On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Криминальное поведение в условиях социальных конфликтов

Оценивая социально-криминологическую характеристику преступности в Российской Федерации за 1995 г., нельзя не заметить ряд особо тревожных фактов. При общем росте количества зарегистрированных преступлений на 4.7% в 1995 г. по сравнению с 1994 г. прирост числа лиц, не имеющих постоянного источника дохода, составил 24, ЗК, в том числе числа безработных - 62,65». При этом темп прироста числа преступлений, совершаемых лицами, ранее совершавшими преступления, превысил 33%. Представляется, что указанные выше цифры наглядно показывают взаимосвязь преступности с острыми социальными , экономическими противоречиями современного общества.

Неуклонно увеличивается удельный вес организованных, групповых, заранее подготовленных убийств, разбойных нападений, прежде всего в жилищах на граждан и на владельцев автотранспортных средств, на хранилища материальных ценностей и денежных средств, с выраженными признаками профессионализации и серийности. Совершение такого рода преступлений связано с особой жестокостью, глумлением и издевательством над личностью, применением изощренных способов сокрытия следов преступлений, использованием автоматического и иного стрелкового оружия, взрывных устройств. Происходит перерастание количественных характеристик преступности в качественные. В 1995 г. впервые за многие предшествующие годы возбуждено в отношении разоблаченных бандформирований 304 уголовных дела. Сформировалась совершенно новая проблема в криминогенной ситуации России -убийства по найму. За последние три года их число утроилось и составляет не менее 500 в год. В основном жертвами наемников становятся люди состоятельные, имеющие отношение к бизнесу: банкиры, предприниматели, коммерсанты, а также лидеры и активные члены преступных сообществ. Анализ совершенных преступлений и прогноз специалистов МВД России развития преступности показывают, что криминальное наемничество имеет тенденцию не только к территориальному распространению, но и к превращению в завершенную систему с устойчивыми рынками спроса и предложения, вырастающую и успешно функционирующую вокруг наиболее прибыльных производственно-экономических комплексов, в частности, в отраслях нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, цветной металлургии. Особенно беспокоит низкая раскрываемость этих преступлений. Более 75Й из них остаются нераскрытыми. Уровень обеспечения национальной безопасности определяется во многом состоянием и степенью защищенности отдельных граждан от противоправных посягательств. Нельзя отрывать безопасность государства в целом от личной безопасности его граждан. Вследствие продолжающегося раздела сфер влияния между преступными сообществами, формирования транснациональной преступности, ужесточения конкуренции за проникновение в прибыльные сферы экономики мотивация насильственных преступлений переместилась с преимущественно бытовой в сторону корыстной. В настоящее время в ряде регионов из таких побуждений совершено до 70% преступлений.

По данным Госкомстата России на теневой сектор приходится более 20% валового внутреннего продукта. По другим оценкам он может достигать еще большей величины. Либерализация экономической деятельности, раздача госсобственности по заниженной стоимости в процессе ее разгосударствления и допуск в экономику теневого капитала, не сопровождавшиеся созданием адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств, создали благоприятные условия для внедрения в экономические отношения откровенно преступных элементов, массового подкупа служащих госаппарата, бесконтрольного распоряжения руководителями государственных предприятий и организаций вверенным им имуществом. Неизбежное совпадение и переплетение интересов криминально ориентированных социальных групп привело к образованию и укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сообществ, которые распространили свое влияние на ключевые отрасли и направления экономической деятельности , в том числе на финансово-кредитную и биржевую системы, внешнеэкономические отношения, сферу обращения валютных ценностей, процесс приватизации, частный бизнес, и на этой основе постоянно расширяют масштабы перекачивания в свою собственность национального богатства. Внедрение преступных капиталов в экономику сопровождается расширением масштабов финансовых, хозяйственных и должностных преступлений, главным образом групповых, которые в свою очередь обусловили рост других имущественных, а также значительной части насильственных преступлений, связанных с борьбой криминальных группировок за овладение каналами незаконного обогащения, установлением и переделом сфер влияния, перераспределением собственности, приобретенной в результате противоправной хозяйственной деятельности . Возникновение новых форм собственности повлекло изменение структуры экономических посягательств. Так, число выявленных преступлений, связанных с частной формой собственности, увеличилось в 1995 г. в 3,3 раза, в то время как количество преступных деяний в отношении госсобственности возросло только на 2%, муниципальной - на 25%. Схожая ситуация сложилась и в текущем году. Количество преступлений в отношении госсобственности продолжает сокращаться , а частной - увеличиваться (в 2,9 раза). Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными насильственными посягательствами. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал. Это во многом связано с кризисом в экономической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов, нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но они не должным образом выполняют данную функцию.

