On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Местные налоги

Плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц». На основании Закона издана Инструкция Госналогслужбы РФ от 30 мая 1995 г. №31 «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц»

Объектами обложения в соответствии с Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Учитывая, что объект налогообложения - это юридический факт, точнее было бы определить перечисленное имущество как предмет налогообложения, а факт нахождения данного имущества в собственности - как объект налогообложения. Налог на имущество физических лиц подразделяется на налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

Платежи по налогам зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление налога на имущество производится налоговыми органами.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно своей доле.

Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи, на основании сведений, ежегодно предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, также обязаны по требованию налоговых органов предоставлять сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами. За непредоставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций налагается штраф в размере пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

За имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен или учитываемое как бесхозное, налог на имущество не взимается. В то же время за строения, помещения, сооружения и транспортные средства налог уплачивается независимо от того, находится данное имущество в эксплуатации или нет.

Разъяснения Госналогслужбы РФ по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении физических лиц, предусматривают, что налог на самовольно возведенное строение и незарегистрированные транспортные средства не начисляется. О данных фактах налоговые органы сообщают в коммунальные органы или органы, осуществляющие регистрацию (письмо Госналогслужбы РФ от 13 апреля 1992 г. № ИЛ-4-03/20^.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предыдущих года.

Закон «О налоге на имущество физических лиц» предусматривает освобождение от уплаты налога некоторых категорий граждан. От уплаты налога на транспортные средства освобождены владельцы моторныхлодок с мотором мощностью не более 10 л. с., или 7,4 квт. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Как сообщается в письме Госналогслужбы РФ от 15 мая 1996 г. № B3-6-08/331 «Об исчислении налогов на имущество физических лиц в 1996 году» серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества построенных физическими лицами в порядке нового строительства домов, коттеджей, дач, без которой физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению как собственник этих строений. Кроме того, достижению полного налогообложения всех потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности объекты недвижимого имущества и обеспечению реальности предъявляемых гражданам сумм налога препятствуют как несоответствие инвентаризационной и страховой оценок строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, реальной их стоимости, так и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и страховой оценок вообще.

 Земельный налог

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» земельный налог наряду с арендной платой и нормативной ценой земли является формой платы за ее использование.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального природопользования и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и т. д„ поэтому земельный налог используется исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, а также на инженерное и социальное обустройство территории.

Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Объектом налогообложения являются находящиеся в собственности, пользовании или владении земельные участки.

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Они устанавливаются раздельно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Порядок уплаты земельного налога различен для юридических и физических лиц. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно ими. Ежегодно не позднее 1 июля они предоставляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельного участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога предоставляется в течение месяца с момента их приобретения. Расходы по уплате земельного налога в соответствии с п. 5 ст. 21 Закона об основах налоговой системы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому собственнику пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Аналогичным образом начисляется налог при общей собственности на земельный участок нескольких юридических лиц или граждан.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Органы законодательной (представительной) апасти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Суммы земельного налога учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и т. д.

Инструкцией Госналогслужбы РФ от 17 апреля 1995 г. № 29 установлен порядок применения Закона РФ «О плате за землю»^. Характерные нарушения налогового законодательства по плате за землю освещены в письме Госналогслужбы РФ от 27 марта 1995 г. № НП-6-02/165.

 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается представительными органами власти на основании подл. «ч» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы.

Его плательщиками являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.

Конкретные ставки налога устанавливаются в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемами реализации (объектом налогообложения) по отдельным отраслям являются:

- для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций - объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовый доход от реализации продукции; при этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций валовым доходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС;

- для иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - фактически полученняя выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС;

- по банкам и иным кредитным организациям налог исчисляется с суммы облагаемых доходов;

- по страховым организациям налог исчисляется с суммы поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью;

- по биржам налог исчисляется с суммы дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений от сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года аналогично порядку исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными представительными органами, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на их балансе или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из сумм названного налога (письмо Министерства финансов РФ от 22 апреля 1993 г. №49 «О порядке исчисления суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы»). В том случае, когда расходы (по нормам) превышают начисленную сумму, предприятие полностью освобождается от уплаты налога (письмо Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. № 15-2-05/449 «О порядке уплаты налогов в дорожные фонды, налога на добавленную стоимость, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы»^).

