Уильям Фолкнер один из самых
значительных писателей США XX века.
Роман «Шум и ярость» (1929) был во
многом совершенно новым, новаторским для
Фолкнера произведением, о котором
продолжаются споры и в настоящее время.
Тема «Шума и ярости» в известной степени
близка «Сарторису»: это тоже история семьи
южных аристократов Компсонов, но
изображена она реальнее и трагичнее. В «Шуме
и ярости» отсутствует романтический пафос,
который играл большую роль в «Сарторисе».
Мир страшной обыденности, экономическая и
социальная деградация Компсонов, полное
падение моральных устоев приводит к
окончательному краху одну из самых знатных
и гордых семей американского Юга.
В части первой романа «7 апреля 1928
года» представлен внутренний монолог
Бенджи Компсона, 33 лет, лишенного рассудка,
монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли
Бенджи путаются, прыгают, перенося нас из
настоящего в прошлое, потом опять в
настоящее. Однако по отдельным ярким
эпизодам, вспыхивающим в больном
воображении Бенджи, можно представить
картину жизни Компсонов. Компсоны, как и
Сарторисы, старинная южная семья, но
обедневшая, потерявшая все достояние,
деградирующая не только экономически, но и
физически, и морально. Постепенно
вырисовываются портреты членов этой семьи.
Это отец Компсон, умный, скептического
склада человек, не совсем здоровый, имеющий
определенное мнение о времени, истории,
человеке, обществе. Автор с симпатией
относится к нему. Его жена, вечно ноющая,
считающая себя больной, но в
действительности здоровая, малоприятная
женщина. Ее родной брат Мори, живущий у
Компсонов, бездельник и пьяница. Дети
Компсонов-храбрый, эмоциональный Квентин,
ябедник и трусишка Джейсон, ненормальный
Бенджи и их сестра Кедди-центральный
связующий образ романа. История семьи,
судьбы ее членов оказываются в
определенной связи с ее судьбой. Бенджи
Компсон все слышит, видит, понимает. И его
воспоминания о семье Компсонов носят в
целом связный характер, хотя и затруднены
смещением времен, вставными репликами
других персонажей. Кэдди хорошо относится к
Бенджи, жалеет его. И Бенджи платит ей
беззаветной любовью. Фолкнер использует
здесь особый прием, который позволяет ему
выявить своеобразие характеров
действующих лиц, особенности их поведения.
Когда Кэдди гуляет с Бенджи, заступается за
него, она «пахнет деревьями». Когда же она
начинает вести себя иначе, она «не пахнет
деревьями». Также отец Компсон и Квентин,
симпатичные Бенджи,- они «пахнут дождем».
Бенджи-выражение природного, естественного
начала, по отношению к которому выявляют
свою человечность, гуманизм другие
персонажи книги.
Вторая часть «2 июня 1910 года»-это
внутренний монолог Квентина Компсона,
студента Гарвардского университета,
продолжающего рассказ о Компсонах, но по-своему,
со своей точки зрения. Чтобы Квентин мог
учиться в университете, Компсоны продали
луг, примыкающий к их дому, одно из
последних достояний семьи. По-прежнему
важную роль в этой части играет Кэдди,
вокруг которой концентрируется действие.
Квентин мучительно переживает
нравственное падение Кэдди, которая
ожидает ребенка от некоего Долтона Эймса.
Чтобы скрыть позор, Компсоны срочно увозят
Кэдди из Джефферсона и выдают замуж за
Герберта Хэда, бросающего ее, когда он
узнает, что она беременна. Квентин не в
силах перенести позор сестры. Он решил
покончить жизнь самоубийством.
Относительно мотивов поведения Квентина
существуют разные мнения. Некоторые
критики, особенно американские, делают упор
на противоестественной страсти Квентина к
Кэдди. На самом деле дело обстоит гораздо
сложнее. Для Квентина Кэдди олицетворяет
собой счастливое прошлое, исчезнувшее,
разрушившееся под воздействием нового
времени . Прошлое и настоящее, как и в «Сарторисе»,
одна из центральных проблем в «Шуме и
ярости». Квентин Компсон и его отец
особенно остро ощущают ее. Они понимают, что
их славное прошлое безвозвратно ушло и
никогда не вернется. Понимает это и Фолкнер.
Поэтому он и высказывает устами отца
Компсона скептические и пессимистические
афоризмы: «Ни одна битва не приводит к
победе,-говорит он.-Битв даже не существует.
