(1891 — 1940)
Выдающийся русский прозаик и
драматург М.Булгаков - писатель сложной,
драматической судьбы. Произведения его,
обращенные к фундаментальным и острым
социально - психологическим, философским
проблемам, утверждающие высокие
гуманистические идеалы, вошли в золотой
фонд мировой культуры XX века.
Булгаков был современником и
свидетелем переломных исторических
событий начала XX столетия. Революция и
гражданская война застали его, молодого
начинающего врача, в родном Киеве, где он
пережил несколько государственно-политических
переворотов, сопровождавшихся расстрелами,
грабежами, насилием. Увиденное и пережитое
в те смутные трагические дни явилось
основой содержания его первого большого
романа -"Белая гвардия" (1925).
В романс нашли отражение события,
происходившие в Киеве зимою 1918 - 1919 года, в
период временного гетмановского правления,
накануне и во время захвата города Петлюрой,
а затем - освобождения Киева Красной армией.
Эти события показаны
преимущественно со стороны восприятия и
участия в них офицеров Белой гвардии.
Именно они являются главными героями
романа Булгакова: братья Алексей и Николка
Турбины, их сестра Елена, муж которой -
Тальберг - тоже офицер, их друзья Мышлаев -
ский и Шервинский, полковник Най -Type и
другие.
Какими же предстают они в
изображении Булгакова? В своей
каждодневной жизни герои "Белой'гвардии"
не идеальны. Однако, за исключением
оказавшегося трусом и сбежавшего с
немецкими оккупационными войсками Таль-
берга, это люди высокой личной порядочности,
чести и мужества, верные своей офицерской
присяге. По убеждениям своим они
монархисты. Но для Булгакова важна не их
политическая принадлежность, а
нравственные человеческие их качества русских офицеров-патриотов.
В критической ситуации наступления на
Киев Петлюры и бегства Верховного штаба
русского командования, а с ним - и Гетмана,
они выполняют свой воинский долг до конца.
Во время уличных боев героически погибает
Най - Type, спасая мальчишек-юнкеров. Лишь по
счастливой случайности в живых остаются
Николка и тяжело раненый Алексей.
Но широких батальных сцен в
романе нет. И внешне сюжет его кажется даже
камерным, так как он сосредоточен, главным
образом, на судьбе семьи Турбиных.
Значительная часть действия происходит в
их квартире, в доме N 13 на Андреевском спуске
(в нем точно описан родной дом и квартира
самого Булгакова).
Однако в целом сюжетно-композиционная
структура романа весьма непроста, ибо
повествование развертывается, фактически,
на трех "уровнях": первый - "большая"
история. Это целых три эпохи, которые
пережил Киев за одну зиму и в которых
отразилась история всей страны. Второй - "малая"
история - судьба Турбиных, как конкретное
преломление истории "большой". И
третий - философский "уровень". Это
пронизывающая весь роман идея
неотвратимости суда Вечности, его
грядущего приговора всему тому, что сегодня
творит история - "большая" и "малая".
Все три "уровня" объединены
в двух эпиграфах к роману. Первый - из "Капитанской
дочки" Пушкина (начинающийся буран в
степи, -как бы прообраз революции). Второй -
из библейского мифа о Страшном Суде: "И
судимы были мертвые по написанному в книгах,
сообразно с делами своими..."
Соответственно непроста ("трехслойна")
и сама стилис - тика романа:
Первый ее "пласт" - эпический.
Это образ Города ("Прекрасный, в морозе и
тумане, на горах над Днепром"). Это
конкретные и точные в своем изображении
эпизоды событий на улицах^Киева, - их
многолюдие, психологичес - кий колорит,
динамика. Это точность детали, описания и т.п.
Второй "пласт" - образ Дома. В его
изображении - внешнего вида, интерьера
квартиры, быта ее обитателей - лирическая
атмосфера уюта и покоя. Дом - как символ устойчивости жизни, хранитель
человека, его духовных ценностей ("...
несмотря на все эти события, в столовой, в
сущности говоря, прекрасно. Жарко, уютно,
кремовые што - ры задернугы...", а на столе
-"...в матовой колонной вазе голубые
гортензии и две мрачных и знойных розы,
утверждающие красоту и прочность жизни...").
