On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891 — 1940)

Выдающийся русский прозаик и драматург М.Булгаков - писатель сложной, драматической судьбы. Произведения его, обращенные к фундаментальным и острым социально - психологическим, философским проблемам, утверждающие высокие гуманистические идеалы, вошли в золотой фонд мировой культуры XX века.

Булгаков был современником и свидетелем переломных исторических событий начала XX столетия. Революция и гражданская война застали его, молодого начинающего врача, в родном Киеве, где он пережил несколько государ­ственно-политических переворотов, сопровождавшихся расстрелами, грабежами, насилием. Увиденное и пережитое в те смутные трагические дни явилось основой содержания его первого большого романа -"Белая гвардия" (1925).

В романс нашли отражение события, происходившие в Киеве зимою 1918 - 1919 года, в период временного гетмановского правления, накануне и во время захвата города Петлюрой, а затем - освобождения Киева Красной армией.

Эти события показаны преимущественно со стороны восприятия и участия в них офицеров Белой гвардии. Именно они являются главными героями романа Булгакова: братья Алексей и Николка Турбины, их сестра Елена, муж которой - Тальберг - тоже офицер, их друзья Мышлаев - ский и Шервинский, полковник Най -Type и другие.

Какими же предстают они в изображении Булгакова? В своей каждодневной жизни герои "Белой'гвардии" не иде­альны. Однако, за исключением оказавшегося трусом и сбежавшего с немецкими оккупационными войсками Таль- берга, это люди высокой личной порядочности, чести и мужества, верные своей офицерской присяге. По убежде­ниям своим они монархисты. Но для Булгакова важна не их политическая принадлежность, а нравственные человеческие их качества русских офицеров-патриотов. В крити­ческой ситуации наступления на Киев Петлюры и бегства Верховного штаба русского командования, а с ним - и Гетмана, они выполняют свой воинский долг до конца. Во время уличных боев героически погибает Най - Type, спасая мальчишек-юнкеров. Лишь по счастливой случайности в живых остаются Николка и тяжело раненый Алексей.

Но широких батальных сцен в романе нет. И внешне сюжет его кажется даже камерным, так как он сосредоточен, главным образом, на судьбе семьи Турбиных. Значительная часть действия происходит в их квартире, в доме N 13 на Андреевском спуске (в нем точно описан родной дом и квартира самого Булгакова).

Однако в целом сюжетно-композиционная структура романа весьма непроста, ибо повествование развертыва­ется, фактически, на трех "уровнях": первый - "большая" история. Это целых три эпохи, которые пережил Киев за одну зиму и в которых отразилась история всей страны. Второй - "малая" история - судьба Турбиных, как кон­кретное преломление истории "большой". И третий - фи­лософский "уровень". Это пронизывающая весь роман идея неотвратимости суда Вечности, его грядущего приговора всему тому, что сегодня творит история - "большая" и "малая".

Все три "уровня" объединены в двух эпиграфах к роману. Первый - из "Капитанской дочки" Пушкина (начинаю­щийся буран в степи, -как бы прообраз революции). Второй - из библейского мифа о Страшном Суде: "И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими..."

Соответственно непроста ("трехслойна") и сама стилис - тика романа:

Первый ее "пласт" - эпический. Это образ Города ("Прекрасный, в морозе и тумане, на горах над Днепром"). Это конкретные и точные в своем изображении эпизоды событий на улицах^Киева, - их многолюдие, психологичес - кий колорит, динамика. Это точность детали, описания и т.п. Второй "пласт" - образ Дома. В его изображении - внешнего вида, интерьера квартиры, быта ее обитателей - лирическая атмосфера уюта и покоя. Дом - как символ устойчивости жизни, хранитель человека, его духовных ценностей ("... несмотря на все эти события, в столовой, в сущности говоря, прекрасно. Жарко, уютно, кремовые што - ры задернугы...", а на столе -"...в матовой колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утвер­ждающие красоту и прочность жизни..."). Человеческое теплой заботу обретает в Доме каждый, даже случай но ока­завшийся здесь гость - и друзья-офицеры, и неожиданно явившийся из Житомира племянник Лариосик, наивный и нескладный юноша, внесший в жизнь Дома немало суматохи и юмора,

Однако иные, сатирические нотки появляются в повест­вовании, когда речь идет о владельце дома N 13- инженере Василии Лисовиче (заглазно жильцы именуют его "Васи­лиса"), недавнем "демократе", а ныне мечтающем о диктатуре как спасении и от белых , и от красных ("Злейшая диктатура, какую можно только себе представить. Самодержавие...").

И третий "пласт" - образ Вечности, ее "голос". Это былинно -торжественный настрой фразы, суровая патетика ее мелодии ("Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918-и, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный дрожащий Марс...").

