В основу формирования правительственной власти положен принцип
разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит
конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному и нижестоящим
федеральным судам.
По
конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс
избирается непосредственно населением, президент — коллегией выборщиков,
Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий.
Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент — на четыре
года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции,
подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение
каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко
очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие
пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы,
трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были
наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась
“отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм
взаимоотношений трех ветвей власти.
Собственно, в
настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей
либо о четком разделении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право
законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на
принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из “присущих” президенту полномочий,
либо делегируется самим конгрессом.
По сути законотворческой
является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и
законодательные нормы преимущественно входят в виде прецедентов — судебных
решений, в которых дано толкование конституционных и законодательных норм и
которым суды должны следовать при разрешении сходных дел.
Не остается
неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти.
Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие административные
органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою
очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли (см. ниже),
осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении
как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц.
Подобное
переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма
правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием
общества.
Функционирование
системы разделения властей дополняется и во многом определяется действием
системы “сдержек и противовесов”, особых конституционных методов и форм,
позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия какой-либо из ветвей власти.
В руках конгресса наиболее эффективным средством воздействия была “власть
кошелька”. Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое
конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец,
Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной
основой его служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции
США, а средством практической реализации — право отказа в применении тех
законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Конституции
США, так, как она представлялась суду.
|