Человеческое теплой заботу обретает в Доме
каждый, даже случай но оказавшийся здесь
гость - и друзья-офицеры, и неожиданно
явившийся из Житомира племянник Лариосик,
наивный и нескладный юноша, внесший в жизнь
Дома немало суматохи и юмора,
Однако иные, сатирические нотки
появляются в повествовании, когда речь
идет о владельце дома N 13- инженере Василии
Лисовиче (заглазно жильцы именуют его "Василиса"),
недавнем "демократе", а ныне мечтающем
о диктатуре как спасении и от белых , и от
красных ("Злейшая диктатура, какую можно
только себе представить. Самодержавие...").
И третий "пласт" - образ
Вечности, ее "голос". Это былинно -торжественный
настрой фразы, суровая патетика ее мелодии
("Велик был год и страшен по рождестве
Христовом 1918-и, от начала же революции
второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою
снегом, и особенно высоко в небе стояли две
звезды: звезда пастушеская - вечерняя
Венера и красный дрожащий Марс...").
В романе много и авторских
отступлений. Этот "голос автора"
исторически точен в своем рассказе, лиричен
и очень эмоционален. Широко входит в
стилистику романа и прием символизации.
Например, -образы-символы Дома, Города,
Звездного Неба и др. Символичны образы
метели, ветра, мороза. Символичны и
многочисленные "сны" героев (в том
числе, и сны-предчувствия). Символичен и
финал романа как угроза не только Турбиным:
в лютый мороз над всей землей по ночам
встает красная зловещая звезда Марс,
которая в своем мерцании видится как
пятиконечная ("Играли звезды, сжимаясь и
расширяясь, и особенно высоко в небе была
звезда красная и пятиконечная - Марс").
Акцентируя в образах Турбиных и
других героев романа общечеловеческие
нравственные ценности, Булгаков возвышается
в своей эстетической позиции над классово-
политическими интересами борющихся сил.
Для автора "Белой гвардии" равно
неприемлема и антигуманна и власть
ставленника немецкого и белогвардейского
командования - Гетмана, и
националистический разгул петлюровцев, и
классовая беспощадность большевиков. В
одном из "снов" Алексея Турбина на
равных правах оказываются в раю солдаты и
"белой", и "красной"армий. "Воеватьможнотолько
за то, чтобы охранять человеческий покой и
очаг, ... ни из-за чего другого воевать ни в
коем случае нс следует", - к такому
заключению приходит Алексей.
В целом роман Булгакова может
быть определен как сложный и масштабный,
восходящий к философским (общечеловеческим)
проблемам в своей эстетической концеп - ции.
И хотя первоначально задуман он был как
трилогия, продолжения "Белой гвардии"
не последовало. Роман как бы "обрывается"
в своем финале. Дальнейшая судьба героев
остается неясной. Но вещие их "сны"
совершенно определенно предсказывают
неблагополучное будущее.
При жизни Булгакова роман
полностью опубликован не был и многие годы
вообще находился под запретом. Но на его
основе писателем были созданы две пьесы -
"Дни Турбиных" и "Бег".
"Дни Турбиных" (1926)-это как бы
своеобразный вариант сюжета "Белой
гвардии". То же время и место действия, те
же события, те же герои. Но в действии пьесы
получила дальнейшее свое развитие и
углубление идея исторической обреченности
дела Белой гвардии, тема трагической судьбы
тех, кто искренне и честно его защищал.
Наиболее драматично это
представлено в образе Алексея Турбина (в
пьесе он - не военный врач, как в романе, а
полковник артиллерии). Именно он, поняв
безнадежность дальнейшего сопротивления
Петлюре и видя еще большую опасность в
большевиках, приходит к беспощадному в
своей Правде выводу: " - Войну мы
проиграли... Белому движению на Украине
конец. Ему конец и в Ростове - на-Дону, всюду!
Народ не с нами. Он против нас. Значит,
конченой." Слова эти, обращенные к
однополчанам, по сути дела, - духовная
капитуляция, трагедия тупика. В этом
последнем бою Алексей погибает от осколка
снаряда (по другой редакции текста пьесы он
застрелился).
И с тем большей силой
эмоционального воздействия раскрывается в
пьесе тема Дома как главной опоры и.защи - ты
человека в бурное и жестокое время войн и
революций. Именно таков эстетический смысл
заключительного - четвертого акта.
