Конституционный статус
Российской Федерации характеризуется
наличием собственности Российской
Федерации.
В соответствии с постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от
27 декабря 1991 года «О разграничении
государственной собственности в
Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную
собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, 06ластей,
автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность» к объектам,
относящимся исключительно к федеральной
собственности относятся объекты,
составляющие основу национального
богатства страны; объекты, необходимые для
обеспечения функционирования федеральных
органов государственной власти и решения
общероссийских задач; объекты оборонного
производства; объекты отраслей,
обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства России в целом и
развитие других отраслей народного
хозяйства и прочие объекты.
К объектам, составляющим основу
национального богатства, относятся ресурсы
континентального шельфа, территориальных
вод и морской экономической зоны
Российской Федерации; охраняемые или
особым образом используемые природные
объекты (заповедники, в том числе
биосферные, национальные природные парки,
курорты, а также заказники, имеющие
общереспубликанское значение); объекты
историко-культурного и природного наследия
и художественные ценности, учреждения
культуры общероссийского значения,
расположенные на территории Российской
Федерации.
В России существует
Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, состав которого определяется
Президентом Российской Федерации. Так,
например, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации «О
включении отдельных объектов в
Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
федерации» от 6 ноября 1993 г. в этот свод
включены: Государственный академический
Мариинский театр (г. Санкт-Петербург);
Государственный историко-архивный и
этнографический музей-заповедник «Кижи» (Спасо-Кижский
погост, Республика Карелия); Госфильмофонд
Российской Федерации (Московская область);
Государственный мемориальный и природный
заповедник Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная
поляна» (Тульская область); Жостовская
ордена «Знак Почета» фабрика декоративной
росписи (Жостовский промысел, Московская
область); Российский государственный
иторический архив (г. Санкт-Петербург);
Российский государственный архив древних
актов (г. Москва).
К объектам, необходимым для
функционирования федеральных органов
государственной власти и решения
общероссийских задач относятся
государственная казна Российской
Федерации (средства республиканского
бюджета Российской Федерации, Пенсионного
фонда Российской Федерации, фонда
социального страхования и других
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации; золотой запас,
алмазный и валютный фонды); имущество
вооруженных сил, железнодорожных,
пограничных и внутренних войск, органов
безопасности, органов внутренних дел
Российской Федерации и других учреждений,
финансирование которых осуществляется из
республиканского бюджета Российской
Федерации, а также расположенных на
территории Российской Федерации
учреждений, финансировавшихся из
государственного бюджета СССР.
К этим объектам относятся также
высшие учебные заведения, научно-исследовательские
учреждения, предприятия и другие объекты
Российской академии наук, отраслевых
академий наук, Министерства образования
Российской Федерации, Министерства науки и
технической политики Российской Федерации,
Министерства здравоохранения Российской
Федерации, государственных научных центров;
предприятия и объекты геологической,
картографо-геодезической,
гидрометеорологической службы, контроля за
состоянием и охраной окружающей природной
среды и природных ресурсов;
предприятия и учреждения
санитарно-эпидемиологической и
ветеринарной службы, службы защиты
растений; предприятия патентной службы,
стандартизации и метрологии,
машиноиспытательные станции и полигоны;
государственные запасы и мобилизационные
резервы, а также предприятия,
обеспечивающие их сохранение.
К объектам оборонного
производства относятся все предприятия,
производящие системы и элементы вооружения,
взрывчатые и отравляющие вещества,
расцепляющиеся и радиоактивные материалы,
ракетные носители, космические и
летательные аппараты, военное снаряжение,
предприятия и объекты, обеспечивающие
обслуживание, запуск и сопровождение
космических аппаратов, осуществляющие
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы в указанных областях - независимо от
доли военных заказов; защищенные рабочие
помещения запасных пунктов управления всех
органов государственной власти Российской
Федерации, а также объекты связи и
инженерной инфраструктуры,
предназначенные для использования в особый
период.
К объектам отраслей,
обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства России в целом и
развитые других отраслей народного
хозяйства относятся: предприятия
добывающей промышленности, за исключением
добычи местного сырья, определяемого в
соответствии с законодательством
Российской Федерации: предприятия топливно-знергетического
комплекса; предприятия и объекты
электроэнергетики (за исключением объектов
инженерной инфраструктуры городов;
предприятия и объекты станций
железнодорожного, воздушного и
трубопроводного транспорта, речного и
морского флота, предприятия газификации (кроме
объектов инженерной инфраструктуры
городов); федеральные автомобильные дороги
общего пользования и обслуживающие их
организации; предприятия связи,
телевизионные и радиопередающие центры:
государственные племенные и конные заводы
и совхозы, селекционно-гибридные центры,
государственные семенные инспекции и
лаборатории по сортоиспытанию
сельскохозяйственных культур,
сортоиспытательные станции и участки,
предприятия и хозяйства по производству
ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
К числу объектов, относящихся
исключительно к федеральной собственности
относятся также предприятия
фармацевтической промышленности,
промышленности медико-биологических
препаратов; предприятия и организации по
производству спиртовой и ликеро-водочной
продукции.
