Несмотря на то, что текстильная
промышленность относится к типичным
старым отраслям, в эпоху НТР мировое
производство текстильных волокон
монополиями обнаруживает тенденцию к
постоянному росту. Но, как показывают
данные таблицы 1, одновременно происходят
кардинальные сдвиги в структуре
производства этих волокон, выражающиеся в
уменьшении доли натурального и увеличения
доли химического волокна. К началу 90-х
годов их удельный вес в суммарном
производстве уже почти сравнялся. Но
обозначилась и тенденция «возврата» к
тканям и швейным изделиям из натуральных
волокон.
Таблица 1. Мировое производство
монополиями текстильных волокон.
Виды волокна |
1950 г. |
1960 |
Г. |
1970 г. |
19$0г. |
1990 г. |
|
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
млн т |
% |
Всего |
9,3 100,0 |
15,0 |
100,0 21,4 |
100,0 29,4 |
100,0 |
38,0 |
100,0 |
В том числе: хлопковое |
6,6 70,2 |
10,1 |
67,3 |
11,7 |
54,7 14,1 |
48,0 |
18,5 |
48,7 |
шерстяное и шелковое |
1,1 11,8 |
1,5 |
10,0 |
1,6 |
7,5 1,7 |
5,8 |
1,9 |
5,0 |
вискозное |
1,6 17,2 |
2,7 |
18,0 |
3,4 |
15,9 3,2 |
10,9 |
2,8 |
7,4 |
синтетическое |
0,07 0,8 |
0,7 |
4,7 |
4,7 |
21,8 10,5 |
35,3 |
14,8 |
39,0 |
Монополистическое производство всех
видов тканей в мире достигло примерно 111
млрд м кв. В 1950 году «в первую десятку» стран-производителей
входили США, Индия, Китай, СССР, Япония,
Великобритания, Франция, ФРГ, Италия и
Польша. Сравнение этого перечня с
последующими годами показывает, что состав
«первой пятерки» в общем не изменился, но во
«вторую пятерку» вошли Республика Корея и
Бразилия. Это отражает тенденцию к
увеличению доли развивающихся стран, где
текстильная промышленность,
привлекаемаяядешевизной труда, растет
более быстрыми темпами. В Индии, Пакистане,
Бангладеш, Сирии, Турции, Иране, 'Египте,
Марокко, Мексике, Колумбии, Бразилии,
Аргентине эта отрасль сложилась еще до
второй мировой войны и, следовательно,
относится к числу довольно традиционных. В
«странах новой индустрилиазации», напротив,
она возникла сравнительно недавно, но на
современной технической основе.
В таблице 2 показано производство
монополиями отдельных видов тканей. Первое
место среди них занимали и занимают
хлопчатобумажные ткани, выпуск которых
монополиями в мире возрос с 35 млрд м кв. в 1950
году до 65 млрд м 2 в 1990 году. В «первую
десятку» входят и развитые и развивающиеся
страны, но по масштабам производства
развивающиеся стоят далеко впереди. Второе
место принадлежит тканям из химического
волокна; здесь общий «перевес» на стороне
экономически развитых стран, хотя
значение развивающихся стран Азии заметно
возросло и продолжает возрастать. На
третьем месте - производство шелковых, на
четвертом - шерстяных тканей, причем в обоих
случаях первенствуют экономически
развитые страны.
