Ю.И. Шелестов
Выработка принципов правового
государства началась с первых шагов
становления политико-правовой науки, в
античности. Она проходит в тесной связи с
процессами развития демократического
государства. Достаточно последовательно
позицию укрепления роли права в
государстве выражали те, кто по роду своей
деятельности был ориентирован на новые
социальные институты (суды и народные
собрания), - софисты и риторы. Софист
Протагор пытался переориентировать
ценностный строй современной культуры в
пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о
существовании неотчуждаемых прав индивида
и о необходимости защиты его государством.
В их среде утвердилась идея о государстве
как общественном договоре (первым ее
выдвинул Демокрит). Серьезный вклад в
укрепление идеи правового государства
внести пионеры политической и правовой
науки: Платон, Аристотель, позже - Полибий,
Цицерон. "Я вижу близкую гибель того .государства,
- писал Платон в "Законах", - где закон
не имеет силы и находится под чьей-то
властью. Там же, где закон - владыка над
правителями, а они - его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага, которые
только могут даровать государствам боги'".
Античное общество прошло большой
путь по укреплению правовой и гражданской
культуры. Афины посредством законов
строили демократию, Спарта посредством
законов (Ликург) успешно ей препятствовала.'
В целом до построения правового
государства в этом обществе оставалось
очень далеко, потому что правосознание
опиралось не на понятие индивидуальной
свободы и плюрализм социальных институтов,
а в большей мере на модернизационный
процесс, который необходимо было
направлять и держать в руках, и на
потребность управления завоеванными
народами. Именно поэтому расцвет
правосознания (римское право) пришелся на
эпоху, когда демократическая идея уже
закатилась. Сменившая ее имперская идея
Рима, а позже - идея княжеской власти в
средневековье уже не имела ничего общего с
правовой государственностью. Однако именно
в средневековье появилась важная-предпосылка
правосознания - понятие божественного,
священного закона, которая еще не
сформировалась в античности и эллинизме.
Эпоха Ренессанса развила личностный и
антропоцентристский элементы
средневекового сознания. Поэтому настоящий
рост идей правовой государственности в
Новое время начался на "богато
удобренной почве" европейской культуры.
Полигоном для развития и
воплощения в жизнь идей правовой
государственности стала островная Англия,
непрерывающиеся традиции
представительства и парламентаризма в
которой (с XII в.) как ничто другое
способствовали усилению значения права в
обществе. Д. Локку принадлежит идея
разделения властей с целью ограничения
произвола государственной власти. В его
учении государственная власть стала
определяться целью защиты индивидуальных
прав и свобод личности, а право - понятием
ограничения, а не распоряжения (разрешено
все, что не запрещено законом).
Впрочем, не меньшее значение
имели процессы, происходящие на континенте,
ибо именно там определялся характер общей
динамики Европы. В XVII-XVIII вв. в монархических
государствах Европы был последовательно
проведен -принцип абсолютной власти. Это
было связано с тем. что в то время
происходил процесс формирования
государств-наций. Государство является
высшим выражением единства нации и
единственным условием выживания в кругу
агрессивных и сильных соседей. Специфику
монолитных и мощных абсолютистских
государств чутко уловил Гоббс. Однако
вместе с расцветом абсолютистских
государств, обусловленным ослаблением
прочности средневекового сословного
общества (первое сословие теряет свою
независимость и образует слой служилого
дворянства), созревают предпосылки его
упадка. В XVIII в. на арену политического
действия постепенно выдвинулось третье
сословие, которое заявило о себе со всей
решительностью в Великой французской
революции 1789 г. Сложилась совершенно новая
расстановка социальных сил. при которой
разрушается иерархическая субординация
сословного общества и все члены и слои
общества оказываются способны отстаивать
свои интересы, претендуют на
представительство своих интересов в
системе государственной власти.