В романе много и авторских отступлений. Этот "голос автора" исторически точен в своем рассказе, лиричен и очень эмоционален. Широко входит в стилистику романа и прием символизации. Например, -образы-символы Дома, Города, Звездного Неба и др. Символичны образы метели, ветра, мороза. Символичны и многочисленные "сны" героев (в том числе, и сны-предчувствия). Символичен и финал романа как угроза не только Турбиным: в лютый мороз над всей землей по ночам встает красная зловещая звезда Марс, которая в своем мерцании видится как пятиконечная ("Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная - Марс").

Акцентируя в образах Турбиных и других героев романа общечеловеческие нравственные ценности, Булгаков воз­вышается в своей эстетической позиции над классово- политическими интересами борющихся сил. Для автора "Белой гвардии" равно неприемлема и антигуманна и власть ставленника немецкого и белогвардейского командования - Гетмана, и националистический разгул петлюровцев, и классовая беспощадность большевиков. В одном из "снов" Алексея Турбина на равных правах оказываются в раю солдаты и "белой", и "красной"армий. "Воеватьможнотолько за то, чтобы охранять человеческий покой и очаг, ... ни из-за чего другого воевать ни в коем случае нс следует", - к такому заключению приходит Алексей.

В целом роман Булгакова может быть определен как сложный и масштабный, восходящий к философским (об­щечеловеческим) проблемам в своей эстетической концеп - ции. И хотя первоначально задуман он был как трилогия, продолжения "Белой гвардии" не последовало. Роман как бы "обрывается" в своем финале. Дальнейшая судьба героев остается неясной. Но вещие их "сны" совершенно опреде­ленно предсказывают неблагополучное будущее.

При жизни Булгакова роман полностью опубликован не был и многие годы вообще находился под запретом. Но на его основе писателем были созданы две пьесы - "Дни Турбиных" и "Бег".

"Дни Турбиных" (1926)-это как бы своеобразный вари­ант сюжета "Белой гвардии". То же время и место действия, те же события, те же герои. Но в действии пьесы получила дальнейшее свое развитие и углубление идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне и честно его защищал.

Наиболее драматично это представлено в образе Алексея Турбина (в пьесе он - не военный врач, как в романе, а полковник артиллерии). Именно он, поняв безнадежность дальнейшего сопротивления Петлюре и видя еще большую опасность в большевиках, приходит к беспощадному в своей Правде выводу: " - Войну мы проиграли... Белому движению на Украине конец. Ему конец и в Ростове - на-Дону, всюду! Народ не с нами. Он против нас. Значит, конченой." Слова эти, обращенные к однополчанам, по сути дела, - духовная капитуляция, трагедия тупика. В этом последнем бою Алек­сей погибает от осколка снаряда (по другой редакции текста пьесы он застрелился).

И с тем большей силой эмоционального воздействия раскрывается в пьесе тема Дома как главной опоры и.защи - ты человека в бурное и жестокое время войн и революций. Именно таков эстетический смысл заключительного - четвертого акта.

В крещенский сочельник 1919 года в квартире Турбиных собираются их друзья. Прошло два месяца со времени недавних трагических событий. Дом по-прежнему хранит свое тепло и уют. И обитателей его не покидает романти - ческая вера в будущее, надежда на возможность своего человеческого счастья. За него поднимают они бокалы у зажженной елки." - Мы живы. Мы вместе. Не будем вспоминать о печали... Мы отдохнем, мы отдохнем...", - произносит свой тостЛариосик. Но отчуждение от внешнего мира невозможно. Где-то далеко снова гремят пушечные выстрелы. На Дом надвигается новая гроза. И тревожные предчувствия вновь звучат в репликах героев в финале пьесы." - Сегодняшний вечер, - говорит Николка, - великий пролог к новой исторической пьесе..."

Эпилог ее представлен Булгаковым в драме "Бег" (1928), в которой показан полный разгром Белой гвардии, бегство остатков ее за рубеж, духовный кризис и деградация личности, представляющей эту среду. Однако никого из персонажей "Дней Турбиных" в числе действующих лиц нет. Нет и событийной связи. Она только историческая. Нет и задушевной лирической атмосферы рассказа о Турбиных. Ирония и обличительный сатирический гротеск - такова особенность художественного стиля второй пьесы о Белой гвардии.

"Дни Турбиных" с большим успехом шли на сцене МХАТа, хотя пьеса и вызвала скептические оценки критики как "прославляющая белогвардейцев". А "Бег" был сразу же запрещен к постановке. С 1929 года все пьесы Булгакбва были сняты с репертуара театров.

В 1925 году Булгаков заканчивает повесть "Собачье сердце", содержание которой - невероятная , фантасти­ческая история превращения собаки в человека, - пред­ставляло собой остроумную и злую сатиру на социальную действительность 20 - х годов. 233

Как литературное явление повесть интересна тем, что в ее сюжете воссоединяются три жанрово-художественных формы: научная фантастика, социальная антиутопия и са­тирический памфлет.

