On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Аспекты технического оснащения киностудий

Планировочным ядром киностудии является съемочная база: павильоны с обслуживающими их цехами и подразделениями. При этом обычно отделяют «тихие» службы-съемочную технику, обслуживание актеров, помещения для съемочных групп - от «шумных» служб: декорационного хозяйства, цеха светотехники, транспорта, складов. Эти две основные группы служб должны примыкать к павильонам с разных сторон и сообщаться с ними через отдельные входы.

Дальше от съемочной базы располагаются службы, не имеющие непосредственной связи со съемочным процессом. Так, со стороны главного входа размещают управление киностудией с административными службами, актерским и сценарно-редакторским отделами, а также помещения для творческих объединений и групп, не ведущих в данное время съемок на территории киностудии.

Возможно дальшее от столярного и механического цехов, от автохозяйства, в тихой зоне нлощадки размещают "тонстудию, в которой сосредоточены ателье и аппаратные для всех видов озвучивания и перезаписи, а также цех монтажа фильмов.

Цех обработки пленки размещают среди зелени, в стороне от основных проездов, чтобы по возможности оградить его от пыли. Площадки для натурных съемок располагают так, чтобы они не граничили с шумными улицами, имели удобные связи с декорациоиными цехами и не были бы слишком удалены от помещений для актеров, массовки и съемочных групп. Площадки должны иметь подвод электроэнергии и воды.

Все остальные обслуживающие звенья решаются в виде единых для всей киностудии цехов, мастерских и базисных складов, В связи с этим важное значение приобретает организация виутристудийного транспорта и людских потоков между цехами и съемочными павильонами.

Транспорт обеспечивается обычно с помощью электрокар различной грузоподъемности и специализированных автомашин с прицепами. Коммуникации для людей, особенно в киностудиях, расположенных в северных районах страны, с длительным зимним периодом, желательно утеплить, т. е. соорудить отапливаемые переходы между зданиями.

Съемочные павильоны-основные производственные помещения киностудии, в которых съемочная группа реализует свои творческие замыслы. Цехи киностудии обеспечивают сооружение декораций, их освещение, обслуживание процесса съемок и т. п. От оснащения и инженерного оборудования павильона, от удобства работы в нем в очень большой степени зависит производительность труда съемочной группы.

В павильоне удобно снимать интерьеры, т. с. декорации, изображающие внутренность помещений. Большие размеры павильона и его специальное оборудование, а также возможность строить декорации без потолков и передних (обращенных к камере) стен либо с отъемными стенами позволяют свободно располагать осветительные приборы для достижения требуемых эффектов освещения и не связывают кинооператора в выборе точек съемки, в использовании тележек и кранов для динамических панорам.

В павильоне удобно снимать и многие декорации под натуру: здесь могут быть воспроизведены любое время года, время суток, любая погода, любые эффекты освещения. Огромным удобством является близость всех цехов киностудии и всех помещений для обслуживания актеров. Все это обеспечивает повышение выработки в съемочную смену нс менее чем на 50% по сравнению со съемками на натуре. Увеличивается также и количество съемочных дней в месяц, так как нет ни потерь на переезды, ни простоев из-за непогоды.

Разумеется, в павильоне снимают лишь те натурные объекты, и которых натура служит только задним планом, только фоном актерского действия.

Киносъемочные павильоны можно подразделить на группы по размерам строительной площади:

1 ) до 200 м кв. - спецателье, используемые в основном для съемки макетов, проб актеров, кукольной мультипликации, для учебных целей;

2) 200-400 м кв. - малые павильоны. Используются для съемки небольших декораций;

3) 400-800 м кв. -средние павильоны. Они наиболее распространены. Годятся для любых декораций площадью до 600-700 м.

4) 800-1600 м кв.-большие павильоны. Используются в основном для съемки крупных и комплексных интерьеров и декораций под натуру;

5) свыше 1600 м кв.-супер-павильоны. Основное назначение - съемка самых больших декораций под натуру.

Высота павильона (до низа верхних конструкций или рабочего потолка) должна составлять не менее 35% от его длины, ширина-65-80% от длины. Высота супер-павильонов ограничивается 18-20 м; более высоких павильонов не строят.

Казалось бы, чем павильон больше, тем он удобнее для производства: ведь в нем можно снимать декорации любых размеров, начиная от самых маленьких. Но это не так. Если разместить в одном павильоне больше трех декораций, то в сутках не хватит смен, чтобы вести в этих декорациях съемки и постановочные работы. Поэтому наряду с большими павильонами студии нужны также и средние, и малые, и спецателье.

