Процесс становления
телевизионного кинематографа в нашей
стране испытывает значительное влияние тех
условий и факторов, которые составляют
главное содержание нынешнего этапа
экономического развития.
Общеэкономическая ситуация определяет
возможность и условия проведения реформ в
отрасли телевизионных кинопостановок, их
скорость, направление, результативность и
вероятность сохранения самой отрасли как
объекта задуманных и осуществляемых реформ.
На ходе и результатах реформы
кинематографии прежде всего сказалось
влияние таких характеризующих современную
ситуацию в экономике факторов, как технико-технологический
монополизм и инфляция.
Административное отделение
организационно-творческой фазы работы над
фильмами от производственно-технической
базы фильмопроизводства закрепило
монопольное положение кинокомбинатов,
предоставляющих полный комплекс
технических услуг высокого качества. Это
обусловило направленность их
предпринимательской активности на
получение прибыли уже на промежуточных
этапах производства фильмов и отсутствие
заинтересованности в конечных результатах,
связанных с прибылью от реализации
фильмопродукции. Это обстоятельство, а
также непрекращающееся выделение из
кинокомбинатов экономически
самостоятельных, нацеленных на достижение
собственной рентабельности структурных
единиц вызвали рост инфляции издержек в
фильмопроизводстве.
Совокупное влияние "общеэкономической"
инфляции и внутриотраслевой инфляции
издержек обусловило постоянный рост
стоимости отечественной телевизионной
фильмопродукции. По нынешнему валютному
курсу затраты на постановку отечественного
телефильма составляют около 100-200 тыс.долларов
при стоимости лицензии на прокат
зарубежного фильма в 8-10 тыс.долпаров.
Подобный финансовый барьер между
сферами отечественного фидьмопроизводства
и проката приводит к потере источников
финансирования нового производства внутри
телевизионных киностудий, к полной
разобщенности звеньев данного
специфического кинопроцесса.
Принципиальное изменение основ
функционирования кино и телеотрасли
существенно опередило изменение качества
рабочей силы участников телекинопроцесса,
одним из определений которого является
менталитет.
Конкретные практические и
теоретические знания о новых формах
функционирования кинематографии,
накладываясь на старый менталитет приводят
к определенной ограниченности практики
управления. Так, широко известна
впечатляющая пропорция: прибыль приносят
лишь 2-3 фильма из 10 в кинематографии,
кинопредприниматедьство считается очень
рискованным бизнесом. Однако широкие круги
кинопредпринимателей не знакомы с природой
и объективно существующими источниками
предпринимательского риска в кино, с
теорией управления рисками, с
существующими в течение десятилетий в
продюсерском кинематографе методами
управления конкретными видами рисков.
Попытка выявления источников
предпринимательского риска в кино и на
телевидении через выделение различий между
"продюсерским" и "режиссерским"
кинематографом приводит к выводу, что
предпринимательский риск в кино, как и в
других областях предпринимательской
деятельности, выражается в
негарантированности финансового успеха
деятельности.
Это не раскрывает всей полноты
рисковой специфики отрасли, а подводит к
осознанию необходимости анализа
особенностей самой производственной
деятельности в кино, создаваемого в её
процессе продукта и спроса на него.
Важной составляющей
предпринимательского риска является
неопределенность будущего спроса на
планирующуюся к выпуску продукцию.
Процесс потребления
естественным образом предполагает не
только наличие продукта - предмета
потребления, но и общественной потребности
в нем. Потребности особого рода,
удовлетворяемые продуктами духовного
производства, представляются в масштабах
общества в определенном смысле
неабсолютными. По сравнению с
материальными потребностями они в большей
мере подвержены колебаниям
потребительских вкусов и предпочтений,
зависимы от многочисленных экономических и
идеологических обстоятельств в жизни
конкретного индивида и функционирования
общества в целом.
Это и обусловливает
принципиальную негарантированность
потребительского спроса на продукцию
телефильмопроизводства, независимо от
жанровой, стилевой принадлежности и иных
определений её художественного и
технического качества.
Это обстоятельство также придает
деятельности телевизионного продюсера
рисковый характер.
Дополнительную рисковую окраску
предпринимательской деятельности в
телевизионной кинематографии придают и
такие особенности, как длительный характер
процесса производства; опасность "пиратства"
соседних государств вследствие специфики
интеллектуального продукта; использование
специфических средств и предметов труда.
Поэтому в процессе управления
производством телефильма продюсер должен
учитывать как характер производительных
сил, участвующих а этом производстве, так и
необходимость изучения и удовлетворения
реальных зрительских запросов.
Подводя итог исследования
рисковых особенностей современного
телефильмопроизводства, мы видим , что эти
два аспекта управленческой деятельности
составляют систему управления рисками
телефильмопроизводства и реализуются
соответственно в системе
предпринимательских гарантий и применении
маркетинга.
Общественной практикой
выработаны четыре метода риск-менеджмента:
Упразднение риска - элективный
способ избежать потерь для личности, для
предпринимательской структуры попытка
упразднения риска нередко упраздняет и
прибыль.
Предотвращение потерь и контроль
- попытка избежать случайностей и
ограничить размер потерь в случае, если
убыток имеет место. Этот метод наиболее
универсален.
Страхование - мининизация риска
путем его распределения между
предпринимателем и страховой компанией.