Таблица 2. Производство монополиями
основных видов тканей в начале 90-х годов
Весь мир и страны «первой десятки* |
Хлопчатобумажные ткани, в млрд м |
Весь мир и страны «первой десятки* |
Шерстяные ткани, в млн м |
Весь мир |
65,0 Весь мир |
4000 |
Китай |
17,8 Италия |
490 |
Индия |
10,0 Россия |
460 |
Россия |
5,6 Китай |
390 |
США |
3,8 ' Япония |
365 |
Япония |
1,8 США |
155 |
Бразилия |
1,5 Румыния |
115 |
Тайвань |
1,4 Франция |
100 |
Индонезия |
1,4 Польша |
100 |
Италия |
1,2 Великобритания |
90 |
ФРГ |
0,9 ФРГ |
85 |
Пропорции на мировом рынке
текстильной продукции складываются
несколько иначе. Доля этой продукции (тканей,
швейных изделий), предназначенная для
экспорта, в развивающихся странах значительно
выше и достигает иногда 2/3и даже 3/4. Поэтому
в экспорте хлопчатобумажных тканей
Гонконг, Пакистан, Индия, Китай, Египет,
Тайвань, Республика Корея, Бразилия уже
сильно потеснили ФРГ, Францию, Бельгию,
Японию, а в экспорте тканей из химического
волокна Республика Корея, Тайвань, Гонконг -
Японию, Италию, ФРГ, Францию, Нидерланды,
США.
В швейной промышленности
сложились свои «законодатели моды»: Нью-Йорк,
Париж, Рим и ряд других центров. Но как и во
многих иных отраслях тяжелой и легкой
промышленности, в данной отрасли
отмечается создание филиалов крупнейших
монополий в развивающихся странах.
Причина одна и та же- дешевизна и
избыточность рабочей силы.
Покажем проблемы
монополистического производства в России
на примере хозяйственной деятельности
акционерного общества «Рослегпром».
Акционерное общество открытого
типа "Рослегпром" создано в апреле 1992 г.
Оно объединило около 80% предприятий легкой
промыыленности России, имеющих различчые
организационно-правовые формы (государственные,
акционерные, арендные, совместные с
зарубежными партнерами) с численностью
работающих свыше 400 тыс. чел.
Главной целью, которую ставили
акционеры при создании общества, была
консолидация имеющегося производственного
и финансового потенциала для стабилизации
работы отрасли и ее дальнейшего развития,
обеспечения потребительского рынка
конкурентоспособными товарами легкой
промышленности и приумножение вложенного
акционерами капитала за счет осуществления
всех видов производственно-хозяйственной,
коммерческо-сбытовой и внешнеэкономической
деятельности.
Легкая промышленность, как
известно, имеет не только социальную, но и
государственную значимость, так как
полностью одевает и обувает армию, милицию,
производит средства зашиты для работы в
условиях чрезвычайных ситуаций, является
поставщиком комплектующих изделий для всех
ведущих отраслей промышленности.
Становление и развитие
акционерного общества протекало в сложный
период проводимых в России преобразований
по переходу от распределительной к
рыночной структуре хозяйствования.
За период с момента регистрации
общества количество акционеров возросло с
286 до 400. Уставный капитал увеличился до 260
млн руб. В 1994 г. предприятиями нашего
общества выпущено продукции на 2,16 трлн руб.
В российский бюджет за счет налога на
прибыль. НДС и спецналога направлено свыше
400 млрд руб.
Развитие производственно-коммерческой
деятельности потребовало структурных
изменений и создания необходимой
инфраструктуры: "Рослегпром" стал
одним из учредителей коммерческих банков
"Легпромбанк" и "Эффект-кредит".
Капитал общества вложен в
развитие машиностроительной базы
текстильной промышленности, в создание
технических центров по обслуживанию
оборудования. "Рослегпром" является
учредителем акционерного общества "Интерлегсервис",
занимающегося комплексным обслуживанием
акционеров Фирмы информационно-абонентных
услуг "САБИ".
В составе исполнительной
дирекции действуют три отраслевые фирмы:
"Одежда", "Кожобувь" и "Разнопром",
а также юридическая фирма по правовой
защите акционеров и фирма
внешнеэкономической деятельности,
содействующая проведению всех экспортно-импортных
операций в интересах акционеров.