Лозунги "свободы, равенства и
братства", которые поднялись на знаменах
парижских баррикад, были подготовлены всей
идеологией французского Просвещения. Идеи
Монтескье, исследовавшего возможности
развития законности в обществе и
ограничения всевластия государства, Руссо,
разрабатывавшего концепцию естественных
прав личности и модель народного
суверенитета, Вольтера и Дидро, много
сделавших для развития чувства свободы и
независимости у своих сограждан, явились
прелюдией к обоснованию принципов,
определивших содержание "Деклар.щии о
правых гражданина и человека" 17S9 г. и
французской конституции 1791 г. И хотя этим
идеям не суждено было реализоваться в
революционной практике якобинцев, их
движение, подхваченное американскими
просветителями - отцами Конституции США,
политически воплотившими идеал свободы и
неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция
1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте,
Гегель), поднявшими на небывалую высоту
идею верховенства права и его понимание как
"осуществления свободы",
свидетельствовало о начале нового
исторического процесса.
Важнейшим признаком этого
процесса - процесса развития правового
государства - стало становление гражданского
общества, т.е. автономной сферы
социальных и политических отношений,
свободных от вмешательства государства
извне. Конечно, автономность этих сфер
жизни, не входящих, используя слова Гоббса,
в "тело" государства, завоевывалась
жестокой политической борьбой с
абсолютизмом, одним из выражений которой
были бесконечные революции XIX в. Однако
гораздо большее значение, чем политическая
борьба, имело развитие института частной
собственности и капиталистических
рыночных отношений. Обеспечив достаточную
защиту и безопасность основы своей свободы
и влияния - собственности, третье
сословие наметило границу, через которую
государство не должно было переступать и
которая обозначила неустранимую линию
между государством и гражданским обществом.
Усиление влияния гражданского
общества на государственную власть
составило суть процесса становления
гражданского общества. Важнейшие вехи
этого процесса - формирование
представительных органов государственной
власти, носивших первоначально подчиненный
характер и не выходящих за рамки
законодательных функций, учреждение и
расширение избирательного права,
направляющего процесс демократизации
общества, а также формирование
политических партий - посредников между
гражданским обществом и государством.
Ко второй половине XIX в. идея
правового государства, получившая
основательную разработку в немецком
идеализме, превратилась в реальный
политический идеал, который стал
определять политические платформы целых
политических партий и движений, занял
важное место в концепциях ученых-правоведов.
В политической сфере идея правового
государства составила центр
противостояния течений либерализма и
этатизма, либерализма и консерватизма.
Либеральное движение (А. Смит, А. де Токвиль,
И. Бентам, Дж. С. Милль, Т. X. Грин, Л. Хобхауз, Б.
Бозанкети и др.), опиравшееся на
самостоятельную инициативную буржуазию, с
самого начала отстаивало программные
тезисы равенства всех перед законами,
верховенства прав и свобод личности,
терпимости, конституционного ограничения
политической власти, разделения властей,
невмешательства государства в частную
сферу, развитие частной собственности и
свободной конкуренции (принцип laissez faire). С
этой точки зрения роль государства
сводилась к минимальному вмешательству в
общественную жизнь, к функции "ночного
сторожа". Задача государства - не
регулирование общественной жизни, а защита
прав и свобод как отдельного человека, так и
общества. Либерализм, как правило, выступал
против революции - за власть закона и
постепенность эволюций. Однако именно он
послужил в XIX в. двигателем прогрессивной
демократической культуры, преодолевшей
сопротивление консерватизма культуры
традиционной. Преимущественно из среды
либералов вышли интеллектуалы,
обеспечившие культурную и теоретическую
поддержку процессу становления правового
государства, да и в политической сфере
наиболее последовательно к началу XX в. были
обеспечены цели именно этого, а не какого-либо
другого политического движения.
Именно в либеральной традиции
правовой мысли получила дальнейшую
разработку идея правового государства.
Свое, быть может, наиболее полное выражение
она обрела в теории самоограничения
государства правом немецкого правоведа Г.
