(1826 — 1889)
«История одного города» - одно из
крупных художест -венных произведений
Салтыкова-Щедрина.
В 1868 г. Салтыков был отстранен за
свои демократические убеждения от
государственной службы; он полностью
отдается творческой деятельности, активно
сотрудничает в журнале Некрасова «Отечественные
записки», где в 1869 - 1870 гг. и публикуется
впервые «История одного города».
Произведение было подготовлено
всем предшествующим творчеством Салтыкова
(циклом очерков о «Глупове» и «глуповцах», «Помпадурами
и помпадуршами». «Письмами о провинции»).
Оно вобрало в себя и тот огромный запас
жизненных наблюдений и фактов, который
накопилписатсль, находясь долгие годы на
административной (при этом дважды в
должности вице-губернатора) службе.
Салтыков в «Истории одного
города» обращается к характерной для его
творчества форме хроники. Он воссоздает
историю города Глупова, начиная с 1731 по 1826
гг. При этом писатель выдает себя только за
издателя якобы обнаруженной им летописи,
веденной в разное время четырьмя
летописцами этого города. Мистификация (города
Глупова на карте России небыло: летопись -
продукт фантазии автора) соответствовала
художественным и идейным стремлениям
Салтыкова. Она позволяла обойти цензуру,
заинтриговать читателя, вызвать его
доверие и главное, - под видом критики
прошлого создать сатиру на современность.
Глупов - городе фантастической (временами
забавной) историей. Он вырос то ли на «горах»,
то ли на «болотине», граничит с Византией,
претендует на славу Древнего Рима.
Управляют им приводимые к власти «вышним
начальством» градоначальники -
ограниченные, жестокие, порочные и т.п.
натуры. «Глуновцы», всвоюочсрсдь,
начальстволюбивы, невежественны и покорны.
В изображении Салтыкова даже эта
примитивная, полная несуразностей история
интересна. Она читается как «сказание» о
каком-то историческом казусе, причудливом,
необыкновенном явлении. Но при
внимательном чтении становится ясным, что с
этой историей сочетаются размышления
писателя над русской историей в целом, над
взаимоотношениями власти и народа в ней.
Эта основная идейно-тематическая
проблема поставлена и ее решение намечено п
самом начале произведения (глава «Окорени
происхождения глуповцев»).
ПомнениюСалтыкова. «трагическая истина
русской жизни» заключается в том, что в ней
одновременно действуют две «неразумные
силы истории»: деспотическая власть и
терпеливо выносящий свою судьбу темный
народ.
История Глупова началась с того.
как его обыватели. уставшие от взаимных «надругательств
и разорений», приглашают на правление
безымянного «князя». Последний «прибыл
собственною персоною в Глупов и возопи: «ЗапорюГ’
Так было положено начало традиции в
управлении этим городом. Градоначальники «секутобывателей»,при
необходимости усмирения «палят из пушек»
по ним. Угрозы, сечение, солдаты и т.п. -
основные методы управления народом. Они.
несмотря на возникающий иногда глуповский
либерализм, развиваются и совершенствуются.
Не случайно в конце произведения возникает
проект «идеального» города (своего рода
острога), в котором, по замыслу Угрюм -
Бурчеева, удается подавить всех, «упразднить
естество», то есть элементарные признаки
свободной жизни.
Глуновцы представлены
Салтыковым как пассивная, бессознательная
масса, которая приспосабливается, боится и
уважает начальников, может быть столь же
жестокой, как и они. Глуповцы иногда
протестовали, но - «стоя на коленях». «Энергии
действия они с большою находчивостью»
противопоставляли «энергию бездействия» (глава
«Войны за просвещение»). Лишь в самом конце
произведения намечается просвет в темном
сознании глуповцев. «Они взглянули друг на
друга - и вдруг устыдились. Они не понимали,
что именно произошло вокруг них... Была ли у
них история, были ли в этой истории моменты,
когда они имели возможность проявить свою
самостоятельность? - ничего они но пони -
мали».