Поле боя лишь раскрывает человеку глубину
его заблуждений и его отчаяния, а победа -
это только иллюзия, порождение философов и
глупцов». Квентин же, разделяющий мысли
отца, не столько говорит, сколько действует.
Он, как и Бенджи, пытается удержать Кэдди в
семье. Бенджи плачет, когда Кэдди заявляет,
что убежит из дома: «Кэдди подошла,
коснулась его: «Не плачь. Я не стану убегать.
Не плачь!» Замолчал...» А Квентин, узнав о
беременности Кэдди, решает принять вину на
себя, принять страшное обвинение в
кровосмешении. Он не хочет, чтобы она
уходила из семьи, потому что с ней он, как и
Бенджи, чувствует себя счастливым. Отсюда
та лютая ненависть, которую он питает к
Долтону Эймсу, Герберту Хэду. Они
похитители того, что для него является
самым дорогим на земле. Квентин усваивает
спорный афоризм отца, что «человек-это
совокупность его бед», что, когда
перестаешь считать беды, бедой становится
само время. Поэтому, решившись на
самоубийство, Квентин разбивает часы,
подарок отца. Он не хочет жить в этом
современном времени, где ему все чуждо и
враждебно, где нет Кэдди. «Кэдди, как ты
можешь за этого прохвоста? Подумай о Бенджи,
о папе, не обо мне»,-говорит ей Квентин.
Кэдди отвечает: «Но теперь говорю тебе и
знаю, что мертва...», т. е. все былое, прошлое,
что олицетворяла собой Кэдди, умерло,
исчезло, больше не существует. Квентин, как
Бенджи и Кэдди, фигура многозначная, образ
не только живого человека, но и образ-символ,
символ обреченности, гибели Компсонов. Об
обреченности Компсонов говорит и название
романа-слова Макбета из трагедии Шекспира:
Жизнь человека - тень ходячая,
актер на час, Изображающий гордыню и
страданья, Рассказанная полоумным повесть -
Она шумна и яростна и ничего не значит.
Компсоны не могут остановить ход
времени, они обречены, и гибель их
запечатлена художником-реалистом в таких
же сложных и трудных формах, какой являлась
для писателя их подлинная жизнь.
Часть третья «6 апреля 1928 года»
возвращает нас в современность. Здесь
главным персонажем выступает Джейсон
Комисон, брат Бенджи, Квентина и Кэдди. В
серии фолкнеровских образов Джейсон-новое
лицо. Он олицетворяет собой современный
буржуазный порядок, пришедший на смену
патриархальному прошлому американского
Юга. Джейсон эгоистичен, вульгарен, груб,
низок и подл, он лишен человечности. Джейсон
присваивает деньг», присылаемые Кэдди на
содержание дочери Квентины, стремится
отправить Бенджи в приют для умалишенных.
Фолкнер признавался, что Джейсон для него «самый
отвратительный характер». В этой части
писатель также использует прием
внутреннего монолога, в роли рассказчика
выступает Джейсон, события, падение дома
Компсонов изображаются с его точки зрения.
Последняя, четвертая часть «8
апреля 1928 года» написана от лица автора.
Фолкнер расширяет круг действующих лиц:
главную роль играют слуги-негры, живущие в
доме Компсонов, наблюдающие и
комментирующие происходящие события как бы
со стороны.
Гуманизм Фолкнера поднимается в
этой части до больших высот. Негритянка
Дилси, воспитавшая всех детей Компсонов,
изображается как Человек с большой буквы,
вобравший в себя лучшие человеческие
качества: она справедлива, добра, человечна.
Это она заботится о несчастном Бенджи, она
находит в себе решимость возражать
Джейсону-главе семьи и указывать на низость
его поведения.
Четвертая часть написана ясно, не
усложнена, как первая и вторая. Но роман
нужно рассматривать как единое целое, где
каждая часть имеет свое назначение.
Безусловно, «Шум и ярость» одна из
сложнейших книг Фолкнера.
Хотя Фолкнер использует здесь «поток
сознания», «Шум и ярость»-произведение
реалистическое. Писатель вводит вставные
новеллы, авторский комментарий, пользуется
этими приемами для того, чтобы создать
глубокие характеры, психологически
мотивировать поступки и действия
персонажей, чтобы передать всю сложность
жизни своих героев, те важные перемены,
которые происходили на американском Юге
после гражданской войны.
|