Механизмы психологической
защиты весьма многообразны. Они изучались З.
Фрейдом, А. Фрейд, А. Адлером и многими
другими учеными. Среди главных механизмов
психологической защиты можно выделить
следующие: подавление, реактивное обучение,
отрицание и отвергание, вытеснение,
сублимация, проекция, рационализация и
прочие.
Цель данной курсовой работы
заключается в том, чтобы рассмотреть
некоторые виды психологической защиты, их
механизм, различные компенсаторные факторы.
Многие современные люди не могут
адаптироваться к окружающим их
обстоятельствам - их обычно называют
неприспособленными, или противоречивыми, -
или раздвоенными. Что происходит? Человека
раздирают противоречия между тем, каков он
на самом деле, и тем, каким он себе кажется.
Человек раздвоен между своими желаниями и
своими действиями. В восьми случаях из
десяти психолог констатирует, что его
пациент - неудачник, который не может
приспособиться к работе, к эпохе и к самому
себе из-за многочисленных внутренних
конфликтов.
Наша эпоха подавляет человека.
Угнетение и подавление - мощные силы,
вызывающие психические болезни. К
инстинктам принято относиться как к чему-то
грязному, особенно в сексуальной области.
Но нельзя забывать, что, несмотря ни на что,
инстинкты существуют. И если человек их
здраво воспринимает или освобождается от
их власти, то опасаться нечего. Однако часто
неверное представление о них приводит к
неприятным последствиям.
Многие хотят „достичь”. Чего
именно - они сами не знают. Знают только одно:
что хотят быть первыми. Первыми в чем?
Почему? Зачем? Неважно - они хотят быть
прежде всего первыми. Это происходит потому,
что они чувствуют себя неполноценными.
Вероятно, никогда чувство неполноценности
не было так сильно распространено, как
сейчас.
В нашу эпоху практически нет
людей, которых можно было бы назвать
осознанно живущими индивидуальностями.
Современный человек стремится достичь чего-либо
не потому, что у него есть на это причины или
сознательное и обдуманное решение, а
вследствие своей болезненной возбудимости.
Средства, которые он использует, часто
бывают очень грубыми. Все эти лозунги,
расклеенные на улицах, сообщения по радио,
иллюстрированные газеты и журналы,
выставленные в витринах, отучают человека
от осознанного восприятия. Причем такое
воздействие в большинстве случаев
происходит на эмоциональном и
подсознательном уровне. Тут есть от чего
прийти в ужас. Обилие всей этой информации
приводит человека в болезненное состояние.
Можно заметить, какое
относительно маленькое место занимает „добросовестное
человечество”. Если люди, живущие
осознанно, - остров, то те, кто живет
бессознательно, - целый океан. Мы также
видим, что многие болезни происходят в
результате конфликтов между осознанным и
бессознательным в людях. Одна из главных
задач психолога - помочь человеку осознать
себя. Можно утверждать, что первобытный
человек был более полноценным, чем любой
цивилизованный в настоящее время.
Человек должен обрести духовное
и физическое равновесие и приспособиться к
современным условиям жизни. Психология -
это школа, которая помогает освободиться от
власти инстинктов, оставив им ту роль,
которая отведена природой. Психология
помогает освободиться от ошибок воспитания
и неверного понимания религии. Психология
является также школой владения собой. Она
позволяет познать себя и объединить свой
духовный мир с материальным.
Совершенствоваться можно всю
жизнь, но для этого требуются определенные
условия. Необходимо, чтобы человек был
цельным, без комплексов, без преобладающего
чувства страха. Многие люди чувствуют, что
им чего-то не хватает, чтобы быть самим
собой. Исследование большого числа
психологических больных показало, что они
плохо управляют этим „чем-то”. Чтобы быть
индивидуальностью, необходима полная
гармония всего человеческого существа.
Гармония присуща собранному человеку, а
собранность порождается уравновешенностью.
