Вопрос о высоком культурном
измерении человека в преддверии XXI в. встает
с особой настойчивостью. Если в
средневековье мыслители, размышляя о
судьбе человека и его назначении,
уклонялись к мысли, что конец света
неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и
кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся,
что именно течение этих лет определит, как
человечество будет жить в третьем
тысячелетии.
Две мировые войны, кровавые
революции и контрреволюции, борьба за
передел мира, колониальные и
межнациональные войны, тоталитарные режимы
и концентрационные лагеря показали, что не
только индивид - хрупкое биологическое
существо. Практика массового уничтожения
людей без суда и следствия доказала, что и
миллионы граждан могут быть «внезапно
смертны».
XX век обнаружил также, что
человек может быть и духовно смертным.
Замена высшего смысла существования
достижением благополучия, счастья -
потреблением, высших идеалов - практицизмом,
духовности - сухим рационализмом - вот
реальный путь духовной деградации личности,
ибо без нравственных начал неизбежно
одичание, оскуднение, неуважение к себе и
неуважение-к другим. Как писал Мальро, мы
имеем дел с «первой цивилизацией, которая
может завоевать всю землю, но не способна
изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц».
Ему вторит Х.Ортега-и-Гассет: горька «наша
растленная эпоха, где смешивались
провалившиеся перевороты, обезумевшая
техника, мертвые боги и истощенные вдеологи,
где посредственные силы могут сегодня все
уничтожить, но не смотут больше победить,
где разум опустился до прислужничества
перед ненавистью и угнетением».
Эти размышления могут навести на
мысль о том, что не все явления социальной
жизни можно отнести к культуре. Такие
социальные феномены, как каннибализм, войны,
концентрационные лагеря являются теми «озоновыми
дырами» на теле культуры, которые приводят
к разрыву этого тела и, следовательно, к
деформации духовного мира человека.
Есть законы человеческого рода, в
пределах которых индивид и может
существовать как человек. Человек, «вольноотпущенник
природы», может не считаться с ее законами,
но расплата в этом случае неминуема,
неотвратима. Точно так же человек обязан
считаться и с законами экономики, политики,
логики и красоты.
В этом смысле можно говорить о
том, что существует возмездие за зло. Зло
наказуемо потому, что, совершая злые
поступки, человек поднимает руку на себя,
истончая и губя в себе человеческое, лишая
себя возможности подлинной жизни.
Таким образом, проблемы
нравственности в современную эпоху по
праву становятся бытийственными
основаниями человеческой культуры.
Нравственность и, соответственно,
духовность, призваны выполнить в наше
непростое время своеобразную роль запретов
- табу на все поползновения против идеи
самоценности человеческой жизни.
Этот запрет может быть
сформулирован в форме знаменитого
кантовского требования: никогда не
относись к человеку как к средству. Здесь
речь идет о покушении на убеждения,
волеизлияние, целеполагание.
Во-первых, запрещается отношение
к человеку как к вещи, которое в своем
предельном состоянии допускает
превращение индивида в раба, говорящее и
мыслящее орудие господской воли.
Во-вторых, запрещается
навязывание человеку веры, воли и целей,
которое предполагает идеологическое
порабощение людей.
Можно утверждать, что вторая
формула кантовского «категорического
императива» представляет собой
упреждающий, пророческий запрет,
налагаемый на тоталитарное насилие.
Ложь и обман, а также насилие над
верой и волей в тех или иных формах
отвергались на веем протяжении
человеческой истории. Соответствующие
запреты сыграли в развитии культуры ничуть
не меньшую роль, чем табу, наложенные на
инцест или убийство сородича. Но ложь и
обман в нынешнюю эпоху касаются не только
ближних, как это было на заре человеческой
истории. Современная цивилизация
предполагает интеграцию различных стран и
народов в едином мировом хозяйстве, а
значит, и понимание между дальними и чужими.
Запрет на обман и принуждение к «своей
истине» сегодня - это условие возможности
любого договора, а в перспективе и
консенсуса между всеми народами и
культурами.
Обобщая сказанное, можно сделать
вывод, что в настоящее время запрет на
политическое и идеологическое ограничение
личности выступает как культурно-антропологическое
табу, которое, сдерживая метастазы
бездуховности, откроет подлинные горизонты
человеческого творчества. Только в этом
случае человек станет под-,1ишным творцом
культуры и ее продуктом.
|