Сложнейшаяяоперация, осуществленная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты - это, конечно, фантастика, хотя идея трансплантации органов уже в 20-е годы как научная гипотеза становилась объектом пристального внимания биологии и медицины. Но для Булгакова она послужила лишь фабульной основой для развертывания главного сюжета, связанного с социальными проблемами времени.

Ведь "очеловеченный" бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически, "оживил" в себе того человека, мозг которого послужил до­норским материалом при операции. Это - пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего "проле­тарского" происхождения со всеми соответствующими со - циальными правами, и ту бездуховность, которая была свойственна обывательской малокультурной среде чугун - киных.

Грубость, невоспитанность, хамство, наглость и нахра- пистость, демагогическая спекуляция классовыми, полити - ческими лозунгами - таковым явился в своем поведении "представитель масс" Полиграф Полиграфович Шариков. И весь тот кошмар, вся фантасмагория, которая происходит в квартире Преображенского, - невероятная, нелепая, часто вызывающая смех, - раскрывает в итоге глубокую и серьезную идею повести: угрожающую опасность "шари- ковщины" и ее потенциальной перспективы. Ведь Шариков опасен для общества не только этически. Его идеология и социальные претензии класса-"гегемона" заключают в себе угрозу и гражданского (а за ним - и политического) беззакония и насилия. И они уже проявляют себя в "службе" Шарикова по очистке Москвы, в его доносе на Преобра­женского, в самом его стремлении "душить, душить..."

И, таким образом, повесть Булгакова - не только сатира на"шарикс)вщину" как агрессивное невежество, ной преду­преждение о вероятных ее последствиях в общественной жизни. То есть история Шарикова решается Булгаковым и в плане социальной антиутопии, демистификации идеи возможности "скоростного" процесса создания общества "пролетарской демократии" (одна из государственных идей эпохи 20-х годов).

Угроза классового волюнтаризма - и в характерной для тех лет фигуре председателя домкома Швондера, становя­щегося покровителем и идейным наставником Шарикова.

В стиле сатирического памфлета изображается в повести и сам "новый" социально-бытовой миропорядок с его разрушительством, разгильдяйством и нелепостями, что раскрывается через восприятие и оценки профессора Пре - ображенского, сохраняющего в своей квартире уют и удобства "старого", привычного образа жизни. Его консер­ватизм и отчужденность от реальностей окружающего со­циального мира представлены Булгаковым так же не без иронии ("умственного труда господин, с французской ос­троконечной бородкой и усами... как у французских рыца­рей").

Таким образом, художественно- стилевой диапазон бул- гаковской сатиры широк: от приема сатирического гротеска, шаржа (поведение Шарикова, образы членов домкома и др.) до уровня комической буффонады (сцена ловли кота). И, при всей невероятности, фантастичности содержания повести, она отличается удивительным бытовым правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это - сам городской пейзаж, место и "интерьер" действия: улица (Обуховский переулок на Пречистенке), дом, квар­тира, ее быт, облик и поведение персонажей и т.п. В результате нереальная история с Шариковым воспринима - ется читателем вполне реально.

Роман "Мастер и Маргарита" был задуман Булгаковым в конце 20 - х годов. Он имел несколько редакций. Работа над ним продолжалась буквально до последних дней жизни писателя. Полный вариант был опубликован лишь в 1973 году.

Роман - одно из наиболее сложных по содержанию и форме произведений мировой литературы. Внешне действие его развертывается в Москве 30-х годов, а сюжетно- связующим его стержнем является история Мастера, создающего роман о Христе и Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргариты. Но фактически в романе сосуществуют и-взаимодействуюттри разноплановых сюжетно-событий­ных "пласта": мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды.

Основной контекст делствия - мир реальный, во всем его жизнеподобии, вплоть до мельчайших подробностей быта московских квартир, улиц, бульваров, типов и харак­теров москвичей.

В полуподвальной маленькой квартирке на Арбате пишет свой роман Мастер. Здесь он переживает лучшие минуты своей жизни - вдохновение творчества и любовь Марга­риты. Однако роман не был принят редактором, усмотрев­шим в его содержании "... попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа". На Мастера обрушились лите­ратурные критики, а за ним самим устанавливается слежка как идеологически неблагонадежным. В результате он ежи - гает рукопись романа и в состоянии глубокой душевной депрессии попадает в психиатрическую лечебницу.

Параллельно развертывается история тоже оказавше­гося в этой лечебнице молодого начинающего поэта Ивана Бездомного, который в итоге, смирив свои романтические порывы, становится профессором истории и философии.