Салтыков отрицал нередко
звучавшие в критике обвинения в глумлении
над народом. С его точки зрения, необходимо
«отличать народ исторический, то есть
действующий на поприще истории, от народа,
как воплотителя идеи демокра - тизма». В его
же произведении, угверждал писатель, речь
идет о «народе историческом», пока еще
покорном власти и «ударам судьбы».
Салтыков создал историческое по
форме, но обращенное в первую очередь к
современности произведение. «Историческая
форма рассказа, - говорил он в одном из своих
писем, - была для меня удобна потому, что
позволяла мне свободнее обращаться к
известным явлениям жизни».
«История одного города» была
задумана Салтыковым как двуплановое, «аллегорическое»
произведение. С одной стороны, в нем речь
идет о конкретном (хотя и придуманном самим
писателем) городе, с его сказочной, «колоритной»
историей. С другой - герои Глупова и все, что
случилось с этим городом, часто напоминают
читателям страницы подлинной истории
страны. Так, список последовательно
находившихся у власти в Глупове
градоначальников включает 22 имени. В
России с момента введения титула «царя» (1547
год) и до времени выхода в свет «Истории
одного города» сменилось тоже 22 правителя.
Было время в истории Глупова, когда «бразды
правления» находились в руках сменявших
друг друга шести градоначальниц. Подобное
наблюдалось и в истории России после смерти
Петра 1, когда определенное время высшая
власть принадлежала прей му-щественно
женщинам. Салтыков приводит аналогии между
«образцовым городом» Угрюм-Бурчеева и
военными поселениями Аракчеева, между
грубыми, но «эффективными» методами
управления в Глупове и палочной
дисциплиной, которую насаждал в России
Николай 1. Многочисленны и другие параллели,
аналогии и намеки. Они позволяют Салтыкову
убедить читателя в том, что жизнь Глупова -
это общий для государства, сохраняющий и в
современности свою силу «порядок вещей».
«История одного города» - сатира.
В соответствии со спецификой сатиры
Салтыков, изображая существующие в
реальной жизни общественные и человеческие
пороки, сильно их преувеличивает, доводигдо
карикатуры, чтобы зло надсмеяться над ними .
Одним из ярких примеров
сатирического мастерства Салтыкова
является образ градоначальника Угрюм-Бурчеева.
В нем писатель воплотил типичную для
деспотического государства черту -
стремление унифицировать людей,
общественную жизнь, превратить человека в
рядовой винтик системы. Но, попав под
увеличительное стекло писателя, она
доводится до логического конца и
демонстрирует свою абсурдность. Вот какими
представляются Угрюм- Бурчееву будущий (построенный
на месте разрушенного Глупова) «образцовый»
город и жизнь в ном: «Посредине - площадь, от
которой радиусами разбегаются во все
стороны улицы, или, как он мысленно называл
их, роты. По мере удаления от центра, роты
пересекаются бульварами, которые в двух
местах опоясывают город и в то же время
представляют защиту от внешних врагов.
Затем форштадт, земляной вал- и темная
занавесь, то есть конец свечу. Ни реки, ни
ручья, ни оврага, ни пригорка... В каждом доме
находится по экземпляру каждого полезного
животного мужеского и женского пола,
которые обязаны, во-первых, - размножаться...
Работы производятся по команде. Обыватели
разом нагибаются и выпрямляются; сверкают
лезвия кос, взмахивают грабли, стучат
заступы, сохи бороздят землю, - все по
команде... Около каждого рабочего взвода
мерным шагом ходит солдат с ружьем, и через
каждые пять минут стреляет в солнце».
К сатире обращается Салтыков при
изображении и других исторических и
современных ему сторон государственной и
общественной жизни. Так, глава «Войны за
просвещение» повествует о том, как
градоначальник Бородавкин провел целых 4
таких войны (за внедрение горчицы,
устройство каменных фундаментов под домами,
разведение персидской ромашки и, наконец, в
связи со слухами об учреждении в Глунове
академии). Завершились эти войны началом
новых, но теперь ужо против просвещения.