Еллинека, согласно которой государство
внутри предоставляет гражданам
индивидуальные права против самого себя, а
вовне - обязуется соблюдать международное
право. Государство, отмечал французский
правовед Л. Дюги, "есть не что иное, как
сила, отданная на служение праву". К
сторонникам идеи правового государства
следует отнести еще одного известного
немецкого правоведа XIX в. Р. Иеринга.
Необходимость признания государственной
властью издаваемых ею норм и для самой себя
он определил понятием "правовое
состояние". Близкая этой точка зрения
отстаивается в социологической школе права,
где право рассматривается как
самостоятельное общественное явление,
существующее вне прямой зависимости от
жизни государства. Наконец, и в основе
исторической школы права, настаивающей на
происхождении права из культуры и обычаев
народа, лежит все та же идея верховенства и естественности
права перед обусловленным ими возникающим
лишь на его основе государством. Она
составляет суть концепции правового
государства.
Значительный вклад в теорию
естественного права, присутствующего в том
или ином виде в любой концепции правового
государства, внесли русские мыслители-правоведы.
До второй половины XIX в. процесс становления
правового государства в России, начиная со
второй половины XVIII в., следовал с некоторым
опозданием теми же этапами, что и в Европе, с
той лишь разницей, что он был результатом
подражающей модернизации "сверху" и
поэтому частично осуществлялся лишь
институционально, не сопровождаясь
существенным изменением правовой культуры.
Никому другому, как Александру II
принадлежат слова: "Я готов дать
гражданам Конституцию, но где граждане?"
Вклад российских ученых в
развитие идеи правового государства имеет
самостоятельное научное значение. В конце
XIX в. необходимость строительства правового
государства стала особенно остро ощущаться
в российском обществе, что вызвало к жизни
творчество множества правоведов-юристов и
философов, таких, как Б.Н. Чичерин, П.И.
Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, И.А.
Покровский, И.В. Михайловский, Л.И.
Петражицкий, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.А.
Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Г.Ф.
Шершеневич и др. В их трудах речь шла о
подходе к праву на основе общечеловеческих
ценностей, выработанных цивилизацией,
базируясь на которых возможно создание
действенного социального идеала.
Российским правоведам наиболее
свойственно было представление об
этической природе права: "Требуется, -
писал П.И. Новгородцев, - именно возрождение
естественного права с его априорной
методой, с идеальными стремлениями, с
признанием самостоятельного значения за
нравственным началом и нормативным
рассмотрением"^. Эта позиция находила
выражение в самых различных методических
подходах: понимания права как
общественного идеала (Е.Н. Трубецкой), как
социальной защиты (С.А. Муромцев,
социологическая школа), как обобщение
социального опыта и институционального
разграничения интересов (Н.М. Коркунов,
позитивизм), как институциональное
оформление нравственного сознания
общества (Л.И. Петражицкий, психологическая
школа), как порядок социальных отношений (Б.А.
Кистяковский) и т.д. "Всякий
новоиздающийся закон в современном
конституционном государстве, - писал Б.А.
Кистяковский, - является компромиссом,
выработанным различными партиями,
выражающими требование тех групп,
представителями которых они являются. Само
современное государство основано на
компромиссе, а конституция каждого
отдельного государства есть компромисс,
примеряющий различные стремления наиболее
влиятельных социальных групп в данном
государстве"^. Правовое государство есть
функция от определенной расстановки
социальных сил в государстве, именно такой
расстановки, где невелико социальное
расслоение и наиболее могуществен "средний
класс", состоящий из мелкой буржуазии,
интеллигенции и квалифицированных рабочих.
В учениях российских и
европейских либералов во всем многообразии
аспектов была представлена главная истина,
обусловившая появление концепции
правового государства: государство как тип
общества перестало быть исключительной
формой общности, оно уступило место, подчас
подчиненное, множеству других форм
общности, типу гражданского общества (civil
society). В этом новом обществе государство
является лишь элементом, гармонизирующим и
обеспечивающим бесперебойное
функционирование других элементов,
соединенных в единое целое системой
правоотношений.
