On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Характеристики культуры

Разнообразные попытки дать определение культуры не могут удовлетворить нас в полной мере. Вероятно, цель должна заключаться не в нахождении точного определения, а - что важнее - в построении концепций и далее теорий культуры. Ниже речь пойдет о главных характеристиках, своего рода координатах, который необходимо учитывать при построении, одной из таких концепций.

Культура, во-первых, может быть охарактеризована как «кентавр-система», т. е. сложное «естественно-искусственное» образование. Она, с одной стороны, органическое целое, напоминающее живой организм (культура воспроизводит себя устойчивым образом, ассимилирует и перерабатывает материалы природы, реагирует на ино-культурные воздействия и изменения природной среды), с другой - представляет собой деятельность людей, сообществ, их стремление поддержать традиции, улучшить жизнь, внести порядок, противостоять разрушительным тенденциям и т. п. "

Вторая характеристика культуры задается противопоставлением двух основных ее подсистем: «нормативно-семиотический» (ее условно можно назвать «семиотическим космосом культуры») и «материально-денотативной» («природный космос культуры»). Всякая культура выступает как культура лишь в той мере, в какой она воспроизводится устойчивым образом. Необходимое условие воспроизводства культуры - система норм, правил, языков, представлений, ценностей, т. е. все то, что в культуре существует. Эта система и может быть названа семиотическим космосом культуры. Природный же космос-это все то, что, с одной стороны, обладает самостоятельным бытием (природно-космическим, биологическим, духовным), а с другой стороны-осмыслено, означено, представлено и нормировано в семиотическом космосе.

Оппозиция природного и семиотического космоса культуры может быть пояснена на примере рождения и смерти человека. Биологические процессы рождения и смерти по-разному трактуются в разных культурах. Так, в архаической культуре они рассматриваются как метаморфозы души (переход души из этого мира и обратно). В христианской средневековой-рождение ребенка- лишь необходимое условие настоящего рождения человека в акте крещения; соответственно смерть-только этап пути, ведущего к Богу.

В этом втором значении восстанавливается генетически исходное понимание культуры как процесса культивирования. Этот же аспект культуры подчеркивает Н. С. Злобин в идее «динамической» концепции культуры, согласно которой в основу определения культуры «кладется творческая деятельность человека и, следовательно, сам человек - субъект этой деятельности».

В современной же атеистически ориентированной культуре биологические и сущностные представления о рождении и смерти сближаются или диалектически объединяются в рамках естественнонаучного мировоззрения. Разные представления о рождении и смерти поддерживаются практически всей организацией жизни: ритуалами, обычаями, традициями и т. п. Если рассмотреть этот пример с точки зрения введенной оппозиции, то к семиотическому космосу нужно отнести культурные представления о рождении и смерти, по-разному осмысленные и практически организованные. Нетрудно заметить, что в построенной модели любое явление в культуре (еда, сон, деятельность, взаимоотношения людей и т. п.) одной своей стороной будет всегда повернуто к семиотическому космосу (поскольку оно в нем выражено, представлено), а другой-к природному (поскольку частично имеет в нем самостоятельное бытие). Собственно же культурное существование все эти явления имеют одновременно и в семиотическом, .и в природном космосе.

Введенная оппозиция тесно связана (но не совпадает) как с ценностной, так и сузкосемиотической трактовкой культуры. «С культурой,-пишет Н. 3. Чавчавадзе, - мы имеем дело только тогда, когда идеально-духовные ценности, в самом прямом смысле этих слов реализуются, материализуются, .облекаются плотью, обретают временно-пространственно-протяженное тело... Семиотическое исследование культуры, подход к культуре как к знаковой системе ... вовсе не дань моде. Во вполне определенном смысле культура действительно есть знаковая система,.т.е. система «вещей», обладающих не только (вернее не столько) природно-физидескими параметрами, но и параметрами значения смысла». Мы же настаиваем на необходимости понять культуру одновременно и как нормативную, ценностно-семиотическую систему, и как систему естественно-природную (т. е. как единство семиотического и природного космоса).

Третья характеристика культуры может быть названа организмической. В культуре разнообразные структуры и процессы не просто сосуществуют; они замкнуты друг на друге, являются условиями одни для других, при этом поддерживают или разрушают друг друга. Культура представляет собой, если можно применить здесь физическую аналогию, равновесную устойчивую систему, где в идеале все процессы должны согласовываться между собой, укреплять, поддерживать друг друга. Именно к третьей характеристике относятся культурологические проблемы поиска механизмов, обеспечивающих устойчивость культуры.

Четвертая характеристика принадлежит сфере социально-психологической. Культура и_человек в некотором роде одно целое: культура живет в людях, их творчестве, активности, переживаниях; люди, в свою очередь, живут в культуре. Культура, с одной стороны, постоянно погружает человека в противоречия и ситуации, которые он должен разрешить, с другой - предоставляет ему орудия и средства (материальные и символические), формы и способы («культура начинается с правил», с помощью которых человек противостоит этим противоречиям. Развитие культуры и человека есть единый процесс ассимиляции природы, развития средств, орудий, форм и способов, деятельности. Культурная жизнь (жизнь культуры) -это диалектическое разрешение (и организация в устойчивых формах) естественных природных процессов и импульсов, осуществляемое путем фор.мирования знаковых систем,, ценностей, институциализации, социализации и т. д.

В формировании культуры можно выделить три основных процесса: кристаллизацию ведущих культурных парадигм и отношений новой культуры с одновременным подавлением тех структур, которые этой культуре не отвечают; образование культурного организма и системы, т. е. органическое «схождение», организация всех ее подсистем и структур - «семиотического космоса» с природным, идеологии с экономикой, отношений людей с организацией социальной жизни и т. п.; совершенствование всех культурных отношений, структур и процессов (по отношению к ведущим культурным парадигмам и осознанным принципам данной культуры). Например, при формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм выделялись такие образования, как христианское мировоззрение и образ жизни, а также римский идеал имперской государственности. Одновременно идеологически угнетались и переосмыслялись «языческие», античные формы жизни и мировоззрение. Параллельно с образованием семиотического и природного космоса средневековой культуры складывались новые взаимоотношения людей, . производства и экономические отношения, формы государственности, быт, досуг, традиции и т. п. При этом важно, что эти культурные структуры и процессы, вступают друг с другом в органические отношения - взаимное обеспечение, согласование, подчинение общим или частным целям и т. д.

И эволюция, и история реализуются в форме сменяющих друг друга культур. При гибели одной культуры и образовании следующей процессы эволюции и истории резко видоизменяются.

Предложенные здесь характеристики культур задают собственно не объект, а лишь особое категориальное пространство, в котором культура как объект может быть описана. В зависимости от задействованных координат (характеристик культуры), а также способа их соотнесения описание культуры, естественно, будет различным. В целом рассмотренные в методологическом ключе особенности области изучения предмета и объекта культурологии конституируют ее как самостоятельную науку и дисциплину.

Назад       Главная       Вперёд