Перед тем как перейти к основной
части моей работы, я хочу сразу сделать
несколько оговорок. 1) Опять же, мне
представляется нелогичным вести речь об
Основном Законе государства лишь в общих
чертах, поэтому вместе со всеми обобщающими
определениями я все же буду базироваться на
конкретном примере, а именно на Конституции
РФ. И 2) так как цель моей работы - это не
анализ всех государственно-правовых
проблем, которые включает в себя
Конституция РФ (это тема уже другого
сочинения, скорее всего по
конституционному праву), а лишь
доказательство тезиса “Конституция - это
основной закон государства”, я возьму
только крохотную часть всех проблем,
раскрываемых Конституцией РФ. Например,
права и свободы человека. И мне кажется, что
наличие этих проблем в Контистуции
доказывает то, что Конституция - это именно Основной
Закон государства, если в нем
присутствуют и разрабатываются столь
важные и основополагающие проблемы, как
права и свободы человека.
Слово “Конституция” -
латинского происхождения, от constitutio, -
установление, устроение. Традиционно этим
термином определяется Основной закон
государства, определяющий его общественное
и государственное устройство,
избирательную систему, принципы
организации и деятельности органов власти
и управления, основные права и обязанности
граждан.
Основной Закон - это фундамент
законодательства, регулирующего
взаимоотношения граждан между собой и с
государством. Конституция нужна для того,
чтобы законы не противоречили друг другу и
не нарушали права и свободы граждан.
Развтие Российского государства
подтверждает общее правило нашего времени:
каждая страна, считающая себя
цивилизованной, имеет свою конституцию. И
это закономерно. Конституция важна и
необходима для современного государства
прежде всего потому, что в ней закрепляются
его исходные принципы и назначение, функции
и основы организации, формы и методы
деятельности. Конституция устанавливает
пределы и характер государственного
регулирования во всех основных сферах
общественного развития, взаимоотношения
государства с человеком и гражданином.
Самое главное - конституция придает высшую
юридическую силу фундаментальным правам и
свободам человека, защищает его честь и
достоинство. Исключений сегодня
практически не существует. Даже
Великобритания, в котрой нет единого и
кодифицированного основного закона,
располагает комплексом юридических актов,
начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о
правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также
традиций, составляющих в совокупности ее
конституцию. Более того, для ХХ столетия,
особенно его второй половины, характерно
обновление конституционного строя многих
стран, включая Францию, Германию, Италию,
Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и
социальными переменами, присшедшими в
названных странах и во всем мире, условиями
нового времени. Принятие новой Конституции
в России тоже является отражением
серьезнейших общественных потребностей.
Конституцию справедливо
называют главным, основным законом
государства. Если представить себе
многочисленные правовые акты, действующие
в стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого,
некоей системы, то конституция - это
основание, стержнь и одновременно источник
развития всего права. На базе конституции
происходит становление различных отраслей
права, как традиционных, существовавших еще
в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом
перемен в экономике, социальном развитии,
политике и культуре.
Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в
истории страны. До ее принятия действовала
российская Конституция1978 года, которая
имела своих предшественниц. Но нынешняя
конституция отличается от всех российских
конституций советского времени в первую
очередь тем, что является основным законом
самостоятельного, действительно
суверенного государства. Как отмечается в
преамбуле Конституции, ее принятие связано
с возрождением суверееной
государственности России и утверждением
незыблемости ее демократической основы.
Разумеется, Конституция 1993 года
не носит учредительного характера, она не
создает новое государство. Это государство
существовало - в разных границах и при
разных формах правления - многие столетия.
Идея сохранения исторически сложившегося
государственного единства подчеркивается
в самой Конституции. Вместе с тем
Конституций Российской Федерации 1993 года
выделяется в ряду актов такого ранга тем,
что с ней связывается новая эпоха в
российской истории.
Крах в России тоталитарного
государства, контролировавшего и слова, и
дела, и мысли граждан, означал начало
создания правового государства. Это
потребовало изменения Основного Закона.
Новая Конституция в нашей стране
зафиксировала “десоветизацию”
государственной власти. Были разделены
законодательная, исполнительная и судебная
ветви власти, что является важнейшим
признаком подлинной демократии. Ведь еще
французская Декларация прав человека и
гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое
общество, в котором не обеспечено
пользование правами и не проведено
разделение властей, не имеет Конституции”.
И, наконец, государственный строй в
Российской Федерации определен как
конституционный, а не общественный.
Новая Конституция занимает
верховенствующие положение в правовой
системе страны. Ее положение являются
первичными. Все остальные правовые акты,
принимаемые в рамках Российской Федерации,
в том числе федеральные законы, конституции
республик, уставы краев, областей, городов
федерального значения, автономной области
и автономных округов, должны
соответствовать Конституции Российской
Федерации. Это же относится к договорам о
разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Федерации, ибо речь идет о конституционном,
т. е. внутригосударственном, а не о
международном праве.
|