В указанном русле - поиска места,
принадлежащего государству в системе
современной общественной жизни, -
происходит дальнейшее развитие идеи
правового государства. К началу XX в.
основные принципы юридической концепции
правового государства в ведущих
западноевропейских государствах были
воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии
всеобщее избирательное право, эффективно
функционирующая в США система разделения
властей стали общепризнанными моделями для
построения современного демократического
правового государства. Учение о правовом
государстве перестало быть сферой новых
значимых открытий, превратилось в отрасль
повседневной теоретической и практической
разработки, в школьную дисциплину. Основное
место в дальнейшем развитии этого учения
заняла систематизация его аспектов. Так,
немецкий политолог А. Альбрехт выделяет
следующие основные положения теории
правового государства: 1) конституционализм
требует, чтобы деятельность государства
регулировалась правовыми нормами,
зафиксированными в конституции; 2)
плюрализм структуры политического
сообщества обеспечивает положение, при
котором участие в политике множества
Конфликтующих и взаимодействующих сил
оказывает сдерживающее влияние на
государство; 3) государственная монополия
на верховную власть в политическом
сообществе исключает вмешательство каких-либо
особых интересов в формирование
государственной воли; 4)
институционализированная обратная связь
государства с общественным мнением
обеспечивает контроль общества над
государственным аппаратом; 5)
процессуальная, формальная и материальная
рационализация государства призвана
гарантировать соблюдение государством
права и закона; 6) защита интересов перед
государственной властью предполагает
судебный контроль над деятельностью
государства.
Учение о правовом государстве в
российской политической мысли имеет свою
специфику. Так, Л.Б. Тиунова выделяет
следующие предпосылки формирования
правового государства: 1) относительно
высокий уровень материального обеспечения
населения, сказывающийся на социальной
атмосфере, психологии и структуре общества;
2) достаточно высокий уровень культуры,
особенно политической; 3) многообразная и
устойчивая стратификация обществу,
обеспечивающая социальный консенсус в
обществе и препятствующая усилению
внутренней конфронтации; 4) политический
плюрализм при господстве демократических
ценностей; 5) разрешение национального
вопроса, без чего, как показывает опыт стран
СНГ и России, государство может оказаться
погруженным в пучину вооруженных
межэтнических конфликтов; 6)
деидеологизация оощества и государства -
проблема российской традиции, следуя
которой государство являлось носителем
мощной национальной идеологии, а общество
всегда было бескомпромиссно расколото на
классы.
Каждая из современных разработок
теории "чистого" правового
государства, как правило, отталкивается от
узкоправового подхода к проблеме, от
юридического значения термина, следуя тем
самым либеральной традиции. Между тем
развитие идей и опыт построения правовой
государственности в XX в. переживали
дальнейшую эволюцию, значительно расширяя
рамки первоначальной проблематики. Ведь
понятие "справедливость" - основа идеи
правовой государственности - подразумевает
не только формальное равенство перед
законом, но и реальное равноправие,
отсутствие ущемления прав граждан и
социальных слоев в государстве. На смену
либеральной идее формального правового
государства, направлявшей исторический
процесс в XIX в., пришли попытки наполнить это
понятие реальным содержанием.
Первое направление поиска
двигалось в русле исходящей из недр
рабочего движения социалистической и
коммунистической идеи. Общество, на службу
которому было поставлено государство,
мыслилось самостоятельным целостным
началом, способным в идеале вообще
обходиться без государства и правового
принуждения. В нем должны быть достигнуты
реальные, а не формальные равенство.
справедливость и свобода. Формальное
правовое государство является лишь
средством закрепления реального
неравенства и должно быть само уничтожено
насильственным путем - государством в форме
диктатуры пролетариата.