Действия Бородавкина бессмысленны,
абсурдны, но они имеют совершенно реальные
соответствия, параллели в государственной
политике XVIII - XIX вв. Сказанное относится и к
образу градоначальника Беневоленского, «друга
и товарища Сперанского по семинарии».
Боново- ленский решает прославиться
законодательной деятельностью. Но принципы,
на которые 6н при том опирается, совершенно
противоноложны закону как таковому: «Всякий
человек да имеет сердце сокрушенно»; «Всяка
душа да трепещет»; «Всякий сверчок да
познает соответствующий званию его шесток».
Поэтому Беневоленскому никак не удается
создать задуманный им проект конституции. «Всего
более его смущало то, - пишет Салтыков, - что
он не мог дать достаточно твердого
определения слову «права». Слово «обязанности»
он сознавал очень ясно, так что мог об этом
предмете исписать целые дести бумаги, но «права»
- что такое «права»?» Лучшее, что в области
законодательства сделал Беневоленский -
это «Устав о добропорядочном пирогов
печении». Образ Беневоленско) о отражал
определенную историческую эпоху: в начале
царствования Александра 1 были
предприняты оказавшиеся безуспешными
попытки создать новые, ^олес гуманные
законы, обсуждалась возможность принятия
конституции. Одновременно этот образ
является пародией на ограниченных,
приносящих скорее вред, чем пользу,
законодателей вообще.
Произведение Салтыкова
отличается разнообразием и свободой
художественных форм. В нем нет сюжетной
линии в общепринятом смысле слова, нет
центрального героя, вокруг которого
стягивались бы события. Хотя по форме это и
хроника, писатель воспроизводит лишь
отдельные этапы в истории Глупова и «биографии
только замечательнейших градоначальников»;
он часто отступает от хронологического
принципа в повествовании. Особую роль в
построении произведения, его образов
играют воображение автора, фантастика,
которые доходят подчас до невероятностей.
По словам Тургенева, «История одного города»
-это «странная и замечательная книга,
представляющая, по необходимости в
аллегорической форме, увы1 слишком верную
картину русской истории».
Сатирическое в «Истории одного
города» художественно воплощается в
различных. очень часто неожиданных формах.
Салтыков- мастер гротеска, то есть
причудливого сочетания реального и
фантастического в образе. Гротеск присущ
произведению в целом, его отдельным образам,
событиям, которые в нем описаны. Но особенно
ярко он выступает в образе градоначальника
Брудастого. У этого администратора на месте
головы находился органчик,
запрограммированный и поставленный высшим
начальством. Органчик был способен
издавать лишь две угрожающие фразы,
обращенные к гражданам: «Не потерплю)
Разорю)» Однако, создавая и этот по-своему
невероятный образ, Салтыков остается на
почве реальности: Брудастый - элемент-
государственной машины, человек-автомат,
жестоко и слепо исполняющий порученные ему
функции.
Чтобы подчеркнуть алогизм
происходящего, удивить читателя и просто
внести юмористическую струю в сатиру,
Салтыков нередко обращается и к фантастике.
Один из градоначальников, по свидетельству
историков, летал; другой «кичился тем, что
происходит по прямой линии от Ивана
Великого (известная в Москве колокольня)»;
две самозванки - градоначальницы,
посаженные в одну клетку, съели друг друга;
Фердыщенко ведет войну, командуя ожившими
оловянными солдатиками и т.п.
Очень своеобразны слог и язык
Салтыкова. Каждый персонаж «Истории одного
города» говорит языком, соответствующим
его характеру. В своем повествовании Салтыков
сочетает различные языковые пласты,
начиная от иронического подражания языку
летописей и исторических трудов и кончая
жаргонной речью. В языковом арсенале
писателя и традиционный приемы: «говорящие»
имена и фамилии («Глупов», Негодяев.
