Влиятельная фигура
в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства
является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит,
что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не
предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса
великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время,
подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных
полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со
школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью
путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте
правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других.
Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась
ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления
политических оппонентов.
В соответствии с
принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства
(исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно
независимо от других. Вместе с тем “встроенная” в этот принцип система сдержек
и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия
других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента
через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного
органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов,
принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы
сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.
Относительная
независимость властей связана и с различным способом их формирования:
Конгресс - прямым голосованием
избирателей ( правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через
избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков.; Верховный Суд –
пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената
Двухпартийность,
установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов.
Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на
всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает “разброса” и не вызывает
недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия
меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции
Конгресса – Президента и исполнительную власть.
Нередко (например,
при президентах Рейгане и Буше) большинство в Конгрессе принадлежало
оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении оказалась в 1995 г.
администрация президента-демократа Клинтона.
Несмотря на многие
проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например,
затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который расовой дискриминации негров), Мэдисоновская
модель оградила США от диктатуры ( ее в истории страны просто не было, что
нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила
конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот
реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным
проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в
образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и
предотвращения тирании.
|