В крещенский сочельник 1919 года в
квартире Турбиных собираются их друзья.
Прошло два месяца со времени недавних
трагических событий. Дом по-прежнему хранит
свое тепло и уют. И обитателей его не
покидает романти - ческая вера в будущее,
надежда на возможность своего
человеческого счастья. За него поднимают
они бокалы у зажженной елки." - Мы живы. Мы
вместе. Не будем вспоминать о печали... Мы
отдохнем, мы отдохнем...", - произносит
свой тостЛариосик. Но отчуждение от
внешнего мира невозможно. Где-то далеко
снова гремят пушечные выстрелы. На Дом
надвигается новая гроза. И тревожные
предчувствия вновь звучат в репликах
героев в финале пьесы." - Сегодняшний
вечер, - говорит Николка, - великий пролог к
новой исторической пьесе..."
Эпилог ее представлен Булгаковым
в драме "Бег" (1928), в которой показан
полный разгром Белой гвардии, бегство
остатков ее за рубеж, духовный кризис и
деградация личности, представляющей эту
среду. Однако никого из персонажей "Дней
Турбиных" в числе действующих лиц нет.
Нет и событийной связи. Она только
историческая. Нет и задушевной лирической
атмосферы рассказа о Турбиных. Ирония и
обличительный сатирический гротеск -
такова особенность художественного стиля
второй пьесы о Белой гвардии.
"Дни Турбиных" с большим
успехом шли на сцене МХАТа, хотя пьеса и
вызвала скептические оценки критики как
"прославляющая белогвардейцев". А "Бег"
был сразу же запрещен к постановке. С 1929
года все пьесы Булгакбва были сняты с
репертуара театров.
В 1925 году Булгаков заканчивает
повесть "Собачье сердце",
содержание которой - невероятная , фантастическая
история превращения собаки в человека, -
представляло собой остроумную и злую
сатиру на социальную действительность 20 - х
годов. 233
Как литературное явление
повесть интересна тем, что в ее сюжете
воссоединяются три жанрово-художественных
формы: научная фантастика, социальная
антиутопия и сатирический памфлет.
Сложнейшаяяоперация,
осуществленная профессором Преображенским,
ее ошеломляющие результаты - это, конечно,
фантастика, хотя идея трансплантации
органов уже в 20-е годы как научная гипотеза
становилась объектом пристального
внимания биологии и медицины. Но для
Булгакова она послужила лишь фабульной
основой для развертывания главного сюжета,
связанного с социальными проблемами
времени.
Ведь "очеловеченный"
бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом
Полиграфовичем Шариковым, фактически, "оживил"
в себе того человека, мозг которого
послужил донорским материалом при
операции. Это - пьяница и хулиган Клим
Чугункин, случайно погибший в пьяной драке.
От него Шариков унаследовал и сознание
своего "пролетарского" происхождения
со всеми соответствующими со - циальными
правами, и ту бездуховность, которая была
свойственна обывательской малокультурной
среде чугун - киных.
Грубость, невоспитанность,
хамство, наглость и нахра- пистость,
демагогическая спекуляция классовыми,
полити - ческими лозунгами - таковым явился
в своем поведении "представитель масс"
Полиграф Полиграфович Шариков. И весь тот
кошмар, вся фантасмагория, которая
происходит в квартире Преображенского, -
невероятная, нелепая, часто вызывающая смех,
- раскрывает в итоге глубокую и серьезную
идею повести: угрожающую опасность "шари-
ковщины" и ее потенциальной перспективы.
Ведь Шариков опасен для общества не только
этически. Его идеология и социальные
претензии класса-"гегемона" заключают
в себе угрозу и гражданского (а за ним - и
политического) беззакония и насилия. И они
уже проявляют себя в "службе" Шарикова
по очистке Москвы, в его доносе на Преображенского,
в самом его стремлении "душить, душить..."
И, таким образом, повесть
Булгакова - не только сатира на"шарикс)вщину"
как агрессивное невежество, ной предупреждение
о вероятных ее последствиях в общественной жизни. То есть история Шарикова
решается Булгаковым и в плане социальной
антиутопии, демистификации идеи
возможности "скоростного" процесса
создания общества "пролетарской
демократии" (одна из государственных
идей эпохи 20-х годов).
