С учетом внутренних условий и
возможностей решается проблема прав
человека и в нашем государстве. Новая
Конституция Российской Федерации 1993 г.
исходит из того, что соблюдение прав и
свобод, чести и достоинства - главная
обязанность государства. В первой статье
Конституции Российская Федерация
провозглашается правовым государством . В
основном законе закреплены не только идеи,
но и принципы, присущие правовому
государству, о которых говорилось выше. В
главе 2 Конституции РФ устанавливаются
основные права человека. Здесь
подтверждается, что Российская Федерация
признает и гарантирует права и свободы
согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права (Ч.1 ст.17) . Все права и
свободы человека и гражданина об'являются
непосредственно действующими (ст.18) [там же,с.9],
т.е. все законы и вся деятельность
государственных органов и органов местного
самоуправления должны обеспечивать и
защищать их. Конечно, законодательного
закрепления положений, составляющих основу
правового государства, еще недостаточно
для его фактического построения.
Необходимо, в том числе, преодолеть многие
пробелы в правовом сознании и культуре
российских граждан. Как определяет С.С.Алексеев
в книге "Государство и право": "Правосознание
- это отношение людей к праву ... Ключевой
пункт правосознания - осознание людьми
ценностей естественного права, прав и
свобод человека и одновременно
представления о действующем позитивном
праве (праве выраженном в законах - авт.), о
том, на- сколько оно соответствует
естественному праву, правовым ценностям
иидеалам. Правовая культура - это общее
состояние законодательства, ра- боты суда,
других правоохранительных органов,
правосознание всего населения страны,
выражающее уровень развития права и
правосудия, их место в жизни общества,
усвоение правовых ценностей, их реализацию
на практике, осуществление требования
верховенства права. Одним из показателей
правовой культуры является правовая
воспитанность каждого человека, т.е. ...
стремление в любом деле утвердить правовые
начала как высшие ценности цивилизации".
Для любого гражданина страны со
сложившимися демократическими традициями
сам термин "права человека" понятен,
поскольку выросли поколения людей, образ
жизни которых впитал в себя принцип
уважения прав других людей. В нашем
государстве население воспитано на
догматическом, пренебрежительном и
поверхностном отношении к правам человека.
Дефицит правовой культуры ощущается
повсеместно. В деле формирования правовой
культуры нашего общества необходимо
использовать накопленный человечеством
опыт взаимоотношений личности и
государства. Признание у нас приоритета
общечеловеческих ценностей,
демократизация и гуманизация общественных
процессов поставили на повестку дня вопрос
о новых подходах в работе по формированию
правовой культуры граждан. Очевидно, что
прежние подходы, связанные с воспитанием
законопослушных членов общества, явно
недостаточны для создания
демократического правового государства.
Закрепление прав человека и основных
свобод как одной из основ современного
государственного строя предполагает
многообразие и свободный выбор взглядов,
жизни и деятельности личности,
ограниченный только одним условием:
запретом действий, разрушающих личные
права других людей. Уважение и защита прав
человека - это фундамент, на котором
строится демократизм государственной
власти, политическая структура
человеческой свободы. Свобода человека,
оберегаемая государством, порождает волю и
способность к экономическому и социальному
прогрессу, который, в свою очередь,
обеспечивает подлинный мир и расцвет всего
человечества . Знание своих прав и
обязанностей, умение их активно отстаивать
и защищать, четкое представление о месте
человека в государственной структуре,
понимание взаимной ответственности
личности и государства, способность
использовать имеющиеся государственные
механизмы для защиты своих законных прав и
интересов - вот что в настоящее время должно
быть включено в характеристику правовой
культуры каждого человека. Правовое
воспитание и правовая информированность
населения призваны повысить
компетентность граждан и должностных лиц,
сформировать новый тип правового мышления
личности как необходимое условие ее
жизнедеятельности. Более детально в этой
связи, по нашему мнению, следует остановиться
на указанном в классификации прав человека
праве на образование, а также рассмотреть
принятую в 1989 году Конвенцию о правах
ребенка , так как уважение прав человека
начинается, несомненно, с отношения
общества к своим детям. Половину населения
мира сегодня составляют дети. Им предстоит
продолжать созидание справедливого и
гуманного социального мирового порядка.
Демократическое общество заботится об
обеспечении свобод, равенства для
подрастающего поколения, создает условия,
при которых дети смогут в полной мере
раскрыть свои способности и заложить
основы для полноценной и плодотворной
жизни в последующие годы. Конвенция о
правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна
для народов всех регионов мира. В документе
установлены общие нормы, учтены различные
культурные, социальные, экономические и
политические реалии отдельных государств.