Грустилов и т.п.), «эзопов язык» как способ
шифровки свободной мысли и др.
«История одного города»
оказалась этапным в творчестве Салтыкова
произведением, В нем и в последовавших за
ним романах «Господа Головлевы», «Современная
идиллия», в цикле сказок художественное,
сатирическое мастерство писателя
достигает своей вершины. Произведение
Салтыкова воздействовало и на последующий
ход русской литературы. Его влияние
заметно, к примеру, в романах А. Белого («Петербург»),
Е. Замятина («Мы), произведениях А. Платонова.
На последнем этапе своего
творческого нуги Салтыков создает целый
ряд (более 30) замечательных сказок. Они были
написаны в основном в 1883 - 1886 гг.
Известно, что сказка -
излюбленный жанр устного народного
творчества. Она имеет вымышленный сюжет и
воспринимается слушателями как игра
фантазии. Вто’же время сказка отражает
действительность, но нс пряма) а через
поэтический вымысел, через аллегорические
образы и условные ситуации. Сказка нередко
встречается и в творчестве писателей (например,
Пушкина, Л. Толстого, Горького в русской,
Гофмана, Андерсена в зарубежной
литературах). При этом традиционные для
народных сказок формы и содержание, как
правило, творчески перерабатываются
писателями.
Обращение к сказке было
естественным для Салтыкова явлением.
Сказочными элементами (фантастикой,
гиперболой, условностью и т.п.) пронизано
все его творчество (они обильно
представлены, в частности, в «Истории
одного города», рассмотренной выше). Сказка
отвечала и желанию писателя быть
прочитанным, понятым народом, как можно
большим числом читателей. Свои сказки он не
случайно печатал в широко
распространявшихся журналах и газетах.
Темы, которые Салтыков
разрабатывает всказках, характерны для
него и уже встречались в предшествующем его
творчестве. Это деспотическая власть («Медведь
на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о
том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик»), страх как
основе» рабской психологии («Премудрый
пескарь»), пустая мечта («Карась-идеалист),
каторжный труд («Коняга») и др. При этом
основные темы сказок часто осложняются
дополнительными. Объединяющим же началом
всей тематики сказок Сал1ыкова выступает
жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью
господствующих сословий,
Сказки «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил» (1869), «Дикий
помещик» (1869), «Медведь на воеводстве» (1884),дают
интересный и разнообразный материал для
суждений о художественном методе и идейных
позициях писателя.
В этих произведениях Салтыков
умело сочетает традиционно для народных
сказок формы с собственными
художественными приемами.
Что же их сближаете народными
сказками? Это; типичные сказочные зачины ^»Жили
да были два генерала...», «В некотором
царство, и некотором государство жил-был
помещик...»); присказки («по щучьему велению,
по. моему хотению», «ни в сказке сказать, ни
пером описать», «долго ли, коротко ли»);
характерные для народной речи обороты («думал-думал»,
«сказано-сделано»); приближенные к:
народному языку синтаксис, лексика,
орфоэпия. В сказках Салтыкова, как и в
народных, чудесное происшествие завязывает
сюжет: два петербургских генерала «вдруг
оказались на необитаемом острове»: по
милости божьей в одночасье «не стало мужика
на всем пространстве владений глупого
помещика». Так неожиданно, необыкновенным
образом возникают типичные сказочные
ситуации, которые в дальнейшем
повествовании находят свое разрешение.
Народной традиции следует Салтыков и в
своих сказках о животных, когда в
аллегорической (иносказательной) форме
высмеивает недостатки общества.
Однако и форма, и содержание
сказок Салтыкова никак не замыкаются на
фольклорных схемах, в них много
оригинального. Они не выдержаны до конца в
вымышлен ном, сказочном только ключе.