Российское общество несет значительные потери от криминальных проявлений в ходе конфликтов, имеющих социально-политические, экономические, национальные, конфессиональные причины и условия. Налицо тенденция распространения нарушений Конституции, законов России при возрастании числа преступлений вооруженных лиц.

Под социальным конфликтом в научной литературе понимается крайнее обострение социальных противоречий между различными общностями и группами, обусловленное различием их политических, экономических, идеологических интересов, целей деятельности, методами достижения желаемых результатов своей деятельности и т.д. Переходный период, переживаемый Россией, коренное изменение социально-политического и экономического укладов жизни объективно создают ситуации , перерастаемые в острые социальные конфликты. Социальный конфликт складывается, протекает и разрешается в конкретной социальной, правовой, психологической ситуации в связи с возникновением требующей своего решения социальной проблемы. Конфликты различаются длительностью и степенью остроты противоречий, методами разрешения, имеют довольно разнообразный спектр своих носителей. Социальный конфликт - это "ситуация, когда стороны (субъекты), взаимодействуя, преследуют какие-либо свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга

Социальный конфликт, имеющий значительные масштабы, оказывает поляризующее воздействие на общество (социальные слои и группы)^, разделяя его на тех, кто участвует в конфликте, сочувствует ему, отрицает его либо равнодушно относится к нему. При этой происходит более глубокое уяснение целей, во имя которых развивается противоборство.

Хотя каждый отдельно взятый конфликт уникален, можно выделить черты и определенные параметры, позволяющие его типологизировать. В отечественной и зарубежной литературе высказано множество точек зрения о типологии социальных конфликтов. Конфликты кожно изучать по ряду признаков, например, по характеру противоречий, лежащих в их основе (антагонистические и неантагонистические), по сферам их проявления (экономика, политика, включая межнациональные отношения, межличностные, включая семейные отношения), по формам проявления и способам разрешения (мирные и немирные, в том числе с нарушением правовых запретов; явные, открытые и скрытые, латентные), по масштабам действий (локальные, региональные, межрегиональные, межгосударственные, иными словами, имеющие микро- или макросоци-альный уровень) и др.

Серьезный вклад в разработку теории социальных конфликтов внесли труды Е.М-Бабосова, Ю.Г.Запрудского, Т.В.Новиковой, В . Н . Кудрявцева, С. В . Кудрявцева, А . Д . Дмитриева, А. Рапопорт , Ё.И.Степанова, Ю.А-Тихомирова, С.А.Эфирова и др., труды зарубежных ученых Р.Дарендорфа, М.Доича, Л.Козера, М.Вебера, П.Бурдье, К.Бо-улдинга и др. При этом важное значение приобретает исследование понятия и классификации конфликтов, изучение механизма и зарождения и развития, связи социальных конфликтов и криминального поведения его участников, причин и условий как макросоциального, так и микросоциального характера. Решение ряда крупных теоретических и прикладных проблем предупреждения преступного поведения в условиях социальных (макросоциальных) конфликтов представляет значительный интерес для практической деятельности правоохранительных органов.

Важно подчеркнуть, что конфликт оказывает консолидирующее воздействие прежде всего на группы, активно участвующие в нем или сочувствующие ему, сплачивая и объединяя значительное число граждан - См - подробнее Иванов В .Н . , Смоля некий В . Г . Конфликты и конф-ликтология . М., 1994.

Острые социальные конфликты прежде всего переходного периода сопровождаются повышением числа криминальных проявлений. Статистическая регистрация этого факта обусловливает настоятельную необходимость теоретического осмысления и изучения данного социального феномена.

Преступления, сопряженные с физический и психическим насилием над личностью, причинением телесных повреждений, занимают значительное место в общей структуре преступности. При этом крайне важно изучение взаимосвязи уровня насильственной преступности и социальными конфликтами, которые, к сожалению, становятся все более частыми. Как показали исследования, в период острого социального конфликта ( вооруженные столкновения на межнациональной почве, конфликт различных политических сил в связи с борьбой за власть либо ее удержание и др. ) отмечается увеличение числа насильственных преступлений (убийств, причинений тяжких телесных повреждений, разбойных нападений) в 1,5-2 раза. При этом значительно возрастает уровень латентности преступлений, снижается степень неотвратимости ответственности виновных лиц за их совершение.

