержкам производства, простоям групп и срывам сроков выпуска кинофильмов.

Эти организационно-творческие причины часто вынуждают наши малые киностудии все же отказываться от кооперации и поддерживать собственные технические базы, особенно по обработке кинопленки. А, как известно, именно она сохраняет ключевую роль во всем процессе съемки и выпуска кинофильмов. Это ведет к ухудшению технического качества негатива, к распылению ценного оборудования и квалифицированных кадров, к увеличению расхода химикалий, но позволяет четко выдерживать сроки производства.

Важно отметить, что в нашей стране в последние годы уделяется большое внимание совершенствованию производственно- технической кооперации. Можно надеяться, что решение этого вопроса в общем масштабе поможет решить его и в фильмопроизводстве.

А как обстоит дело в с производством конофильмов в других странах?

В России все киностудии пока имеют замкнутый технологический цикл в той мере, в какой это позволяют масштабы их производства. То же относится и к киностудиям ряда стран бывшего социалистического содружества. Эта же форма организации фильмопроизводства принята в Великобритании, а с некоторыми изменениями в сторону усиления кооперации-в Италии, ФРГ, Швеции, Японии, Индии, Аргентине, Мексике и ряде других государств.

В США уже давно идет процесс концентрации фильмопроизводства в руках сравнительно небольшого числа крупных фирм. Около половины всего производства кинофильмов США сосредоточено в Голливуде (штат Калифорния). Наиболее крупные голливудские киностудии пока имеют замкнутый технологический цикл, за исключением обработки кинопленок, выполняемой специализированными фирмами. Более мелкие киностудии давно уже отказались от замкнутого технологического цикла, и кто в большей, кто в меньшей степени пользуются услугами по кооперации. А самые мелкие производители фильмов вообще не имеют собственной технической базы. К тому же вес большее количество художественных фильмов американцы снимают в европейских и латиноамериканских странах, используя имеющиеся там технические базы и дешевую рабочую силу. Таким образом, доля фильмопроизводства США, осуществляемая в киностудиях с замкнутым технологическим циклом, неуклонно падает.

В крупнейших голливудских кинофирмах руководство съемочной группой, снимающей один или несколько фильмов, поручается доверенному лицу фирмы-продюсеру, который комплектует группу и руководит ее работой па всех этапах производства. Часто он же подбирает сценарии, заключает договоры с авторами.

Продюсер отвечает перед фирмой за качество кинофильма и всеми производственными расходами.

Назад       Главная       Вперёд