В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона об основах налоговой системы расходы предприятий по уплате данного налога относятся на финансовые результаты их деятельности.

Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в соответствующие бюджеты пропорционально численности лиц, работающих в филиалах, или их фактической заработной плате.

 Налог на рекламу

Налог на рекламу устанавливается на основании подп. «з» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы. Письмом Министерства финансов РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. №№ 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 «Официальные материалы по местным налогам и сборам»' в целях обеспечения единых подходов при введении местных налогов и сборов доведено примерное Положение о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу. В соответствии с данным положением, носящим рекомендательный характер, плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

- расположенные на территории города (района) предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) имеющие, согласно законодательству Российской Федерации, статус юридических лиц, их филиалы (имеющие самостоятельные баланс и расчетный счет) и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, а также иностранные юридические лица;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории города (района).

Объектом налогообложения является стоимость услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.

Ставка налога устанавливается в размере, не превышающем 5% стоимости услуги, оказанной предприятию или физическому лицу по рекламированию его продукции.

Плательщики налога предоставляют в налоговый орган специальный расчет и уплачивают его в сроки, определяемые решениями местных органов государственной власти.

Письмом Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1993 г. № ВЗ-6-04/62' «О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах»^ разъяснено, что уплату налога на рекламу в средствах массовой информации целесообразнее проводить путем включения суммы налога отдельной строкой в счет за услуги.

Орган средств массовой информации в сроки, установленные исполнительным органом власти и согласованные с финансовыми и налоговыми органами, перечисляет полученные суммы налога на рекламу в доход соответствующего местного бюджета.

В случаях, когда рекламирование проводится самостоятельно, налог уплачивает само предприятие (индивидуальный предприниматель).

Без предъявления документа об уплате налога на рекламу ее размещение на рекламных носителях не допускается. Суммы налога зачисляются в местные бюджеты. Рекламодатели продукции (работ, услуг) расходы по уплате налога на рекламу относят на финансовые результаты своей деятельности.

Местными органами государственной власти могут быть установлены льготы по налогу на следующие виды рекламы: - реклама, не преследующая коммерческие цели; - реклама благотворительных мероприятий; - информационные вывески, размещаемые в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

- объявления и извещения об изменении местонахождения предприятия, учреждения, организации, номеров телефонов, телефаксов, телетайпа;

- объявления органов государственной власти, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

- предупреждающие таблички, содержащие сведения об ограничении на производство работ, передвижение и т. д. в связи с особенностями данной территории или участка.

1. Содержится в компьютерной базе данных «Законодательство России» системы ГАРАНТ. 2. «Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию», 1993. № 4.

 Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны уплатить специальный регистрационный сбор в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»'.

Предельный размер ставки регистрационного сбора, который не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы, определяются местными представительными органами власти.

Указанный закон допускает установление конкретного размера ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах размера, установленного местной администрацией при рассмотрении заявления о регистрации.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий местный бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка или иные учреждения, принимающие платежи от населения. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

При выдаче свидетельства физическому лицу - участнику полного товарищества регистрационный сбор не взимается.

 Курортный сбор

Уплата курортного сбора осуществляется на основании Закона РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О курортном сборе с физических лиц»^

Его плательщиками являются физические лица, прибывающие в курортные местности, перечень которых определяется Правительством РФ.

Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5% установленного законом минимального размера оплаты труда. Конкретный ее размер устанавливается представительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся курортные местности.

Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. При перемене плательщиком места проживания в пределах курортной местности сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивают сбор не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия.

