On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Решение проблем прав человека в России

С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема прав человека и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права человека. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (Ч.1 ст.17) . Все права и свободы человека и гражданина об'являются непосредственно действующими (ст.18) [там же,с.9], т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Как определяет С.С.Алексеев в книге "Государство и право": "Правосознание - это отношение людей к праву ... Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве (праве выраженном в законах - авт.), о том, на- сколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям иидеалам. Правовая культура - это общее состояние законодательства, ра- боты суда, других правоохранительных органов, правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосудия, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. ... стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации". Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства. Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита прав человека - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества . Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государства, способность использовать имеющиеся государственные механизмы для защиты своих законных прав и интересов - вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовое воспитание и правовая информированность населения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности. Более детально в этой связи, по нашему мнению, следует остановиться на указанном в классификации прав человека праве на образование, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка , так как уважение прав человека начинается, несомненно, с отношения общества к своим детям. Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод, равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы, учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода , нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений . Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом ООН по правам человека. Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с многими другими действующими международными документами, в том числе и Декларацией прав ребенка 1959 г. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках международного документа), необходимо отметить обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосударственную практику усыновления (статья 21),положение детей в вооруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов(ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов [8,с.99-112]. Особо следует остановиться, как нам представляется, на проблеме образования, также затронутой в Конвенции. Эта проблема стала предметом рассмотрения двух (27 и 28) важнейших статей документа, значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции "Образование для всех" (5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Тайланд) . Начальное образование должно быть одинаково обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Подчеркивается необходимость создания равных образовательных возможностей для девочек и мальчиков. Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила этого международного документа в его гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предполагающие свои пути решения общих для всех детей проблем. В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали говорит о том, что "полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения" . Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО),так или иначе занимающихся проблемами прав человека. Деятельность МНПО в области прав человека различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека.

Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем, что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах прав человека .Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи прав человека и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений.

Назад       Главная       Вперёд