Серьезного изучения и осмысления заслуживает проблема агрессивного поведения (агрессии в целом) в условиях кризиса власти, снижения уровня разрешения противоречии мирными, правовыми средствами . Как показывает изучение криминогенной ситуации в России за период с 1990 по 1995 гг., наиболее опасным является именно насильственное поведение, которое проявляется в актах терроризма, захвата заложников, заказных убийств, так и в актах вандализма, массовых нарушениях общественного порядка, преступлениях, связанных со следованием групповым нормам поведения. Именно вследствие указанных противоправных проявлений причиняется наиболее опасный по тяжести вред личности. Помимо прямого физического ущерба конфликтные ситуации подобного рода являйся сильными раздражителями, оказывающими негативное влияние на психическое здоровье людей. Исследования специалистов в области юридической психологии подтверждают этот факт.

Проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов. На мой взгляд, состояние конфликтов в обществе является во многом провоцирующим фактором террористического поведения . Террористическая, агрессивная, насильственная преступность в условиях социальной нестабильности укрепляет культ насилия в обществе, усиливает чувство страха, незащищенности и неуверенности граждан в своей безопасности. Все это неизбежно приводит к свертыванию правовых конституционных гарантий, расхождению между провозглашаемыми правами и свободами и их реализацией.

Терроризм использует любую форму конфликта/ поскольку создаются благоприятные условия для достижения своих целей путем совершения преступлений -

Хотелось бы остановиться на одном из проявлений терроризма. Имеются в виду участившиеся случаи криминальных взрывов.

Совершение этих преступлений приводит, как правило, к многочисленным жертвам среди населения, причиняет крупный материальный ущерб собственности как граждан, так и предприятий, учреждений и организаций.

Общественно опасные действия, связанные с использованием взрывных устройств, негативное морально-психологическое воздействие на население порождают обоснованный страх у граждан за свою жизнь, дестабилизируют обстановку в населенных пунктах и государстве в целон. По данным опроса общественного мнения 90 граждан испытывают острое чувство тревоги за свою безопасность.

По данным опроса, проведенного в июне 1994г. Центром оперативных и прикладных исследовании Института социологии РАН, более половины населения страны (51,7 % опрошенных) находятся в постоянном ожидании массовых беспорядков и кровопролития. При этом определенная часть населения ( 13,9% опрошенных) считает, что массовые выступления могут способствовать решению проблем, стоящих перед страной.

По данным подразделений криминальной милиции МВД России, в течение 1992-1994 гг. на территории России совершено 1342 криминальных взрыва, прирост их составил 3,3 раза. Аналогичная тенденция, к сожалению, наблюдалась и в 1995 гг. В результате подобных взрывов погибло 200 человек, получили телесные повреждения различной степени тяжести около 1000 человек. Раскрываемость криминальных взрывов в силу объективных и субъективных факторов остается на довольно низком уровне (около 20%).

Террористическая природа криминальных взрывов очевидна, поскольку они направлены на устрашение, а также физическое устранение жертв, причинение телесных повреждений общеопасным способом. Различают "взрывы-предупреждения" и "взрывы-уничтожения". В последнем случае преступные элементы идут на совершение взрыва с целью лишения жизни объекта посягательства, причинения ему материального, психического ущерба, как говорится, наверняка. При всем различии мотивации криминальных взрывов, их объединяет одно - степень общественной опасности. Это должно находить адекватную оценку судебных органов при назначении виновным строгого наказания.

Не может не волновать тревожная тенденция "психологического привыкания" населения к террористическим актам, восприятия взрывов, захватов заложников, "разборок" между конфликтующими преступными группами за сферы влияния как неизбежного "спутника" современной жизни. Подобное "привыкание" ослабляет восприятие остроты общественной опасности деяний, создает впечатление их "обыденности" , многочисленные жертвы преступлений приобретают как бы обезличенный вид. Э .Н. Ремарк в свое время сказал, что "смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика". Терроризм, среди прочего, и состоит в насаждении в обществе, в сознании людей такого состояния.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка криминологических и правовых мер противодействия криминальному поведению участников социальных конфликтов-

Серьезные проблемы возникают в процессе применения уголовного законодательства в связи с общественно опасным деянием в условиях социального конфликта. Они связаны с уголовно-правовой квалификацией деяний, назначением наказания за их совершение, реализацией правоприменителем норм и институтов на всех стадиях развития конфликта, а также законностью, обоснованностью и своевременностью их применения. Все это также требует предметного и комплексного изучения .