Курортный сбор взимается администрацией гостиниц и иных учреждений гостиничного типа одновременно с регистрацией прибывших, а также квартирно-посредническими организациями при направлении лиц (кроме прибывших по путевкам туристско-экскурсионных предприятий и организаций) на поселение в дома (квартиры) граждан.

Лица, останавливающиеся в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также лица (кроме совершающих путешествия по маршрутным книжкам), проживающие в палатках, автомашинах и т. п., уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или в поселковые, сельские Советы народных депутатов самостоятельно.

В домовых книгах или карточках прописки, которые ведутся в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории Российской Федерации законодательством, должна быть сделана отметка об уплате курортного сбора с указанием номера квитанции и даты уплаты.

В случае, если плательщик в соответствии со ст. 3 Закона освобождается от его уплаты, в домовых книгах или карточках прописки делается соответствующая запись с указанием номера и иных реквизитов документа, подтверждающего право на льготу.

Курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца.

От уплаты курортного сбора освобождаются дети до шестнадцати лет; инвалиды и сопровождающие их лица; лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха; лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное местожительство; лица) следующие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам; мужчины в возрасте шестидесяти лет и старше, женщины в возрасте пятидесяти пяти лет и старше; дети, приезжающие к родителям указанного возраста.

1. «Российская газета» от 14 февраля 1992 г.

 Сбор за право торговли

Сбор за право торговли устанавливается в соответствии с подп. «е» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы местными представительными органами власти.

В соответствии с примерным Положением о сборе за право торговли' его плательщиками являются предприятия и организации, а также граждане России и других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.

В соответствии с Положением о порядке уплаты сбора за право торговли на территории г. Екатеринбурга (приложение к Решению Екатеринбургской городской Думы от 13 июня 1996 г. № 37/9^) юридические лица, имеющие в своем составе более одного структурного подразделения, должны иметь патент на право торговли на каждое структурное подразделение.

Объектом налогообложения является получение права на торговлю.

Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными представительными органами власти при принятии решения о его введении в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т. д. В г. Екатеринбурге ставки сбора установлены в зависимости от видов деятельности (оптовая или розничная торговля, общественное питание), площади складского помещения, типа торговой точки (мелкорозничная сеть, магазины и т. д.).

Письмом Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1993 г. № ВЗ-6-04/62 «О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах»^ разъяснено, что местные представительные органы власти вправе устанавливать сбор за право торговли с юридических и физических лиц независимо от места торговли.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, уплачивают сбор путем приобретения патента на право торговли. В патенте указываются период, на который он выдается, группы предназначенных для продажи товаров и места торговли (торговые точки).

Уплата сбора на право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти юридическим и физическим лицам, производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению исполнительных органов власти как специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, так и администрацией рынка. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. В случае, если сумма сбора уплачена в учреждение банка, талон за право торговли выдается взамен предъявленной квитанции об уплате этого сбора.

В местах массовой торговли (ярмарки, рынки) вместо разовых именных талонов участники торговли при наличии кассовых аппаратов получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли. Уплата сбора за право торговли производится путем приобретения патента или лицензии на право торговли, разового талона. При установлении ставок в зависимости от полученного дохода по согласованию с налоговыми органами могут быть определены и иные сроки его уплаты и предоставления расчетов по этому сбору.

Средства от сбора за право торговли поступают в доход бюджета по месту осуществления торговой деятельности. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района (города), уплачивают сбор в бюджет района по месту расположения филиала по ставкам, действующим в этом регионе.

Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход).

Местные органы представительной вяасти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате данного сбора.

Как предусмотрено в подп. «з» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, сбор за право торговли может быть установлен районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Поэтому его введение органами власти некоторых городов, имеющих районное деление, необходимо рассматривать как превышение полномочий. Фактически на территории этих городов того сбора, который предусмотрен Законом об основах налоговой системы, не установлено, а введенный сбор носит незаконный характер и не должен взиматься.




Литература - Общие темы - Налогообложение