Рост производства телефильмов, на которые установлена типовая цена, заставил киностудии искать пути к снижению себестоимости этих фильмов за счет резкого сокращения сроков их производства. В связи с этим у нас распространился метод организации павильонных съемок, уже много лет широко применяемый во многих странах. Павильон сразу застраивают всеми декора-циями, необходимыми для данного фильма, так что группа ведет съемки непрерывно, переходя из декорации в декорацию. Часто эти декорации планировочно и конструктивно соединяются в одну комплексную декорацию.

Количество съемочных павильонов н их площадь-основной показатель, определяющий производственную мощность киностудии художественных фильмов. Большую роль играют при этом акустические условия в павильонах, электрооборудование и оснащенность приспособлениями для механизации трудоемких работ.

Для создания необходимых акустических условий павильон строят в виде звуконепроницаемои коробки, конструктивно отрезанной от соседних зданий, с надежно изолированными воротами и дверями, с мягкой кровлей, не передающей шум дождя и града.

Изнутри павильон облицовывают звукопоглощающими материалами.

В каждом современном павильоне должны иметься:

1. Механизированный рабочий потолок, прсдстапляющий собой системы металлоконструкций (для крепления и перемещения электрических и ручных талей, лебедок, телескопических подвесов и других механизмов) и ходовых мостков либо колосниковых решеток, используемых как для крепления подъемных и иодвесочных механизмов, так и для прохода обслуживающего персонала и провоза осветительных приборов. В целом все конструкции и механизмы позволяют механизнровать подъем и подвеску оеветительпой аппаратуры и лесов, элементов декорадий.

2. Система электроснабжения, состоящая из нескольких специализированных сетей: для питания осветительных приборов, для передвижных и переносных электроинструментои, ветродуев, сушильных агрегатов, компрессоров, механизмов рабочего потолка, а также для дежурного и рабочего освещения и для питания электродвигателей синхронных киносъемочных ангаратов.

Особенно много электроэнергии затрачивается на освещение декораций во время съемок. Считают, что для этой цели в павильон нужно подавать не менее 1 кВт на м кв. площади пола.

3. Специальная сеть для дистанциопного управления осветительнымн прибора ми.

4. Система вытяжной вентиляции, которая удаляет избытки тепла от освстптслыюй аппаратуры, влагу, вредные газы от горения электрических дуг, а также пиротехнические дымы.

Вентиляция должна быть снабжена глушителями для устранения шумовых помех.

5. Сеть пожарно-производственного водопровода с гидраитами и системой специальных разбрызгивающих головок (дренчеров) для тушения пожара.

6. Сеть канализации для сброса коды при мытье полов, применении водных эффектов («дождь», «наводнение», фонтаны, бассейны и т. п.), а также при тушении ножаров.

7. Пол в павильонах должен быть строго горизонтальным и иметь гладкую поверхность, обссисчпвающую плавное передвиже- ние штативов, операторских тележек и крапов. До недавнего времени полы в павильонах изготовляли из деревянных брусьев, сшитых гвоздями в сплошную плиту, которая лежит па звукоизолирующем основании. Но эти полы быстро изнашиваются, гниют, коробятся и часто нуждаются в замене. В последнее время в павильонах пробуют применять гладкие полы из пластических масс, в которые, как и в деревянные, можно забивать гвозди для крепления декорационных откосов.

8. Система отопления, обычно водяного, с навесными радиаторами, подключаемыми к общей отопительной сети киностудии.

9. Система аварийного освещения, питаемая от отдельного источника электроэнергии. При отключении питающей сети автоматически зажигаются световые табло над выходами и лампы, освещающие путь эвакуации.

10. Некоторые павильоны имеют также сеть сжатого воздуха, используемого для окрасочных работ и различных ностановочных эффектов. Чаще, однако, пользуются перекатными компрессорами и встродуямн.

На больших киностудиях применяется блочная система расположения съемочных павильонов, при которой от двух до четырех павильонов объединяются в одном здании. Это позволяет рационально использовать технику и подсобные помещения. В России блочная система применена на киностудиях: «Мосфильм», им. М. Горького, Киевской им. А. П. Довженко, «Лепфильм» (новый павильонный блок на Сосновой поляне), «Грузия-фильм».

Опыт эксплуатации павильонов, сгруппированных в блоки, показал удобство этой системы при достаточном объеме производства.