События в Чеченской Республике со всей остротой обнажили существенные пробелы, имеющиеся в законодательстве Российской Федерации , проблемы реализации существующих правовых норм в условиях конфликта.

В настоящее время территория Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа на основании Постановлений

Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994г. ^ 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицани задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" (п. 1) и от 9 декабря 1994г. Ы 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов северного Кавказа" (п. 10} является территорией вооруженного конфликта. Правовой статус режима вооруженного конфликта действующим законодательством Российской Федерации в настоящее время не определен, тем не менее, как представляется, данный режим не является тождественным ни правовому режиму чрезвычайного положения, ни правовому режиму военного положения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от II декабря 1995 г. ^ 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" руководителям Министерства обороны, МВД и ФСБ России предоставлено право совместными решениями относить территории, прилегающие к Чеченской Республике, к территориям вооруженного конфликта. Исходя из этого, сотрудникам и военнослужащим, выполняющим задачи по обеспечению безопасности и борьбе с незаконными вооруженными формированиями, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан , а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Следовательно, есть все основания полагать, что территорию Чеченской Республики и прилегающие к ней регионы Северного Кавказа следует рассматривать как территорию, на которой органы внутренних дел и внутренние войска МВД при непосредственном участии Вооруженных Сил Российской Федерации проводят крупномасштабные специальные мероприятия ( в том числе специальные операции) по разоружению незаконных вооруженных формирований.

Применительно к вооруженным конфликтам, аналогичным вооруженному конфликту, имеющему место на территории Чеченской Республики, следует, на наш взгляд, принимать во внимание Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов международного характера (протокол 2 ).

Однако, как представляется, и указанный Дополнительный протокол лишь отчасти может служить основой предлагаемого для разработки проекта законодательного акта в силу конкретно определенных субъектов правоотношений (жертвы вооруженного конфликта).

Следует подчеркнуть, что Планом поэтапного урегулирования чеченского кризиса, принятого Конференцией "Мирная инициатива на Кавказе" 14 марта 1995г. в г.Москве, предлагается Правительству Российской Федерации признать происходящие в Чеченской Республике события "вооруженным конфликтом немеждународного характера". Криминогенная ситуация в Чеченской республике характеризуется высоким уровнем тяжкой преступности. По данным МВД, за 1995 г. на территории Чечни совершено свыше 5000 преступлений, из которых 82% тяжкие. Раскрываемость же преступлений значительно ниже общероссийского уровня и составляет менее 30%, а убийств всего около У/с. При ^том следует иметь в виду, что уровень латентной преступности по всем ее видам столь высок, что регистрируемые показатели многократно занижают ее реальное состояние. По состоянию на 31 декабря 1995 г. за период с II декабря 1994 г. на территории Чеченской Республике всего зарегистрировано и возбуждено 4561 уголовное дело, ид них прекращено по реабилитирующим основаниям ( п. п. 1 и 2 ст. Ъ УПК) - 52, приостановлено по п. 1 ст. 195 У ПК - 250, п. 2 ст.195 УПК - 27, п. 3 ст. 195 2160. С учетом возвращения на доследование (32 уголовных дела), направления уголовных дел по подследствен н ости и территориальности ( 440 ) следственными органами МВД направлено прокурору по ст. 207 УПК РСФСР 535 уголовных дел в отношении 652 лиц, из них направлено в суд - 532 уголовных дела. Из числа возбужденных дел: терроризм - 1, умышленные убийства - 65, тяжкие телесные повреждения - 37, изнасилования - 2, разбои и грабежи - 547, уничтожение имущества - 103, хищение, незаконное ношение оружия - 183. Общая социально-политическая, экономическая, военная ситуация в Чеченской Республике самым непосредственным образом оказывает влияние на криминогенную обстановку. Преступность в условиях открытого противодействия незаконных вооруженных формирований федеральным и республиканским правоохранительным органам находится в значительной мере вне надлежащего контроля со стороны государства - Большие надежды на скорейшее разрешение вооруженного конфликта возлагались на Постановление Государственной Думы от 13 октября 1994 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе". Амнистией предусматривалось не возбуждать уголовные дела, а возбужденные прекратить в отношении лиц, совершивших противоправные деяния, не причастных при этом к тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан и добровольно сложивших оружие. Не распространялась амнистия на лиц, совершивших исчерпывающий перечень тяжких преступлений и ранее признанных особо опасными рецидивистами. С сожалением следует отметить, что заметного влияния на разрешение конфликта амнистия не оказала. По данным МВД России, за 1995г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. "О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формировании в Чеченской Республике , добровольно прекратившим противоправные действия" создана и приступила к работе возглавляемая главой Чеченской Республики Доку Завгаевым комиссия по рассмотрению заявлений участников незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, добровольно прекративших противоправные действия. Решение об освобождении от уголовной ответственности могут принимать только правоохранительные органы - Комиссия же правомочна лишь рассматривать заявления тех, кто добровольно сложил оружие, т.е. создавать предпосылки для принятия органами правоохраны правильного и юридически обоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Любой гражданин Чеченской Республики, добровольно сдавший оружие, даже совершивший в прошлом противоправные действия, в соответствии с Конституцией страны, актом амнистии и Указом Президента от 1 декабря 1995 г. может рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности . К правовым методам разрешения конфликта следует отнести заключенные Соглашения между полномочными представителями Правительства и субъектов Российской Федерации. Так, Соглашением "Об основных принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой" от 8 декабря 1995 г. закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики совместно осуществляют координацию деятельности по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности. Данное положение соответствует ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и создает предпосылки взаимодействия органов государственной власти разных уровней в правовых рамках. Реализация его во многом связана с решением вопросов взаимодействия на уровне правоохранительных органов.