Угроза классового волюнтаризма -
и в характерной для тех лет фигуре
председателя домкома Швондера, становящегося
покровителем и идейным наставником
Шарикова.
В стиле сатирического памфлета
изображается в повести и сам "новый"
социально-бытовой миропорядок с его
разрушительством, разгильдяйством и
нелепостями, что раскрывается через
восприятие и оценки профессора Пре -
ображенского, сохраняющего в своей
квартире уют и удобства "старого",
привычного образа жизни. Его консерватизм
и отчужденность от реальностей окружающего
социального мира представлены Булгаковым
так же не без иронии ("умственного труда
господин, с французской остроконечной
бородкой и усами... как у французских рыцарей").
Таким образом, художественно-
стилевой диапазон бул- гаковской сатиры
широк: от приема сатирического гротеска,
шаржа (поведение Шарикова, образы членов
домкома и др.) до уровня комической
буффонады (сцена ловли кота). И, при всей
невероятности, фантастичности содержания
повести, она отличается удивительным
бытовым правдоподобием. Это не только
узнаваемые конкретные приметы времени. Это
- сам городской пейзаж, место и "интерьер"
действия: улица (Обуховский переулок на
Пречистенке), дом, квартира, ее быт, облик и
поведение персонажей и т.п. В результате
нереальная история с Шариковым воспринима -
ется читателем вполне реально.
Роман "Мастер и Маргарита"
был задуман Булгаковым в конце 20 - х годов.
Он имел несколько редакций. Работа над ним
продолжалась буквально до последних дней
жизни писателя. Полный вариант был
опубликован лишь в 1973 году.
Роман - одно из наиболее сложных
по содержанию и форме произведений мировой
литературы. Внешне действие его
развертывается в Москве 30-х годов, а сюжетно-
связующим его стержнем является история
Мастера, создающего роман о Христе и Понтии
Пилате, и его возлюбленной Маргариты. Но
фактически в романе сосуществуют и-взаимодействуюттри
разноплановых сюжетно-событийных "пласта":
мир реальный, мир фантастический и мир
библейской легенды.
Основной контекст делствия - мир
реальный, во всем его жизнеподобии, вплоть
до мельчайших подробностей быта московских
квартир, улиц, бульваров, типов и характеров
москвичей.
В полуподвальной маленькой
квартирке на Арбате пишет свой роман Мастер.
Здесь он переживает лучшие минуты своей
жизни - вдохновение творчества и любовь
Маргариты. Однако роман не был принят
редактором, усмотревшим в его содержании
"... попытку протащить в печать апологию
Иисуса Христа". На Мастера обрушились
литературные критики, а за ним самим
устанавливается слежка как идеологически
неблагонадежным. В результате он ежи - гает
рукопись романа и в состоянии глубокой
душевной депрессии попадает в
психиатрическую лечебницу.
Параллельно развертывается
история тоже оказавшегося в этой
лечебнице молодого начинающего поэта Ивана
Бездомного, который в итоге, смирив свои
романтические порывы, становится
профессором истории и философии.
Целая галерея второстепенных
персонажей представляет в романе
обывательскую Москву (Алоизий Могарыч,
Варенуха, Никанор Босой, Степа Лиходеев,
буфетчик Соков, критик Латунский, Тимофей
Квасцов, Аннушка и др.). Начиная от среды
литературной и кончая средой квартир- но-кухонной,
- это мир лжи, корысти, мошенничества,
подозрительности, сплетен, доносов и страха.
Все эти персонажи созданы Булгаковым на
основе подлинных прототипов, и через их .взаимоотношения,
образ мыслей и поступки отчетливо
проступают реальные черты общественно-политической
жизни 30-х годов.
И вот в этот мир реальный
неожиданно врывается представленный
Булгаковым также жизнеподобно фантас -
тический мир Сатаны (Воланда) и ею свиты (Азазелло,
Ко - ровьев. Кот1, которые становятся
причиной всеобщего пе - реполоха и "многочисленных
невероятных и скандальных происшествий".