Поглощение риска используется
тогда, когда не могут быть использованы
другие методы управления риском. Его суть -
согласие понести возможный ущерб.
Опираясь на практику зарубежного
телевизионного кинематографа, мы
систематизируем опыт применения этих
методов управления рисками в
телефильмопроизводстве.
Коммерческий риск
телефильмопроизводства, выражающийся в
негарантированности зрительского спроса,
не страхуется. Это принципиальное
положение как общей теории
предпринимательского риска, так и
конкретной практики управления рисками
телефильмопроизводства. Единственной
своеобразной "мерой безопасности", но
не гарантией для продюсера по этому риску
является использование маркетинга.
Отношение постановщика телефильма к
результатам маркетинговых исследований
выражается в применении методов
упразднения или поглощения риска.
Соответственно это означает;
- тщательное следование
рекомендациям спепиалистов по маркетингу,
придание фильмопродукции проверенных
потребительских свойств, которое может и не
привести к ожидаемому успеху из-за
изменения потребительских вкусов и
предпочтений;
- согласие понести коммерческий
риск, сопровождающее попытки предвосхитить
и определенным образом повлиять на
изменение зрительских предпочтений путем
разработки новых, не опробованных на
публике жанров, усложнения постановочной
сложности фильмов, развития и внедрения в
производство телефильмов новых технологий.
Это также не гарантирует успеха.
Предпринимательская
деятельность по созданию телефильма до
момента получения коммерческого
результата также сопряжена с рисковыми
обстоятельствами. Это:
- риски, сопровождающие
непосредственно производственную
деятельность, выражающиеся в зависимости
от творческой индивидуальности;
использовании специфических средств и
предметов труда; необходимости контактов
со сторонними юридическими и физическими
лицами и другие потенциально рисковые
обстоятельства;
- риски, связанные с проблемами
финансирования, которые для продюсера
выражаются в сложности завершения
производства при перерасходе, а для
инвестора в опасности нерационального
вложения средств.
Управление этими
производственными и финансовыми рисками
базируется на таком методе как страхование
и учитывает специфику продюсерской
деятельности. Продюсер может обеспечить
минимизацию проявления этих групп рисков
соответственно страхованием
производственных рисков и гарантией
завершения производства кино или
телефильма.
В сочетании эти средства
управления страхуемыми рисками
фильмопроизводства образуют единую
систему предпринимательских гарантий.
В условиях развития рыночных
отношений на отечественном телевидении
наряду с поступлениями средств из
государственного бюджета все большее
значение приобретают доходы от рекламной
деятельности, спонсорские субсидии и
инвестиции крупных фирм. Всем этим
источникам присущ один недостаток -
зависимость от финансирующих структур и
отсутствие обратной связи с конечным
потребителем телевизионных услуг.
Одной из форм преодоления
указанного недостатка и усиления влияния
телезрителей на структуру и качество
телепрограмм является введение системы
абонентной платы, систематически вносимой
владельцами телеприемников. Во всех
развитых странах государственное
телевещание существует в основном за счет
абонентной платы, а рекламодатели и
спонсоры - лишь дополнительные финансовые
источники, да и то не везде. Телезрители на
Западе платят, чтобы телевидение
окончательно не утратило свои
информационные, просветительские и
культурные функции и не стало полностью
коммерческим в худшем смысле этого слова.
На основе анализа практики
телевещания в развитых странах автор
диссертации выделяет две системы взимания
абонентной платы.
Первая система основана на том,
что абонентная плата за пользование
телевизором включается в состав оплаты
коммунальных услуг по аналогии с
существующей сейчас абонентной платой за
радиоточки проводного вешения, то есть за
предоставленную возможность приема
программ. Поскольку практически каждая
семья, проживающая в зоне уверенного приема,
имеет телевизор, указанный способ учета
правомерен. Отзывы семей (квартиросъемщиков)
от просмотра телевизионных киносеансов, на
наш взгляд, будут достаточно редки и могут
рассматриваться в индивидуальном порядке.
В этой области необходимо дальнейшее
совершенствование анализа рынка и развитие
планирования доходности телевидения в
зависимости от количества абонентов и их
платежеспособного спроса. Подобная система
уже существовала в нашей стране до 1962 года.
В последующие годы вместо абонентной платы
была введена надбавка к розничной цене
телевизоров (в среднем 20% от стоимости).
Вторая система базируется на
почасовой оплате просмотра телевизионных
передач, то есть за каждый час фактического
приема телепрограмм на телевизионный
приемник, имеющийся в личном или
общественном пользования. Эта система
оплаты телеуслуг более точно учитывает
интересы конкретных потребителей
телевизионной продукции и является более
закрытой для посторонних пользователей.
Осуществляется она путем введения шифровки
всех телепередач общего пользования, кроме
экстренных официальных сообщений и
обращений. В этом случае прием происходит с
помощью специальных дешифрующих приставок
к телевизору и магнитных "кредитных"
кассет для этих приставок, которые
периодически обмениваются на новые.
Разряженные кассеты расшифровываются -
выясняется дата, время и продолжительность
приема по каждому телевизионному каналу. На
основании суммирования и анализа таких
сведений все средства, поступившие на счет
компании, следящей за использованием
дешифраторов, распределяются между теле и
кинокомпаниями, причастными к созданию
конкретного зрелищного сеанса
пропорционально суммарному времени
фактического приема их программ, что
поощряет конкуренцию между ними.
|