On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Некоторые проблемы становления телевизионного кинематографа в нашей стране

Процесс становления телевизионного кинематографа в нашей стране испытывает значительное влияние тех условий и факторов, которые составляют главное содержание нынешнего этапа экономического развития. Общеэкономическая ситуация определяет возможность и условия проведения реформ в отрасли телевизионных кинопостановок, их скорость, направление, результативность и вероятность сохранения самой отрасли как объекта задуманных и осуществляемых реформ.

На ходе и результатах реформы кинематографии прежде всего сказалось влияние таких характеризующих современную ситуацию в экономике факторов, как технико-технологический монополизм и инфляция.

Административное отделение организационно-творческой фазы работы над фильмами от производственно-технической базы фильмопроизводства закрепило монопольное положение кинокомбинатов, предоставляющих полный комплекс технических услуг высокого качества. Это обусловило направленность их предпринимательской активности на получение прибыли уже на промежуточных этапах производства фильмов и отсутствие заинтересованности в конечных результатах, связанных с прибылью от реализации фильмопродукции. Это обстоятельство, а также непрекращающееся выделение из кинокомбинатов экономически самостоятельных, нацеленных на достижение собственной рентабельности структурных единиц вызвали рост инфляции издержек в фильмопроизводстве.

Совокупное влияние "общеэкономической" инфляции и внутриотраслевой инфляции издержек обусловило постоянный рост стоимости отечественной телевизионной фильмопродукции. По нынешнему валютному курсу затраты на постановку отечественного телефильма составляют около 100-200 тыс.долларов при стоимости лицензии на прокат зарубежного фильма в 8-10 тыс.долпаров.

Подобный финансовый барьер между сферами отечественного фидьмопроизводства и проката приводит к потере источников финансирования нового производства внутри телевизионных киностудий, к полной разобщенности звеньев данного специфического кинопроцесса.

Принципиальное изменение основ функционирования кино и телеотрасли существенно опередило изменение качества рабочей силы участников телекинопроцесса, одним из определений которого является менталитет.

Конкретные практические и теоретические знания о новых формах функционирования кинематографии, накладываясь на старый менталитет приводят к определенной ограниченности практики управления. Так, широко известна впечатляющая пропорция: прибыль приносят лишь 2-3 фильма из 10 в кинематографии, кинопредприниматедьство считается очень рискованным бизнесом. Однако широкие круги кинопредпринимателей не знакомы с природой и объективно существующими источниками предпринимательского риска в кино, с теорией управления рисками, с существующими в течение десятилетий в продюсерском кинематографе методами управления конкретными видами рисков.

Попытка выявления источников предпринимательского риска в кино и на телевидении через выделение различий между "продюсерским" и "режиссерским" кинематографом приводит к выводу, что предпринимательский риск в кино, как и в других областях предпринимательской деятельности, выражается в негарантированности финансового успеха деятельности.

Это не раскрывает всей полноты рисковой специфики отрасли, а подводит к осознанию необходимости анализа особенностей самой производственной деятельности в кино, создаваемого в её процессе продукта и спроса на него.

Важной составляющей предпринимательского риска является неопределенность будущего спроса на планирующуюся к выпуску продукцию.

Процесс потребления естественным образом предполагает не только наличие продукта - предмета потребления, но и общественной потребности в нем. Потребности особого рода, удовлетворяемые продуктами духовного производства, представляются в масштабах общества в определенном смысле неабсолютными. По сравнению с материальными потребностями они в большей мере подвержены колебаниям потребительских вкусов и предпочтений, зависимы от многочисленных экономических и идеологических обстоятельств в жизни конкретного индивида и функционирования общества в целом.

Это и обусловливает принципиальную негарантированность потребительского спроса на продукцию телефильмопроизводства, независимо от жанровой, стилевой принадлежности и иных определений её художественного и технического качества.

Это обстоятельство также придает деятельности телевизионного продюсера рисковый характер.

Дополнительную рисковую окраску предпринимательской деятельности в телевизионной кинематографии придают и такие особенности, как длительный характер процесса производства; опасность "пиратства" соседних государств вследствие специфики интеллектуального продукта; использование специфических средств и предметов труда.

Поэтому в процессе управления производством телефильма продюсер должен учитывать как характер производительных сил, участвующих а этом производстве, так и необходимость изучения и удовлетворения реальных зрительских запросов.

Подводя итог исследования рисковых особенностей современного телефильмопроизводства, мы видим , что эти два аспекта управленческой деятельности составляют систему управления рисками телефильмопроизводства и реализуются соответственно в системе предпринимательских гарантий и применении маркетинга.

Общественной практикой выработаны четыре метода риск-менеджмента:

Упразднение риска - элективный способ избежать потерь для личности, для предпринимательской структуры попытка упразднения риска нередко упраздняет и прибыль.

Предотвращение потерь и контроль - попытка избежать случайностей и ограничить размер потерь в случае, если убыток имеет место. Этот метод наиболее универсален.

Страхование - мининизация риска путем его распределения между предпринимателем и страховой компанией.