Главным в работе акционерного
общества является загрузка имеющихся
мощностей и организация выпуска
конкурентоспособной продукции, насыщение
потребительского рынка отечественными
товарами. Решением этих проблем
занимаются его отраслевые фирмы,
занимающиеся размещением заказов на
свободных мощностях предприятий, закупкой
необходимого сырья, в том числе на средства
акционерного общества на возвратной основе,
оказанием помощи в реализации готовой
продукции. Широкое распространение
получила форма размещения заказов на
изготовление продукции на давальческих
началах. В 1994 г. такие заказы быыи размещены
на 121 предприятии на сумму 116 млрд руб.
Нами разработаны целевые
программы по организации выпуска конкурентоспособной
продукции, на производство которой будет
использовано сырье, комплектующие изделия,
закупленные по контрактам в Аргентине,
Индии, Италии на сумму свыше 43 млн дол. Около
20% всей обуви будет выпущено с
использованием импортных материалов.
Программа деятельности
акционерного общества на 1995 г. предусматривает
меры по содействию занятости населения за
счет создания дополнительных и сохранения
имеющихся рабочих мест. Эти меры поддержаны
на государственном уровне. Намеччется
дополнительно создать 16 тыс. рабочих мест и
произвести за счет этого
конкурентоспособной продукции на 400 млрд
руб.
Консолидация финансовых средств
акционеров позволила создать в обществе
внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских
работ. Ежегодно из этого фонда направляются
средства на решение около 70 проблем
отраслевого и межотраслевого значения, в
том числе производство импортозаменяющего
сырья, материалов, комплектующих изделий,
оборудования. Акционерами заключены
договоры с 30 научно-исследовательскими
организациями. Только в 1994 г. на эти цели
израсходовано около 800 млн руб.
Изменения, происшедшие в
торговле, и в первую очередь ликвидация
оптового звена и системы заказов, а также
увеличивающийся собственный товарооборот
заставили нас принять решение о создании
своей товаропроводящей сети. Розничная
торговая сеть акционерного общества
представлена магазинами в г. Луховицы (Московская
область), "Торговый Дом" в г. Кольчугино
(Владимирская область). "Торговый Дом"
в пос. Вербилки (Московская область) и
фирменным магазином АО "Рослегпром".
Заключено соглашение о партнерстве и
взаимопомощи с Комитетом Российской Федерации
по торговле, в соответствии с которым
осуществляется текущий обмен информацией о
торговой деятельности и конъюнктуре.
Начиная с 1993 г. "Рослегпром"
взял на себя проведение оптовых ярмарок по
продаже товаров текстильной
промышленности, сырья, комплектующих
изделий, в которых принимают участие
представители стран СНГ, инофирмы. В нояяре
1994г. в ярмарке участвовало 810 предприятий. 12
инофирм и было заключено сделок на 2,5 трлн
руб.
Несмотря на принимаемые
монополиями подобия «Рослегпром» меры,
текстильная отрасль России находится в
тяжелейшем положении. Производство
основных видов продукции в 1996 г. составило
лишь от 20 до 25% к уровню 1995 г. Более половины
всех рабочих работало в режиме неполного
рабочего времени или находилось в
вынужденном отпуске. По уровню средней
заработной платы работники текстильной
промышленности занимают одно из последних
мест среди других отраслей промышленности.
Обвальный спад производства
явился результатом финансовой нестабильности
предприятий, и прежде всего по причине
внешних факторов дестабилизации
экономики: опережающего роста цен на сырье,
материалы, энергоресурсы. Кроме того,
текстильная отрасль вступила в рыночную
экономику, не имея оборотных средств и
источников их пополнения. Оборотные
средства в текстильной отрасли на 70%
формировались за счет кредитов банка по
ставке не выше 6%. Сформировать же сегодня
оборотные средства за счет кредитов при
нынешних банковских ставках предприятия
не могут, так как при этих ставках
производство становится убыточным.
Но выход из кризисного состояния
имеется. Расчеты показывают, что в нынешних
условиях государственному бюджету
выгоднее направить 20% налогооблагаемой
прибыли предприятий на пополнение
оборотных средств, чем использовать на эти
цели кредит банка по ставке 200%.
