Современная экономическая
теория сложилась в результате двух
кризисов экономической мысли, постигших
экономическую науку в XX веке, но
преодоленных ею благодаря
интеллектуальным усилиям двух школ -
кейнсианской и монетаристской. Оба кризиса
были предопределены объективно, ибо
отражали переломные этапы в развитии самой
рыночной экономики.
До 30-х годов нашего века в
экономической теории безраздельно
господствовала так называемая «классическая
школа», которой экономическая наука
обязана практически всем - прежде всего,
разработкой предмета и метода
экономической отрасли социального знания.
Мировоззренческую сущность «классической
школы» составляли три идеи:
- требование
невмешательства государства в экономику;
- бесконечный гимн свободной
конкуренции;
- романтическая уверенность в
надежности рыночного механизма
установления равновесия между объемами
платежеспособного спроса и товарного
предложения, обеспечивающего
экономическую эффективность.
«Классическая школа» сумела
адекватно отразить реалии «классической
рыночной экономики», представленной в
экономической теории логической моделью «свободного
рынка». Своеобразной вершиной
теоретических разработок классиков можно
считать трехтомный труд Альфреда Маршалла
«Принципы экономике» (1890); это была
итоговая, а потому во многом компромиссная
и эклектическая работа.
В хронологических рамках
экономической истории «классическая школа»
охватила весь период возникновения и
формирования микроэкономики. И это - не
случайность.
«Логическое» есть рациональное
отражение «исторического» - этот
фундаментальный гносеологический принцип
непосредственно характеризует и
становление экономической науки: она
закономерно начиналась как «наука о
микроэкономике». Ведь микроэкономика (микрорынок)
есть исходный пункт становления и
воспроизводства системы рыночной
экономики; без микроэкономики невозможно
было бы последующее формирование и
макроэкономики. И хотя сегодня в логической
модели рыночной системы микроэкономика все
больше занимает статус исторического
основания макроэкономики, только она по-прежнему
и является центральным объектом
экономической науки. Но теперь изменилась
сама цель экономического анализа: пришло
осознание того, что макроэкономика
является рыночной системой в той мере, в
какой ей удается предстать «макро-микроэкономикой».
Но этому препятствуют объективные
обстоятельства (монополии, государство,
экстерналии, общественные блага,
трансфертизм), требующие иной, нерыночной
системы регулирования.
В этой попытке сочетать,
примирить рыночную и нерыночную логику
развития макроэкономики и состоит драма
мировой экономики XX века.
|