В сюжете романа нечистая сила
помогает вскрыть сущ- юность, высмеять и
взорвать пошлый обывательский мир (но, увы,
не уничтожить). А главные герои - Мастер и
Маргарита - свободно "перемещаются"
по ходу развития событий из мира реального
в мир фантастический и - наоборот, в силу
чего фантастическое воспринимается в
тексте Булгакова как "обратная" (зеркальная)
сторона дей - ствиТельности, как некое ее
продолжение, а реальное - как стоящее на
грани фантастики. В результате такого "взаимо
- общения" Воланд помогает влюбленным,
возвращает Мастеру рукопись сожженного
романа ("рукописи не горят") и в награду
за их страдания уносит Мастера и Маргариту
в запредельные пространства, где они
обретут свободу, тишину и покой.
Композиционно связующим "мостиком"
реального и фан - тастического сюжетных "пластов"
является библейский "пласт" -
повествование о римском наместнике, пятом
прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который
судил и послал на казнь Иисуса Христа (в
романе - Иешуа Га-Ноцри) и не простил себе
своего решения. Эта легенда интерпретирована
Булгаковым и как содержание романа Мастера
("роман в романе"), и как тоже своего
рода реальность, оживающая в памяти Воланда
и завершающаяся при непосредственном
участии главных героев произведения: в
фантастической панораме видений во время
чудесного полета с Сатаной и его свитой
Мастер узнает своего героя (Понтия Пилата),
которого все ещё мучит что-то не выска -
занное в разговоре с Иешуа две тысячи лет
тому назад. Мастер разрешает ему уйти по
лунной дороге к ожидающему его (и
простившему) Иешуа и тем самым как бы
дописывает свой роман до конца.
Такие "переключения"
повествования из одной событийно-временной
сферы в другую акцентируют сходство и
повторяемость в истории, в самой
человеческой жизни аналогичных по смыслу
ситуаций и коллизий. Тем более, что в
системе действующих лиц основные персонажи
распо - ложены по принципу симметрии и "зеркально"
как бы повторяют себя в разных "мирах" (Воланд-
Мастер, Левий Матвей - Иван Бездомный и др.).
Столь сложная композиционная
структура романа дает возможность
Булгакову представить жизнь во всех ее
проявлениях, парадоксах, изменчивости,
непредсказуе - мости, воссоединить в едином
комплексе и взаимодействии философские,
социальные, политические, этические идеи и
проблемы, которые имеют принципиально -
важное значе - ние в концепции произведения.
Таковыми являются "вечные"
общечеловеческие проблемы истины и лжи,
свободы и несвободы, творчества и
догматизма, любви, верности и предательства
и др. На такой альтернативе построены все
сюжетные коллизии романа.
Особый смысл заключает в себе
спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и
свободе. Свободен в своем выборе Иешуа, и не
свободен Понтий Пилат, выполняющий с вои
служебные обязанности. Свободен Иешуа в
своем отрицании государственной власти и
насилия. Но несвободен Понтий Пилат, по
долгу службы охраняющий устоИ имперского
государства. Свободен Мастер в своем
творчестве, и несвободен в своем
педантичном догматизме литератор Берлиоз.
Свободна в своей любви и поведении
Маргарита, и не свободны москвичи-обыватели
от условных догм и правил морали. Именно
свобода, творчество, любовь соединяют
Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и
покоя.
Роман Булгакова универсален,
полифоничен не только в своей концепции, но
и в художественном исполнении. Стиль
вольной импровизации, произвольное
перенесение места, времени действия, масса
неожиданностей и чудес, сосуществование
реального и инфернального, - весь этот
видимый "хаос", подчиняющийся единой
"оранжировке" замысла, дает
возможность автору соединить строгое реалистическое
повествование и романтическую одушевлен -
ность, "натуральность" изображения и
образы-символы, эпическую философичность и
веселую буффонаду, сатиру, едкий сарказм.
Полифонично само настроение, мелодика
повествования - от бравурного эпатажа до
лирической грусти.
Неисчерпаемая фантазия автора
сообщает образам романа выразительную
многозначность. А кажущаяся "отстраненность"
его как рассказчика от изображаемого создает
иллюзию удивительного правдоподобия и
убедительности последнего.
Рекомендуемая литература
1. Боборыкин В. Михаил Булгаков. -М.,
1991.
2. Чудакова М. Жизнеописание
Михаила Булгакова, - М„ 1988.
3. Яновская Л. Творческий путь
Михаила Булгакова. - М., 1983.
|