Ричард Олдингтон (1892-1962)-поэт,
новеллист, романист, биограф, переводчик,
литературовед, критик, выразитель
настроений «потерянного поколения»,
духовного смятения, вызванного войной.
Автор романов «Смерть героя», «Сущий
рай», «Все люди враги», а также
беллетризированных биографий Бальзака, А.
Веллингтона, Д. Г. Лоуренса. Из-за травли
буржуазной печати он покинул родину и
многие годы жил за ее пределами (Западная
Европа, Северная Африка, США). Скончался в
маленькой деревушке па юге Франции.
Характер душевного перелома,
происшедший в писателе, и последующие его
искания в значительной мере определеныыыыо
ранними годами. Он вспоминал, что ему в
детстве «посчастливилось жить в деревне», «на
лоне сельской природы-действительность с
ее грубыми истинами пролегли где-то в
стороне». Некоторое время Олдингтон учился
в Лондонском университете, однако из-за
недостатка средств получить высшее
образование ему не удалось. Колледж, в
котором он учился, по его воспоминаниям, «несмотря
на свои достоинства, был полон филистерства».
Олдингтон питал отвращение к чиновничьей
службе и «паразитам коммерции» и уже
накануне войны предпочел литературную
деятельность.
Р. Олдингтон начал свой
творческий путь как поэт-имажист. «Имажисты
первыми в английской поэзии заговорили о
разобщенности, взаимонепонимании, об
опустошенности своих современников».
Олдингтон любил и хорошо знал античную
литературу. Как отмечал Г. В. Аникин, «эллинизм
Ричарда Олдингтона был важным средством в
исследовании трагических коллизий
современности с позиций гуманистического
идеала». От имажизма Олдингтон шел к
реализму. «Своеобразие олдингтоновского
подхода к войне и особое место поэта в «окопной
поэзии» было связано с тем, что он
отказывался видеть в солдате винтик
военного механизма. Сильные потрясения,
испытанные Олдингтоном на войне,
преломились в сборнике стихов «Образы
войны» (1919), в романе «Смерть героя» (1929),
косвенно и в других его произведениях. В
одном из своих писем он писал о значении
пережитого в годы войны: «Я приобрел широту
взгляда и способность общаться с широкой
массой. Я описал честно, что видел и
чувствовал. Здесь нет ни капли лжи, ни тени
позерства».
«Как бы я хотел писать, как
Анатоль Франс»,-заметил однажды Олдингтон
уже в поздние свои годы.ыИхыыныырыыныы
сыоыстыы ыроыылыется в «сочетании грусти и
сарказма, брызжущего жизнелюбия и
стоической выдержки: органической
причастности к традициям прошлого», не
только в знаниях, но и в чувстве культурного
наследия, в поиске особой духовной
самостоятельности, острой реакции на
современность. Р. Олдингтон своеобразно
продолжил традиции национального
сатирического романа. В его книге
чувствуется влияние Гарди, Батлера, Стерна,
Мередита.
В социально-психологическом
романе «Смерть героя» рассказано о
трагедии молодого поколения, раздавленного
войной. Писатель так понимал значение
своего романа: «...эта книга, в сущности,-надгробный
плач, слабая попытка создать памятник
поколению, которое на многое надеялось,
честно боролось и глубоко страдало».
Р. Олдингтон писал о том, что
хорошо знал: «о циничных дельцах от
коммерции, политики и литературы,
тупоголовых военных, паразитирующих
интеллигентах, пошлых обывателях, «эмансипированных»
женщинах, прожигателях жизни».
В заглавии романа нельзя не
почувствовать симпатии автора к главному
персонажу и вместе с тем иронию, обращенную
против войны, шовинизма, ура-патриотических
девизов. Но ирония задевает и то, что дорого
сердцу автора.
«Смерть героя»-роман-биография
Джорджа Уинтерборна. Писатель подробно
повествует о его жизни, стремясь найти и
объяснить те причины, которые впоследствии
приведут его героя к трагическому исходу.
Его отец - мистер Уинтерборн -
безвольный сентиментальный эгоист,
отличавшийся «особым даром портить жизнь
людям». Миссис Уинтерборн, тщеславная и
циничная, испытывала отвращение ко всему,
что хотя бы отдаленно напоминало об
умственном напряжении.
С глубоким возмущением писал
Олдингтон о духе военщины и милитаризма,
ходячих девизах, их подкрепляющих,
политических и литературных авторитетах,
их поддерживавших, о системе воспитания,
калечившей Джорджа и его поколение.
Джордж Уинтерборн, художник и
литератор до войны, ушел на фронт
добровольно, он не хотел отделять своей
судьбы от судьбы простых людей на передовой.
Он испытал на фронте тяготы солдатской
жизни: был сапером, вестовым, видел
бессмысленную гибель солдат, пережил
тяжелые бои, обстрел фосгенными снарядами,
чудом остался жив. Проучившись в офицерской
школе, он вернулся на строит командиром
роты. Он должен был взять на себя
ответственность за сто с лишним человек,
причем все они - просто испуганные мальчики,
которые в жизни своей не видали никаких
окопов, кроме учебных, и не слыхали, как
разрывается снаряд. Он вернулся туда же,
откуда его послали в офицерскую школу,
попал под команду батальонного командира-солдафона,
вечно к нему придиравшегося. «Бессонница,
неотвязная тревога, потрясения, лихорадка,
которая возобновилась, едва он вернулся на
фронт, физическое истощение, вечно
подавляемый страх-все это привело его на
грань безумия, и лишь гордость и привычка
владеть собой еще помогали ему держаться».
Но «тянулись дни, недели, месяцы. Уинтерборн
жил, точно в бреду, что бы он ни увидел, что
бы ни услышал, в мозгу отдавалось одно:
смерть, смерть, смерть». Капитан Джордж
Уинтерборн не выдержал. На рассвете 4 ноября
1918 года за неделю до перемирия «словно что-то
сломалось в мозгу Уинтерборна. Он
почувствовал, что сходит с ума и вскочил.
Пулеметная очередь стальным бичом яростно
хлестнула его по груди. Вселенная
взорвалась и все поглотила мгла». Писатель
называл его смерть самоубийством.
Олдингтон определил свой роман
как «роман-джаз». Ему присуща «порывистая
экспрессия», возникающая «на основе
резкого сочетания контрастов, их быстрой
смены и переходов: контрастных форм
выражения-страстной публицистики и
сдержанного описания, обличительной
патетики и язвительной иронии; контрастных
настроений - меланхолического,
восторженного, полного отчаяния;
импульсивного членения текста и т. д.».
Особая роль в романе отведена много
видевшему в жизни повествователю.
|