Целая галерея второстепенных персонажей представ­ляет в романе обывательскую Москву (Алоизий Могарыч, Варенуха, Никанор Босой, Степа Лиходеев, буфетчик Соков, критик Латунский, Тимофей Квасцов, Аннушка и др.). Начиная от среды литературной и кончая средой квартир- но-кухонной, - это мир лжи, корысти, мошенничества, подозрительности, сплетен, доносов и страха. Все эти пер­сонажи созданы Булгаковым на основе подлинных прото­типов, и через их .взаимоотношения, образ мыслей и пос­тупки отчетливо проступают реальные черты обществен­но-политической жизни 30-х годов.

И вот в этот мир реальный неожиданно врывается представленный Булгаковым также жизнеподобно фантас - тический мир Сатаны (Воланда) и ею свиты (Азазелло, Ко - ровьев. Кот1, которые становятся причиной всеобщего пе - реполоха и "многочисленных невероятных и скандальных происшествий".

В сюжете романа нечистая сила помогает вскрыть сущ- юность, высмеять и взорвать пошлый обывательский мир (но, увы, не уничтожить). А главные герои - Мастер и Мар­гарита - свободно "перемещаются" по ходу развития событий из мира реального в мир фантастический и - наоборот, в силу чего фантастическое воспринимается в тексте Булгакова как "обратная" (зеркальная) сторона дей - ствиТельности, как некое ее продолжение, а реальное - как стоящее на грани фантастики. В результате такого "взаимо - общения" Воланд помогает влюбленным, возвращает Мас­теру рукопись сожженного романа ("рукописи не горят") и в награду за их страдания уносит Мастера и Маргариту в запредельные пространства, где они обретут свободу, ти­шину и покой.

Композиционно связующим "мостиком" реального и фан - тастического сюжетных "пластов" является библейский "пласт" - повествование о римском наместнике, пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который судил и послал на казнь Иисуса Христа (в романе - Иешуа Га-Ноцри) и не простил себе своего решения. Эта легенда интерпрети­рована Булгаковым и как содержание романа Мастера ("роман в романе"), и как тоже своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при не­посредственном участии главных героев произведения: в фантастической панораме видений во время чудесного полета с Сатаной и его свитой Мастер узнает своего героя (Понтия Пилата), которого все ещё мучит что-то не выска - занное в разговоре с Иешуа две тысячи лет тому назад. Мастер разрешает ему уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.

Такие "переключения" повествования из одной собы­тийно-временной сферы в другую акцентируют сходство и повторяемость в истории, в самой человеческой жизни аналогичных по смыслу ситуаций и коллизий. Тем более, что в системе действующих лиц основные персонажи распо - ложены по принципу симметрии и "зеркально" как бы повторяют себя в разных "мирах" (Воланд- Мастер, Левий Матвей - Иван Бездомный и др.).

Столь сложная композиционная структура романа дает возможность Булгакову представить жизнь во всех ее проявлениях, парадоксах, изменчивости, непредсказуе - мости, воссоединить в едином комплексе и взаимодействии философские, социальные, политические, этические идеи и проблемы, которые имеют принципиально - важное значе - ние в концепции произведения. Таковыми являются "веч­ные" общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности и предательства и др. На такой альтернативе построены все сюжетные коллизии романа.

Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа, и не свободен Понтий Пилат, выполняющий с вои служебные обязанности. Свободен Иешуа в своем отрицании государ­ственной власти и насилия. Но несвободен Понтий Пилат, по долгу службы охраняющий устоИ имперского государ­ства. Свободен Мастер в своем творчестве, и несвободен в своем педантичном догматизме литератор Берлиоз. Сво­бодна в своей любви и поведении Маргарита, и не свободны москвичи-обыватели от условных догм и правил морали. Именно свобода, творчество, любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.

Роман Булгакова универсален, полифоничен не только в своей концепции, но и в художественном исполнении. Стиль вольной импровизации, произвольное перенесение места, времени действия, масса неожиданностей и чудес, сосу­ществование реального и инфернального, - весь этот видимый "хаос", подчиняющийся единой "оранжировке" замысла, дает возможность автору соединить строгое ре­алистическое повествование и романтическую одушевлен - ность, "натуральность" изображения и образы-символы, эпическую философичность и веселую буффонаду, сатиру, едкий сарказм. Полифонично само настроение, мелодика повествования - от бравурного эпатажа до лирической грусти.

Неисчерпаемая фантазия автора сообщает образам ро­мана выразительную многозначность. А кажущаяся "от­страненность" его как рассказчика от изображаемого со­здает иллюзию удивительного правдоподобия и убедитель­ности последнего.

Рекомендуемая литература

1. Боборыкин В. Михаил Булгаков. -М., 1991.

2. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова, - М„ 1988. 

3. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983.




Литература - Общие темы - Литература