On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Права человека в системе общечеловеческих ценностей

Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С. Зивс был в вправе написать, что проблема прав человека играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной . В то время как Запад рассматривал проблему прав человека как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности . К тому же в рамках дискуссий по проблеме прав человека бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно пред'явить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству. Среди прочих категорий прав человека эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир. Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:

- противопоставление экономических и социальных прав политическим и гражданским;

- взаимоотношения между правами человека и государством;

- международный мониторинг и контроль за соблюдением национальных прав человека .

Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса .Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав.

Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них . Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей. В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования об'екта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда .

На протяжении всей своей истории человечество создавало целые своды законов для руководства социальным поведением людей, для наказания преступных действий и поощрения поступков, соответствующих правовым нормам. Человеческие права обеспечивают каждому максимальную свободу его индивидуальности внутри собственного народа, защищают его жизнь и достоинство от всякого посягательства извне. По мнению известного мыслителя, протестантского теолога Альберта Швейцера (1875-1965), было бы неразумно пытаться отрицать связь, которая существует между правом и мировоззрением. Мировоззрение - зародыш всех идей и убеждений, которые определяют образ действий личности и общества. Представляется важным, что права человека, в отличие от нравственности, не дает оценку интересам личности, а защищает, отстаивает и разграничивает эти интересы.

Нравственная обязанность может быть преподана только в качестве совета; юридические же обязанности предписываются человеку велением, "несоблюдение которого влечет за собой наказание".Резкое разграничение права и нравственности приводит к тому, что право остается индифферентным к вопросам нравственности, размежевывая внешнюю свободу людей, совершенно не касаясь того, как они воспользуются свободой: согласно нравственным требованиям или нет. Нравственные воззрения и установки личности всегда более или менее суб'ективны, но вместе с тем, они касаются самых интимных, сокровенных сторон личной жизни человека. Именно поэтому это учение как реакция против чрезмерного стеснения личности, ее личной свободы государственным вмешательством, оказало важное значение в развитии права и нравственности. Необходимо отыскать в праве такой элемент, который совсем несвязан с нравственностью, лишен этического значения. Это достигается через определение права как охранного или защищенного интереса. Таким образом, можно согласиться с В.Соловьевым в том, что право является нормой интересов, подлежащих охранению. Разграничение интересов не может не считаться с их нравственной оценкой, в то же время такое разграничение не может быть основано только на отрицании чужих интересов, воли, поступков, ибо естественное состояние людей - не находиться в обособленном состоянии. В силу сказанного, право не ограничивает своих определений только одной внешней стороной человеческих действий, а всегда более или менее принимает во внимание и их внутренние стимулы .

Права человека представляет собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека - это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманность.

Назад       Главная       Вперёд