On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Актуальность, цели и задачи данного реферата определены следующими положениями. Форма правления всегда была и остается стержневым элементом конституционного устройства и вопросом фундаментального исторического выбора для каждой нации, ибо выбор формы правления предопределяет во многом русло всего дальнейшего политического развития, а часто и судьбы демократии на целую историческую эпоху. Иногда такой выбор в высокой степени детерминирован устоявшейся конституционно-правовой и политической традицией данной страны, но нередко он принимает характер мучительного и поистине драматического процесса, становясь линией раскола общества и предметом острого, ожесточенного противоборства различных политических сил. Форма правления является комплексным конституционно-правовым институтом и представляет собой систему высших органов государственной власти и способ (порядок) их взаимодействия. Таким образом, когда мы говорим о форме правления речь идет не только о республиканском или монархическом строе, но и конкретном типе каждого из них: президентской, полупрезидентской, парламентарной и т.д. республике, абсолютной, дуалистической, парламентарной монархии.

Президент избирается всеобщим голосованием граждан, что обеспечивает ему весьма значительную независимость от парламента и de facto более значительную роль в государственно-политической жизни, чем та, на которую он мог бы рассчитывать в "чисто" парламентарной системе, где круг конституционных полномочий у главы государства совершенно идентичный. Если в парламенте идет "война" между мелкими партиями, у президента еще есть простор для маневра, но если там господствует одна партия или сплоченная коалиция, а значит появляется сильное правительство, роль президента будет резко падать. Таким образом, возникает противоречие между сильной демократической легитимностью президента и слабой властью, предоставленной конституцией. Возникает дуализм исполнительной власти и треугольник властных структур: президент - правительство - парламент.

С учетом обзорного характера работы, а также большого количества объектов исследования (конституционные системы различных стран, различные конституционные документы), главным методом нашего исследования будет сравнительный метод. Именно этот метод позволяет, имея дело с большим количеством разнообразных и противоречивых фактов, выделить, с одной стороны, общее, закономерное и, с другой стороны, частное, национально специфическое.

Другим важным методом исследования, отражающим и раскрывающим динамику развития конституционных (государственных) систем, для нас будет являться исторический метод. В настоящей работе предполагается не только проводить сравнительный анализ современных конституционных систем и документов, но также и сопоставлять последние с аналогичными системами и документами предшествующих периодов.

Третьим важным методом, опять таки вследствие большого количества объектов исследования, является для нас статистический метод. Конституционные преобразования и различные тенденции и закономерности конституционного развития имеют количественное выражение в числах принятых за определенный период конституций, выбравших ту или иную модель конституционного развития стран и т.д. Эти цифры часто носят весьма противоречивый характер.

По форме государственного устройства ФРГ - федерация, в составе которой 16 земель. Федеративное устройство ни каких национальных оснований под собой не имеет. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии - двухпалатный) и правительство во главе с премьер-министром.

По форме государственного правления ФРГ - парламентская республика. Высшие органы государства, в соответствии с Основным законом 1949 г., - Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.

Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом - Федеральным собранием на пять лет. Полномочия президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов президента нуждаются в обязательной контрасигнации главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.

Сравним Германию с Французской Республикой. Франция - унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава наполовину каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция - Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнации, однако наиболее важные права осуществляются президентом лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора" (ст.11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции.

Что касается отношений президента с парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить та кое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст.12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.

Достаточно широки прерогативы президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент - "гарант независимой судебной власти". Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых президентом в нормальных условиях, ст.16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.

Главная       Вперёд