Подобная радикально
антигосударственная позиция (более
радикальна и последовательна лишь позиция
анархизма) в начале XX в. была постепенно
пересмотрена, как только начали
воплощаться реальные плоды построения
правового государства в Европе и
обнажились негативные грани становления
модели социума в России. Социал-демократическое
движение, вобравшее в себя идею правового
государства, подключилось к дальнейшему
строительству правовой государственности.
С ним, а также с профсоюзным движением
связано завоевание личностью таких прав,
как право на труд, на социальное
страхование и т.д., рассматривавшихся в
качестве шага по пути к социальной
справедливости, к социальному государству.
Правовое государство - это государство, не
просто обеспечивающее правопорядок любыми
средствами, но гарантирующее сприасдливый
правопорядок, в котором "свободное
развитие каждого было бы условием
свободного развития всех". Социальным
последствием такой политики стало
требование постепенного выравнивания
социального положения граждан, создания и
опоры на "средний класс", даже если
проведение такой политики требует гораздо
большего социального и экономического
вмешательства государства, чем это
предполагалось либеральной доктриной.
Наиболее ярким концептуальным выражением
данной линии стала доктрина "государства
общественного благосостояния",
получившая развитие в Европе второй
половины XX в.
Стремлением к наполнению
концепции правового государства реальным
содержанием была охвачена и
противоположная социал-демократическая
линия консервативного лагеря. Исходя из
неправового характера социальных
революций, несправедливой природы
радикальной модернизации и разрушения
традиционных устоев, в недрах
консервативной мысли вызревал идеал
цельной, органической социальной жизни.
Обосновывая этот идеал в работе "Общность
и общество", Э. Теннис раскрыл богатое
внутреннее содержание социальных связей в
традиционных общностях, одним из которых
являлось государство - колыбель нации. И
хотя это содержание противопоставлялось
формально правовому содержанию
современного общества, несомненно, что и в
его основе лежали ценности справедливости,
солидарности, согласия, которые должны
стать содержанием истинно правовой
государственности.
И социалистическая и
консервативная концепции государства в
каком-то смысле противопоставлялись
либеральной концепции правового
государства. Однако в них ни в коем случае
не шла речь об абсолютизме или неправовом
обществе. Они пытались компенсировать "неправовые"
стороны, упущения концепции правовой
государственности. Вместе с тем эти
доктрины были реакцией на стремительную
модернизацию социальных отношений в
правоотношения, по необходимости
упускающей многое позитивное, что было
наработано предшествующим опытом, и во
многом не реализующее надежды социальных
низов. Одно направление этой реакции -
требование ускорить движения в лучшее
будущее, другое - вернуться в лучшее прошлое.
И по-видимому, данная реакция была столь
сильной, что история дала шанс
реализоваться обеим альтернативам, хотя,
как всегда, в своем иррационально крайнем
выражении. Речь идет о социализме в России и
национал-социализме в Германии, в странах,
ставших жертвами своей стремительной
модернизации. Оба направления
отталкивались от принципиального
отвержени^ правовых ценностей. Издержки
социальной критики, в которые вылились обе
эти концепции, стали возможны только
благодаря отсутствию правовых, формальных
гарантий, характеризующих правовое
государство. Они показали, что альтернатив
процессу строительства правового
государства нет. Вместе с тем идеи и
ценности, составлявшие содержание социал-демократического
и национально окрашенного консервативного
направления, будучи встроены в политику
правового государства, значительно
обогащают его идею и политическую жизнь,
составляют специфику и особенности
процесса становления правового
государства в любой современной стране.
Движение этим курсом предусматривает общий
для любого государства путь и идеал. Однако
успех его не достигается копированием
готовых образцов, в каждом государстве оно
вызревает из собственных потребностей и
осуществляется своим путем.
Безальтернативность и единственность
этого пути объясняются тем, что правовое
государство является не просто удачной
моделью или навязанной идеологией, а тем,
что оно давно уже стало принципом культуры
и структуры современного общества.
|