И на основе этих общих для всех правовых
норм каждое конкретное государство может
выбирать свои собственные национальные
средства для воплощения их в жизнь.
Основная цель Конвенции состоит в
максимальной защите интересов ребенка.
Охватывая весь комплекс прав человека,
Конвенция признает, что осуществление
одного права неотделимо от осуществления
других. Конвенция состоит из пятидесяти
четырех статей, детализирующих
индивидуальные права каждого человека в
возрасте до восемнадцати лет на полное
развитие своих возможностей в условиях,
свободных от голода , нужды, жестокости,
эксплуатации и других форм злоупотреблений
. Конвенция, ставшая результатом десяти лет
переговоров, вступила в силу 2 сентября 1990 г.,
после ратификации документа тем или иным
государством Конвенция приобретает на его
территории статус закона, контроль за
соблюдением которого осуществляется
Комитетом ООН по правам человека. Конвенция
о правах ребенка делает шаг вперед по
сравнению с многими другими действующими
международными документами, в том числе и
Декларацией прав ребенка 1959 г. Она
увязывает права ребенка с правами и
обязанностями родителей и других лиц,
несущих ответственность за жизнь детей, их
развитие и защиту, и предоставляет ребенку
право на участие в принятии решений,
затрагивающих его настоящее и будущее. В
числе наиболее остро стоящих проблем,
рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие,
которые впервые подняты в рамках
международного документа), необходимо
отметить обязательства по отношению к
детям, живущим в наиболее неблагоприятных
условиях (статья 22),защиту от сексуальной и
других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию
(статья 33), детскую преступность (статья 40),
межгосударственную практику усыновления (статья
21),положение детей в вооруженных конфликтах
(статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов(ст.
23), а также дети меньшинств и коренных
народов [8,с.99-112]. Особо следует остановиться,
как нам представляется, на проблеме
образования, также затронутой в Конвенции.
Эта проблема стала предметом рассмотрения
двух (27 и 28) важнейших статей документа,
значимость которых вновь подчеркивалась на
Всемирной конференции "Образование для
всех" (5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Тайланд) .
Начальное образование должно быть
одинаково обязательным, бесплатным и
доступным каждому и направленным на
развитие личности ребенка, его дарований и
природных способностей в условиях
соответствующего уважения национальной
самобытности, языка и традиционных
ценностей. Подчеркивается необходимость
создания равных образовательных
возможностей для девочек и мальчиков.
Говоря о значении Конвенции о правах
ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила
этого международного документа в его
гибкости, способности сохранять свою
действенность, несмотря на широкое
разнообразие подходов государств к решению
общих задач. Не оставляя в стороне наиболее
деликатные сферы жизни, Конвенция
ориентируется на различные культурные,
религиозные и иные ценностные системы,
предполагающие свои пути решения общих для
всех детей проблем. В одном из своих
выступлений Генеральный секретарь ООН
Бутрос Гали говорит о том, что "полное
уважение достоинства человека означает не
только избавление от пыток, но и избавление
от голодной смерти. Оно означает свободу
участия в голосовании так же, как и право на
образование. Оно означает свободу
убеждений так же, как и право на здоровье.
Оно означает право пользоваться всеми
правами без дискриминации. И для этого
подлинного развития необходимы прочная
база демократии и участие населения" .
Реализации этих целей должна
способствовать упорная и кропотливая
работа ООН, направленная на развитие
демократии, ориентированная на защиту
интересов народов. Надо отметить в этой
связи, что в последнее время значительно
возросла роль неправительственных
организаций (МНПО),так или иначе
занимающихся проблемами прав человека.
Деятельность МНПО в области прав человека
различна. Они контролируют соблюдение
международных соглашений, оказывают помощь
(финансовую, медицинскую,
продовольственную) жертвам репрессий и их
семьям, мобилизуют мировое общественное
мнение в пользу повсеместного уважения
прав человека, проводят семинары и
конференции по правам человека.
Несомненно, вызывает оптимизм тот факт,
что во многих странах в том числе и в
Российской Федерации, предприняты
серьезные усилия для создания более
представительных политических систем, что
средства массовой информации все в большей
степени приобретают глобальный характер,
увеличивая тем самым повсеместную
осведомленность населения в вопросах прав
человека .Все это открывает широкие
перспективы и возможности для
распространения идеи прав человека и в
сфере воспитания на всех уровнях
образовательных учреждений.
|