Конституции регулируют
несколько блоков общественных отношений.
Одним из таких блоков является организация
высшей власти, в том числе статус главы
государства. Последний складывается из
следующих основных компонентов (институтов):
места в системе разделения властей, порядка
замещения должности, конституционной
ответственности, круга полномочий.
Сравнение конститутционного
статуса главы государства в Германии и
Франции представляет большой интерес,
поскольку наиболее ярко иллюстрирует
многообразие форм организации власти в
современном демократическом государстве.
Конституционный статус главы
государства закреплен соответственно в
Основном законе ФРГ 1949 г.и Конституции
Франции 1958 г. Однако и там, и там
конституционный статус главы государства
складывается не только из скупых норм
писанной конституции, но также из
сложившихся конституционных обычаев.
Большое сходство обнаруживает та
часть статуса главы государства, которая
относится к полномочиям. Круг полномочий
главы государства в совремернном мире
сложился исторически и в самых общих чертах
примерно одинаков: формирование
правительства, назначения ряда высших
чиновников и судей, представительство
страны во вне, присвоение званий, жалование
наград, издание подзаконных актов.
Критическая разница состоит лишь в том, что
в одних государствах перечисленные выше
полномочия осуществляются главой
государство самостоятельно, реально, а в
других - являются всего лишь юридической
фикцией, скрывающей подлинные отношения,
основанные на конституционном обычае (или
же вполне конкретной конституционной норме).
Следует отметить, что в Западной
Европе процесс интеграции к 2000 году
окончательно перейдет из международно-правовой
в конституционно-правовую плоскость. К
этому времени или чуть позже Европейский
Союз может превратиться в федеративное
государство нового типа со своей
Конституцией, десятки проектов которой уже
обсуждаются не один год.
В самих "старых"
государствах Западной Европы могут
произойти крупные конституционные
перемены. Франция уже давно собирается
вернуться к нормальной для Европы
парламентской системе вместо
полупрезидентской. Может быть принят новый
Основной закон в Германии.
|