Председателем палаты
представителей является спикер. Избирается
он в начале первой сессии конгресса от
партии большинства, хотя формально в его
избрании участвует вся палата в целом. До
избрания на пост спикера член палаты
представителей должен пройти многие
ступени иерархической лестницы палаты.
Функции спикера
достаточно обширны. Он руководит ходом
работы палаты и обеспечивает соблюдение
установленных процедурных правил. Ему
принадлежит право назначения в
расследовательские и согласительные
комитеты. Он решает процедурные споры и
обеспечивает порядок в месте заседаний
палаты. Одна из важнейших его функций — “право
признания”. От усмотрения спикера может
зависеть, получит или не получит депутат
слово, будет или не будет ему предоставлено
право внести какое-либо предложение.
Под руководством
спикера работают должностные лица палаты —
клерк палаты представителей, секретари (клерки),
пристав, привратник, почтмейстер и эксперт
по парламентской практике. Последний
играет особую роль в деятельности палаты.
Он дает юридические и технические советы
спикеру и членам палаты, консультирует при
возникновении противоречий относительно
толкования и применения тех или иных
процедурных правил. Указанные должностные
лица, не являющиеся депутатами, назначаются
палатой в начале первой сессии. Каждый из
них имеет подчиненный ему аппарат.
Председателем сената
является, согласно Конституции, вице-президент.
Он может вести заседания палаты, однако,
лишен права голоса, если только голоса
сенаторов не разделились поровну (ст. 1, разд.
3). На практике вице-президент редко
пользуется предоставленным ему правом.
Фактически функции председателя палаты
осуществляет временный председатель (председатель
pro tempore), избираемый сенатом на время
отсутствия вице-президента. Им может стать
только лицо, принадлежащее, как спикер, к
партии большинства.
Партийная
организация каждой из палат конгресса
структурно представлена следующим образом:
лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”,
политические комитеты и конференции (кокусы)
партий.
Палата
представителей. В палате представителей
лидер большинства избирается тайным
голосованием (по бюллетеням) на конференции
(кокусе) партии, имеющей большинство
депутатских мест. В иерархии палаты он —
второе лицо после спикера, хотя и не
является ее должностным лицом. Функции
лидера большинства ни в одном из актов не
определены. Но роль его довольно весома. Он
отвечает за планирование партийной
стратегии, единство фракции в
законодательной деятельности, за связи с
общественностью и прессой. Через него в
основном осуществляются контакты
исполнительной власти с руководством
палаты.
Сенат. Организация
партийных органов верхней палаты во многом
совпадает с той, которая существует в
палате представителей. Она также включает
такие структурные элементы, как лидеры
большинства и меньшинства, “кнуты”,
политические комитеты и конференции. Во
многом аналогичны их функции. Отличия же
касаются в основном роли лидеров
большинства и организации политических
комитетов партий.
И демократическая, и
республиканская партии имеют в сенате по
три комитета.
Комитеты
демократической партии включают:
политический комитет (9 членов) —
разрабатывает позиции фракции по тем или
иным вопросам и рекомендует порядок
прохождения актов в сенате; рулевой комитет
(22 члена) — определяет персональный состав
постоянных комитетов сената;
комитет по
проведению избирательных кампаний (15
членов) — оказывает поддержку сенаторам,
которые баллотируются на следующий срок.
Республиканская
партия имеет следующие комитеты:
политический комитет (23 члена) —
разрабатывает альтернативы политической
платформе и проектам демократической
партии, определяет позицию фракции по тем
или иным вопросам повестки законодательной
работы сената;
комитет комитетов (17
членов) — определяет персональный состав
постоянных комитетов от оппозиции;
комитет по
проведению избирательных кампаний (15
членов) имеет те же задачи, что и
одноименный комитет демократической
партии.
В систему комитетов
конгресса входят постоянные комитеты палат,
объединенные, расследовательские,
специальные и согласительные комитеты.
|