Задача криминологов в этих условиях состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций законодателю и органам исполнительной власти о возможностях методов правового разрешения возникающих конфликтных ситуаций, использования достижении наук уголовного права, психологии, конфликтологии при разработке проектов нормативных правовых актов. В этой связи актуализируется необходимость принятия законопроекта "О криминологической экспертизе проектов правовых актов" как одного из действенных правовых средств предупреждения социальных конфликтов.

Следует особо выделить роль и место органов государства в механизме зарождения и развития социального конфликта, его разрешении. Нельзя не видеть ситуаций, когда государственные органы или должностные лица самого различного уровня своими решениями (действиями ) создают условия для возникновения конфликта. Вовлекая значительное количество людей в орбиту своей деятельности, допуская отступления, а порой и прямые нарушения закона, властные структуры создают ситуации открытого противоборства между отдельными группами людей - Такие противоборства используются неустойчивыми гражданами с антиобщественной установкой, а в ряде случаев и организованными преступными группами, для совершения преступлений. Роль правоохранительных органов в предупреждении и пресечении преступлений в этот период значительно ослабевает.

Особую опасность, чреватую социальными конфликтами, представляют неконституционные противостояния центральных ветвей власти, выходящее за правовые рамки, противоборство правящих и оппозиционных политических сил и др.

В процессе обсуждения новой редакции Уголовного кодекса высказывались предложения о дополнении уголовного законодательства новыми нормами.

В частности, доктором юридических наук В. Мальцевым предложено включить в УК такие нормы, как "Нарушение суверенитета ( полновластия ) народа Российской Федерации", "Нарушение должностным лицом конституционного устройства органов законодательной, исполнительной и судебной власти", "Непринятие мер по охране конституционного строя Российской Феаерации.

Предлагается признать преступным не проведение или отмену в нарушение Конституции Российской Федерации или иного федерального закона референдума, свободных выборов в органы власти либо запрещение иного законного волеизъявления народа Российской Федерации в случае, если они вызвали общероссийский социальный конфликт или повлекли многочисленные человеческие жертвы. Предложение В -Мальцева безусловно, заслуживает внимания.

Обращение к истокам конфликта в Чеченской Республике показывает, что в немалой степени его зарождению способствовали противоправные действия Дудаева по прекращению деятельности Верховного Совета ЧИДССР, его фактическому разгону с преступным попустительством федеральных властных структур.




Литература - Общие темы - Социология