Установлен также круг объектов,
относящихся к федеральной собственности,
которые могут передаваться в
государственную собственность республик в
составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В их число входят предприятия
всех отраслей народного хозяйства,
признанные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
занимающими доминирующее положение на
республиканском (Российской Федерации) или
местных рынках товаров (работ, услуг,
крупнейшие предприятия народного
хозяйства со среднегодовой стоимостью
основных фондов на 1 января 1992 года более 200
млн. рублей или численностью занятых более
10 тысяч человек), предприятия атомного и
энергетического машиностроения;
предприятия рыбопромысловой продукции:
зверосовхозы; государственные санаторно-курортные
учреждения (не входящие в состав имущества
предприятии) объекты гостиничного
хозяйства, находящиеся в ведении
центральных органов государственной
власти Российской Федерации: учреждения
здравоохранения и народного образования,
культуры и спорта (кроме находящихся в
ведении Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации, а также относящихся к
муниципальной собственности): научно-исследовательские,
проектно-конструкторские,
геологоразведочные и изыскательские
организации, а в случае нахождения их в
составе научно-производственных
объединений и эти объединения; предприятия
автомобильного транспорта (кроме объектов
городского пассажирского транспорта);
предприятия по строительству и
эксплуатации водохозяйственных систем и
сооружений; предприятия телевидения и
радиовещания, полиграфические предприятия,
издательства, информационные и телеграфные
агентства, находящиеся в ведении
Министерства печати и массовой информации
Российской Федерации; средние специальные
и профессиональные учебные заведения;
предприятия общереспубликанского значения
в строительстве, производстве строительных
материалов и конструкций: оптово-складские
помещения, элеваторное хозяйство,
холодильные установки, базы комплектации,
имеющие общереспубликанское значение;
предприятия, включенные в перечень
организаций, привлекаемых для ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Статус земли, недр, вод, лесных и
других федеральных природных ресурсов
определяется по взаимной договоренности
федеральных органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
федерации. В федеральной собственности
находятся земельные участки и другие
природные объекты, предназначенные для
обеспечения деятельности Президента
Российской Федерации, федеральных органов
государственной власти, Вооруженных Сил,
пограничных, внутренних и железнодорожных
войск Российской Федерации.
Конституционный статус
Российской Федерации характеризуется
наличием единой денежной и кредитной
систем.
Согласно Закону Российской
Федерации «О денежной системе Российской
Федерации» от 25 сентября 1992 года денежная
система Российской Федерации включает в
себя официальную денежную единицу, порядок
эмиссии наличных денег, организацию и
регулирование денежного обращения.
Официальной денежной единицей (валютой)
Российской Федерации является рубль.
Введение на территории Российской
Федерации других денежных единиц и выпуск
денежных суррогатов запрещаются.
Эмиссия наличных денег,
организация их обращения и изъятия из
обращения на территории Российской
Федерации осуществляются исключительно
Банком России. Наличные деньги выпускаются
в обращение в виде банковских билетов (банкнот)
и металлической монеты. Банкноты и монеты
являются безусловными обязательствами
Банка России и обеспечиваются всеми его
активами. Подделка и незаконное
изготовление банкнот и монет преследуются
по закону.
Организация денежного обращения
возлагается на Центральный Банк России,
который планирует объем производства,
перевозки и хранение банкнот и монет,
создание их резервных фондов;
устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
устанавливает признаки платежности
денежных знаков и порядок замены
поврежденных банкнот и монет, а также их
уничтожения: определяет порядок ведения
кассовых операций в Российской Федерации.
Регулирование денежного
обращения в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с
действующим банковским законодательством
и Основными направлениями денежно-кредитной
политики Российской Федерации.
Расчеты на территории Российской
Федерации осуществляются в валюте
Российской Федерации, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными
актами Российской Федерации. Порядок и
условия расчетов в иностранной валюте на
территории Российской Федерации
определяются Центральным Банком России в
соответствии с законодательством
Российской федерации.
В Российской Федерации
существуют единые правила кредитования и
кредитных расчетов. К числу наиболее важных
элементов конституционно-правового
статуса Российской Федерации относится
существование Вооруженных Сил Российской
Федерации, которые осуществляют защиту
суверенитета и территориальной
целостности Российской Федерации.
Россииская Федерация определяет
структуру и организацию Вооруженных Сил,
разрабатывает и осуществляет оборонную
политику Федерации.
Существенным элементом
конституционного статуса Российской
Федерации является закрепление
Конституцией Российской Федерации
русского языка в качестве государственного
языка. В Конституции Российской Федерации (ст.
68) установлено, что государственным языком
Российской Федерации на всей ее территории
является русский язык.
В Российской Федерации принят
Закон от 25 октября 1991 г. «О языках народов
РСФСР», согласно которому русский язык
является основным средством
межнационального общения народов
Российской Федерации.
Вместе с тем закон признает
равные права народов России на сохранение,
развитие и государственную поддержку их
языков. Российская Федерация гарантирует
всем народам и каждой личности право на
сохранение и всестороннее развитие родного
языка, свободу выбора и использования языка
общения, обучения, воспитания,
интеллектуального творчества; равные
возможности для сохранения, изучения и
развития, равную социальную, экономическую
и юридическую защиту всех языков народов
Российской Федерации, особую заботу и
внимание к языкам малочисленных народов, а
также народов, не имеющих своих национально-государственных
и национально-территориальных образований;
желательность овладения языком
межнационального общения и другими языками
народов Российской Федерации, проживающих
на одной территории.
К числу основных элементов
конституционного статуса Российской
Федерации относится ее право на
международные отношения с иностранными
государствами, реализуя которое она
представляет и защищает как интересы всей
Российской Федерации в целом, так и
интересы каждого ее субъекта.
|