Декорационные коллекторы. На сооружение и разборку декораций в павильоне затрачивается и среднем в два с лишним раза больше времени, чем на репетиции и съемки. Поэтому вполне оправдано стремление по возможности сократить время декорационных работ, процодимых непосредственно в павильоне. При павильонах стали строить коллекторы - специальные помещения для предварительной заготовки узлов декораций. В северных районах эти помещения примыкают к павильонам непосредственно, в южных-могут быть отделены рабочим двором. Коллектор ниже, чем павильон (обычно его высота 4,8--5,8 м), и много проще по оборудованию, поэтому 1 м его площади обхо-дится гораздо дешевле. Предполагалось, что крупные узлы декораций, предварительно собранные и даже отделаипые в коллекторе, можно будет потом доставлять в павильон и там соединять друг с другом. Поэтому коллекторы оборудовали упрощенными рабочими потолками.

Но в практике фильмопроизводства России такая технология пока не привилась. Построенные коллекторы используют под оперативные склады наиболее ходового фундуса, хранят в них декорационную технику (вышки для отделочных работ, сушильные агрегаты, компрессоры, переносной электроинструмент н т. п.), осуществляют предварительное комплектование деталей для будущей декорации. В периоды перегрузки павильонов коллекторы иногда даже используются для съемки несложных декораций,

Созданные при коллекторах колерные для подготовки красок, окрасочных составов и отделочных фактур успешно используются для обслуживания декорационных работ в павильонах.

Площадки для натурных съемок входят в состав съемочной базы киностудии и активно используются, особенно в южных районах. Сооружение н обслуживание декораций на территории киностудии дешевле и удобнее, чем на площадке, находящейся далеко. Эти преимущества обеспечиваются специальным оборудованием площадки, близостью всех цехов и служб киностудии, возмож- ностью держать в павильоне резервную декорацию на случай непогоды. Желательно, чтобы площадка была нс менее 0,8 га. Над кромкой декорации высотой более 6 м очень хорошо иметь чистый, ничем не заслоняемый фон неба. Для защиты от шумов площадки окружают зданиями складов, зелеными насажденнями. К площадкам подводят электроэнергию для питания осветительных приборов, петродуев и др,, а также линию водопровода.

Интенсивная застройка городов в последнее время привела к ограничению и даже полному вытеснению площадок для натурных съемок при киностудиях. Прежде всего обычно исчезает «чистый» фон неба. Вместо него приходится использовать живописные фоны на специально возводимых стенках либо на стенах стоящих возле площадки безоконных зданий, например складов или павильонов. Имеются попытки создания площадок для натурных съемок на плоской кровле павильонов, но такие площадки получаются слишком маленькими и не могут иметь живописный фон. В целом применение натурных площадок при киностудиях неуклонно сокращается у нас н во всем мире. На смену им приходят загородные натурные базы. Такую базу в окрестностях Минска имеет, например, киностудия «Беларусьфильм». Она получила большой участок земли, неудобный для сельскохозяйственного использования: холмы, частично покрытые лесом, сырой луг с перелесками, озеро на месте выработанного торфяника. Здесь сооружена пиротехническая база со складами и стоянкой военной техники времен второй мировой войны (нашей и трофейной), построены две деревни (одна из них-польская, 1 века). Частично дома в них декоративные, но есть и настоящие, и используются они для размещения приезжающих групп и для проживания охраны, персонала пиротехнической базы и котельной. Постоянную натурную базу имеют также Киевская киностудия им. А. П. Довженко (урочище «Наталка» на берегу Днепра), «Таджикфильм» (в живописном Варзобском ущелье), «Азербайджанфильм» (бассейн с морским горизонтом на южном побережье Апшеронского полуострова).

Самой крупной является Южная база советской кинематографии, созданная на основе Ялтинского филиала Киностудии им. М. Горького. Эта база имеет несколько постоянных съемочных площадок, развитое складское хозяйство, автохозяйстко, небольшие павильоны для резервных декораций, декорационный и светотехнический цехи, монтажные комнаты, просмотровые залы, гостиницу для размещения киноэкспедиций и др. База связана отличными дорогами со многими живописными уголками южного берега Крыма и широко используется советскими киностудиями и телестудиями, принимая ежегодно по 30-40 экспедиций. Ведется строительство ряда объектов этой базы, которые позволят в перспективе увеличить число обслуживаемых групп до 50 за сезон и создать условия для подводных съемок.

Общей для всех натурных баз проблемой является сезонный характер их использования при необходимости круглогодичного содержания охраны н минимально необходимого эксплуатационного персонала.

Энергетика имеет важное значение в работе киностудий, особенно-художественных фильмов. Расход электроэнергии на операторское освещение нс превышает 15% от общего потребления за год, но единовременные нагрузки могут достигать больших величин. Так, каждый павильонный блок «Мосфильма» (3-4 павильона) в дни съемок использует для операторского освещения мощность от 70 до 1100 кВт.

Назад       Главная       Вперёд