Писатель сознательно переплетает в них
фантастическое с- реальным и даже
исторически достоверным. Так, в сказке «Медведь
на воеводстве», где в роли действующих лиц
представлены звери, вдруг появляется образ
Магницкого, известного в русской истории
реакционера. Из этой «вставки» читатель
узнает, что еще до начала правления
Топтыгиных в лесной чащобе были уничтожены
Магницким все типографии, студенты отданы в
солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий
помещик» речь идет о том, как постепенно
глупеет и деградирует со герой, даже
превращается в животное. Фантастическое
бэтой сказке, невероятная история се героя
во многом объясняются тем, что последний
постоянно читал газету «Весть» (которая
издавалась на самом деле) и следовал ее
советам.
Отмеченные выше и другие формы
нерсплетсния фантастического с реальным
характерны для творческой манеры Салтыкова.
Они приводят к тому, что писатель и
Соблюдает формы народной сказки, и
одновременно сознательно разрушает их.
Если волшебное в народной сказке
полноправно (создаст свой особый мир, це
похожий на реальный, уводит в него читателя),
то волшебное в сказках Салтыкова
объясняется реальным и читателю не удается
уйти от действительности, которая
постоянно чувствуется за образами зверей,
сказоччыми ситуациями, фантастическими
событиями. Когда Топтыгин 3 - и («Медведь на
воеводстве») прибыл в свою вотчину, то он
обнаружил там естественным образом
сложившийся порядок. «Порядок этот, конечно,
нельзя было назвать вполне «благополучным»,
но его оправдание было а том, что это был «исстари
заведенный порядок» («волки с зайцев шкуру
дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают»...).
Лес «и днем и ночью... гремел миллионами
голосов, из которых одни представляли
агонизирующий вопль, другие - победный клик».
Здесь, как и повсюду в сказках Салтыкова, за
условными образами явно просматривается
современная писателю и полная социального
зла жизнь.
Сказочные формы позволяли
Салтыкову по-новому представить близкие
ему идеи, показать и высмеять общественные
недостатки. Сказка допускает игру фантазии,
и, полагаясь на нес, писатель как бы
осуществляет художественные эксперименты.
Что станет с генералами, помещиками, если
не будет мужика, которого они теснят,
унижают, эксплуатируют? Что ожидает
общество, в котором злодеяние считается за
норму? Возможно ли такое оглупление,
одичание человека, когда он превращается в
животное? Вопросы эти (они содержатся в трех
сказках, о которых в основном идет речь)
своим предположительным характером
требуют необычной ситуации для своего
решения. Лучше всего они могли быть
рассмотрены в экспериментальных (сказочных)
условиях. Значение же их было большим: ставя
и разрешая их, Салтыков предупреждал
общество об ожидающих его болезнях.
И в сказках Салтыков сохранил
свойственную ему активную авторскую
позицию, хотя жанр сказки тяготеет к
спокойному, эпическому повествованию. Он
настолько свободен в своем воображении,
что нередко доходит до несообразностей (один
из генералов съедает орден другого; «дикий
помещик», как кошка, водил миг, способен
взобраться на вершину дерева, чтобы
выстеречь оттуда зайца и напасть на него...).
За сатирой и злым юмором писателя просматриваются
и трагические тенденции в его творчестве (раздумья
о покорности, нерешительности народа,
бессмысленности Современного общества).
Даже публицистические элементы ворочаются
в его сказках (нападки, колкости,
направленные против некоторых газет,
журналистов, писателей).
Сказки Салтыкова оказали большое
воздействие на современную писателю
общественную и культурную жизнь, на
дальнейший ход русской литературы; они
интересны и для читателя нашего времени.
Рекомендуемая литература
1. Б ушмии А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина.
Изд.2. - Л„ 1976.
2. Николаев Д.П. «История одного
города» М.Е. Салтыкова -Щедрина//Три шедевра
русской классики.- М., 1971.
|