Всякое психологическое заболевание
сокращает диапазон сознания, разделяет его
и мешает человеку быть гармоничным, то есть
соответствовать глубинным тенденциям
индивидуальности. Он не может действовать в
соответствии с обстоятельствами. Он
чувствует противоречие между тем, каким ему
хотелось бы быть, и тем, каков он есть, и это
вызывает у него страдания. Он не может быть
собранным, а без этого не может быть ни
любви, ни дружбы. Любовь заключается в том,
чтобы давать людям, а для этого надо чем-то
обладать. Для этого человек должен быть
уравновешенным и психологически сильным. У
неуравновешенного человека любовь
фальшивая, которая только получает и берет,
не давая ничего взамен. В результате
возникают стычки, ссоры и соперничество.
Часто это следствие плохого воспитания,
которое является одним из источников
болезней.
Воспитание ребенка играет
первостепенную роль в формировании
личности. Не надо забывать, что
первоначально воспитание состоит из выучки
и муштровки, с тем чтобы внушить ребенку
некоторые рефлексы. Часть из этих рефлексов
укореняется навсегда - хорошие они или
плохие. Для полноценного воспитания
требуется, чтобы все элемента были
полноценными. Но это, конечно, утопия. Если
даже воспитание родителей полноценно, оно
может не соответствовать внутреннему
темпераменту ребенка.
Воспитание ребенка всегда
является компромиссом. Воспитывать - это
значит не только сообщать ребенку знания,
но и (это особенно важно) формировать у него
состояние духа. Если состояние духа
родителей искажено, то появится „призма”,
которая будет деформировать видение ими
вещей, и это искаженное видение в девяти
случаях из десяти перейдет к воспитуемому.
Совершенное воспитание
основывается на уравновешенности
воспитателей. Конечно, это далеко не всегда
достижимо. Если у одного из родителей
расстроена психика (депрессии, страх,
слабость, тоска и т.д.), необходимо устранить
вредное влияние. В противном случае ребенок
будет искать средство сам обеспечить свою
безопасность и чем-то компенсировать свою
слабость.
Родители с сильными комплексами
думают, что они дают что-то ребенку, но на
самом деле они только сами получают. Такие
родители думают, что они расширяют поле
зрения ребенка, но на самом деле они только
сужают его. Родители должны иметь светлый
ум и жить в гармонии с собой - сначала для
себя, а потом уже для воспитания ребенка. Не
надо забывать, что воспитание - бесконечная
цепь, каждое звено которой должно быть
совершенным.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплексы и их понятия
2. Механизмы психологической защиты, зачем они нужны, их функции, особенности возникновения
3. Механизмы компенсации
4. Заключение
Список литературы
1. Андреева Г.М. Процессы
каузальной атрибуции в межличностном
восприятии. - Вопросы психологии, 1979, № 6.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н.,
Петровская Л.А. Современная социальная
психология на западе. М., 1997.
3. Бодалев А. А. Формирование
понятия о другом человеке как личности. М.,Поскриптум.,
1997.
4. Бозрикова Л., Семенов А. Антиподы
и их связь с поведением. - В кн.: Социальная
психология за рубежом. М.. 1974, вып. 1.
5. Веккер Л.М., Палей И.М. Информация
и энергия в психическом отражении. - Учен.
зап. ЛГУ, 1971, № 362.
6. Годфруа. Что такое психология. М.,Посткриптум.,
1998.
7. Дако П. Новое искусство жить. - М.:
Институт практической психологии.
8. Кузьмин Е.С. Основы социальной
психологии. Л., 1967.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность,
сознание, личность. М., 1976.
10. Палей И. М., Гербачевский В. К.
Проблемы личности в курсе общей
психологии. Л., 1989.
11. Психологическая теория
коллектива. М., 1979.
12. Сборник статей. Саморегуляция и
прогнозирование социального поведения
личности. С-Пбг., 1998.
13. Трусов В.П. Переоценка
альтернатив после выбора. - В кн.:
Психология групп и личности. Л., 1977.
14. Филонов Л.Б. Поиск пределов
допустимого как одна из особенностей
поведения трудных подростков. - В кн.:
Социальная психология личности. М., 1979.
|