Разнообразные попытки дать
определение культуры не могут
удовлетворить нас в полной мере. Вероятно,
цель должна заключаться не в нахождении
точного определения, а - что важнее - в
построении концепций и далее теорий
культуры. Ниже речь пойдет о главных
характеристиках, своего рода координатах,
который необходимо учитывать при
построении, одной из таких концепций.
Культура, во-первых, может быть
охарактеризована как «кентавр-система», т.
е. сложное «естественно-искусственное»
образование. Она, с одной стороны,
органическое целое, напоминающее живой
организм (культура воспроизводит себя
устойчивым образом, ассимилирует и
перерабатывает материалы природы,
реагирует на ино-культурные воздействия и
изменения природной среды), с другой -
представляет собой деятельность людей,
сообществ, их стремление поддержать
традиции, улучшить жизнь, внести порядок,
противостоять разрушительным тенденциям и
т. п. "
Вторая характеристика культуры
задается противопоставлением двух
основных ее подсистем: «нормативно-семиотический»
(ее условно можно назвать «семиотическим
космосом культуры») и «материально-денотативной»
(«природный космос культуры»). Всякая
культура выступает как культура лишь в той
мере, в какой она воспроизводится
устойчивым образом. Необходимое условие
воспроизводства культуры - система норм,
правил, языков, представлений, ценностей, т.
е. все то, что в культуре существует. Эта
система и может быть названа семиотическим
космосом культуры. Природный же космос-это
все то, что, с одной стороны, обладает
самостоятельным бытием (природно-космическим,
биологическим, духовным), а с другой стороны-осмыслено,
означено, представлено и нормировано в
семиотическом космосе.
Оппозиция природного и
семиотического космоса культуры может быть
пояснена на примере рождения и смерти
человека. Биологические процессы рождения
и смерти по-разному трактуются в разных
культурах. Так, в архаической культуре они
рассматриваются как метаморфозы души (переход
души из этого мира и обратно). В
христианской средневековой-рождение
ребенка- лишь необходимое условие
настоящего рождения человека в акте
крещения; соответственно смерть-только
этап пути, ведущего к Богу.
В этом втором значении
восстанавливается генетически исходное
понимание культуры как процесса
культивирования. Этот же аспект культуры
подчеркивает Н. С. Злобин в идее «динамической»
концепции культуры, согласно которой в
основу определения культуры «кладется
творческая деятельность человека и,
следовательно, сам человек - субъект этой
деятельности».
В современной же атеистически
ориентированной культуре биологические и
сущностные представления о рождении и
смерти сближаются или диалектически
объединяются в рамках естественнонаучного
мировоззрения. Разные представления о
рождении и смерти поддерживаются
практически всей организацией жизни:
ритуалами, обычаями, традициями и т. п. Если
рассмотреть этот пример с точки зрения
введенной оппозиции, то к семиотическому
космосу нужно отнести культурные
представления о рождении и смерти, по-разному
осмысленные и практически организованные.
Нетрудно заметить, что в построенной модели
любое явление в культуре (еда, сон,
деятельность, взаимоотношения людей и т. п.)
одной своей стороной будет всегда
повернуто к семиотическому космосу (поскольку
оно в нем выражено, представлено), а другой-к
природному (поскольку частично имеет в нем
самостоятельное бытие). Собственно же
культурное существование все эти явления
имеют одновременно и в семиотическом, .и в
природном космосе.
Введенная оппозиция тесно
связана (но не совпадает) как с ценностной,
так и сузкосемиотической трактовкой
культуры. «С культурой,-пишет Н. 3.
Чавчавадзе, - мы имеем дело только тогда,
когда идеально-духовные ценности, в самом
прямом смысле этих слов реализуются,
материализуются, .облекаются плотью,
обретают временно-пространственно-протяженное
тело... Семиотическое исследование культуры,
подход к культуре как к знаковой системе ...
вовсе не дань моде. Во вполне определенном
смысле культура действительно есть
знаковая система,.т.е. система «вещей»,
обладающих не только (вернее не столько)
природно-физидескими параметрами, но и
параметрами значения смысла». Мы же
настаиваем на необходимости понять
культуру одновременно и как нормативную,
ценностно-семиотическую систему, и как
систему естественно-природную (т. е. как
единство семиотического и природного
космоса).
Третья характеристика культуры
может быть названа организмической. В
культуре разнообразные структуры и
процессы не просто сосуществуют; они
замкнуты друг на друге, являются условиями
одни для других, при этом поддерживают или
разрушают друг друга. Культура
представляет собой, если можно применить
здесь физическую аналогию, равновесную
устойчивую систему, где в идеале все
процессы должны согласовываться между
собой, укреплять, поддерживать друг друга.
Именно к третьей характеристике относятся
культурологические проблемы поиска
механизмов, обеспечивающих устойчивость
культуры.
Четвертая характеристика
принадлежит сфере социально-психологической.
Культура и_человек в некотором роде одно
целое: культура живет в людях, их творчестве,
активности, переживаниях; люди, в свою
очередь, живут в культуре. Культура, с одной
стороны, постоянно погружает человека в
противоречия и ситуации, которые он должен
разрешить, с другой - предоставляет ему
орудия и средства (материальные и
символические), формы и способы («культура
начинается с правил», с помощью которых
человек противостоит этим противоречиям.
Развитие культуры и человека есть единый
процесс ассимиляции природы, развития
средств, орудий, форм и способов,
деятельности. Культурная жизнь (жизнь
культуры) -это диалектическое разрешение (и
организация в устойчивых формах)
естественных природных процессов и
импульсов, осуществляемое путем фор.мирования
знаковых систем,, ценностей,
институциализации, социализации и т. д.
В формировании культуры можно
выделить три основных процесса:
кристаллизацию ведущих культурных
парадигм и отношений новой культуры с
одновременным подавлением тех структур,
которые этой культуре не отвечают;
образование культурного организма и
системы, т. е. органическое «схождение»,
организация всех ее подсистем и структур - «семиотического
космоса» с природным, идеологии с
экономикой, отношений людей с организацией
социальной жизни и т. п.; совершенствование
всех культурных отношений, структур и
процессов (по отношению к ведущим
культурным парадигмам и осознанным
принципам данной культуры). Например, при
формировании средневековой культуры в
качестве ведущих культурных парадигм
выделялись такие образования, как
христианское мировоззрение и образ жизни, а
также римский идеал имперской
государственности. Одновременно
идеологически угнетались и
переосмыслялись «языческие», античные
формы жизни и мировоззрение. Параллельно с
образованием семиотического и природного
космоса средневековой культуры
складывались новые взаимоотношения людей, .
производства и экономические отношения,
формы государственности, быт, досуг,
традиции и т. п. При этом важно, что эти
культурные структуры и процессы, вступают
друг с другом в органические отношения -
взаимное обеспечение, согласование,
подчинение общим или частным целям и т. д.
И эволюция, и история реализуются
в форме сменяющих друг друга культур. При
гибели одной культуры и образовании
следующей процессы эволюции и истории
резко видоизменяются.
Предложенные здесь
характеристики культур задают собственно
не объект, а лишь особое категориальное
пространство, в котором культура как объект
может быть описана. В зависимости от
задействованных координат (характеристик
культуры), а также способа их соотнесения
описание культуры, естественно, будет
различным. В целом рассмотренные в
методологическом ключе особенности
области изучения предмета и объекта
культурологии конституируют ее как
самостоятельную науку и дисциплину.
|