Поглощение риска используется тогда, когда не могут быть использованы другие методы управления риском. Его суть - согласие понести возможный ущерб.

Опираясь на практику зарубежного телевизионного кинематографа, мы систематизируем опыт применения этих методов управления рисками в телефильмопроизводстве.

Коммерческий риск телефильмопроизводства, выражающийся в негарантированности зрительского спроса, не страхуется. Это принципиальное положение как общей теории предпринимательского риска, так и конкретной практики управления рисками телефильмопроизводства. Единственной своеобразной "мерой безопасности", но не гарантией для продюсера по этому риску является использование маркетинга. Отношение постановщика телефильма к результатам маркетинговых исследований выражается в применении методов упразднения или поглощения риска. Соответственно это означает;

- тщательное следование рекомендациям спепиалистов по маркетингу, придание фильмопродукции проверенных потребительских свойств, которое может и не привести к ожидаемому успеху из-за изменения потребительских вкусов и предпочтений;

- согласие понести коммерческий риск, сопровождающее попытки предвосхитить и определенным образом повлиять на изменение зрительских предпочтений путем разработки новых, не опробованных на публике жанров, усложнения постановочной сложности фильмов, развития и внедрения в производство телефильмов новых технологий. Это также не гарантирует успеха.

Предпринимательская деятельность по созданию телефильма до момента получения коммерческого результата также сопряжена с рисковыми обстоятельствами. Это:

- риски, сопровождающие непосредственно производственную деятельность, выражающиеся в зависимости от творческой индивидуальности; использовании специфических средств и предметов труда; необходимости контактов со сторонними юридическими и физическими лицами и другие потенциально рисковые обстоятельства;

- риски, связанные с проблемами финансирования, которые для продюсера выражаются в сложности завершения производства при перерасходе, а для инвестора в опасности нерационального вложения средств.

Управление этими производственными и финансовыми рисками базируется на таком методе как страхование и учитывает специфику продюсерской деятельности. Продюсер может обеспечить минимизацию проявления этих групп рисков соответственно страхованием производственных рисков и гарантией завершения производства кино или телефильма.

В сочетании эти средства управления страхуемыми рисками фильмопроизводства образуют единую систему предпринимательских гарантий.

В условиях развития рыночных отношений на отечественном телевидении наряду с поступлениями средств из государственного бюджета все большее значение приобретают доходы от рекламной деятельности, спонсорские субсидии и инвестиции крупных фирм. Всем этим источникам присущ один недостаток - зависимость от финансирующих структур и отсутствие обратной связи с конечным потребителем телевизионных услуг.

Одной из форм преодоления указанного недостатка и усиления влияния телезрителей на структуру и качество телепрограмм является введение системы абонентной платы, систематически вносимой владельцами телеприемников. Во всех развитых странах государственное телевещание существует в основном за счет абонентной платы, а рекламодатели и спонсоры - лишь дополнительные финансовые источники, да и то не везде. Телезрители на Западе платят, чтобы телевидение окончательно не утратило свои информационные, просветительские и культурные функции и не стало полностью коммерческим в худшем смысле этого слова.

На основе анализа практики телевещания в развитых странах автор диссертации выделяет две системы взимания абонентной платы.

Первая система основана на том, что абонентная плата за пользование телевизором включается в состав оплаты коммунальных услуг по аналогии с существующей сейчас абонентной платой за радиоточки проводного вешения, то есть за предоставленную возможность приема программ. Поскольку практически каждая семья, проживающая в зоне уверенного приема, имеет телевизор, указанный способ учета правомерен. Отзывы семей (квартиросъемщиков) от просмотра телевизионных киносеансов, на наш взгляд, будут достаточно редки и могут рассматриваться в индивидуальном порядке. В этой области необходимо дальнейшее совершенствование анализа рынка и развитие планирования доходности телевидения в зависимости от количества абонентов и их платежеспособного спроса. Подобная система уже существовала в нашей стране до 1962 года. В последующие годы вместо абонентной платы была введена надбавка к розничной цене телевизоров (в среднем 20% от стоимости).

Вторая система базируется на почасовой оплате просмотра телевизионных передач, то есть за каждый час фактического приема телепрограмм на телевизионный приемник, имеющийся в личном или общественном пользования. Эта система оплаты телеуслуг более точно учитывает интересы конкретных потребителей телевизионной продукции и является более закрытой для посторонних пользователей. Осуществляется она путем введения шифровки всех телепередач общего пользования, кроме экстренных официальных сообщений и обращений. В этом случае прием происходит с помощью специальных дешифрующих приставок к телевизору и магнитных "кредитных" кассет для этих приставок, которые периодически обмениваются на новые. Разряженные кассеты расшифровываются - выясняется дата, время и продолжительность приема по каждому телевизионному каналу. На основании суммирования и анализа таких сведений все средства, поступившие на счет компании, следящей за использованием дешифраторов, распределяются между теле и кинокомпаниями, причастными к созданию конкретного зрелищного сеанса пропорционально суммарному времени фактического приема их программ, что поощряет конкуренцию между ними.

Назад       Главная       Вперёд