Текстильная промышленность
является высокоэффективной и
быстроокупаемой отраслью. Только 1% роста
объема производства дает дополнительно
рынку продукции на 31 млрд руб., а бюджету -
доход в 6 млрд руб. Достаточно сказать, что в
1992 г. государственный бюджет на 25%
формировался за счет отчислений от доходов
легкой и текстильной промышленности.
Отечественная текстильная
промышленность имеет необходимые
производственные мощности,
квалифицированную рабочую силу для
обеспечения населения с различным уровнем
дохода тканями,волокнами и другими
товарами. Предприятия, построенные
инофирмами "под ключ" и технически
переоснащенные на современном уровне,
могут выпускать продукцию, конкурентоспособную
на внутреннем и мировом рынках. Об этом
свидетельствуют заказы, которые инофирмы
размещают на российских предприятиях
текстильной промышленности с последующей
реализацией произведенной продукции за
рубежом (в Англии, Финляндии. США, Италии,
Германии, Польше).
Однако отечественный рынок
сегодня заполнен в основном товарами из-за
рубежа, в том числе низкого качества. Их
ввоз в страну ничем не ограничен. По многим
видам товаров импорт составляет в
товарообороте 50 и более процентов. В то же
время российские предприятия вынуждены
сокращать объемы производства. На
потребительском рынке особенно остро
ощущается недостаток натуральных тканей из
шелка, шерсти, хлопка, других товаров для
социально незащищенных групп населения (детей,
пенсионеров), ибо цены на импортную
продукцию в 2-3 раза выше, чем на аналогичную
отечественную продукцию, что делает ее
недоступной для массового потребителя.
Возрождение текстильной
промышленности, в том числе и с участием
монопольных объединений групп предприятий,
невозможно без осуществления протекционистской
политики государства, отнесения ее к
приоритетным отраслям промышленности в
рамках общей государственной политики,
реформ и преобразований.
Прежде всего необходимо внести
изменения в налоговое законодательство,
стимулирующее рост объемов производства
продукции, устанавливающее
дифференцированные налоги на прибыль в
зависимости от социальной и государственной
значимости производимой продукции.
Упорядочение налогообложения позволит
снизить отпускные цены на продукцию,
следовательно, повысить покупательский
спрос на нее. В результате общие
поступления от отрасли в бюджет сохранятся
за счет роста объемов производства и
увеличения сбыта продукции.
Для защиты отечественного
производителя, включая и отечественных
монополистов, следует ограничить в 1997-1998 гг.
импорт товаров текстильной промышленности,
аналоги которых производятся в стране,
путем введения соответствующих квот на
ввоз и увеличение таможенных пошлин.
Принятие этих и некоторых других
временных мер поддержки отрасли будет
способствовать снятию социальной
напряженности в стране, а правительство
получит надежный источник пополнения
государственного бюджета.
Таким образом, если раньше
отрасли текстильной и легкой промышленности
обеспечивали более 20% доходной части
бюджета, а сегодня, после фактического
развала текстильной промышленности (используется
не более 20% ее промышленного потенциала), в
бюджет поступает не более чем 3%.
В 1994 г., к примеру, около 10%
продукции монополистического объединения
«Рослегпром» было отправлено в Голландию,
Германию, Чехию, США. Рекламаций нет. Весной
1995 г. объединению был вручен международный
приз "Золотой Глобус" за
конкурентоспособную высококачественную
продукцию и успехи в интеграции в мировую
экономику. Руководители объединения
надеются , что в 1998 году объединению удастся
выпустить более 40% изделий по заказам
западных фирм. Думается, что это должно
спасти коллектив от разорения. Но если в
ближайшее время Президент, Правительство,
наконец, Государственная Дума не изменят
отношение к текстильной промышленности, их
ничто не спасет.
В последнее время много
говорится об инфляции и путях ее уменьшения,
мы много слышим от самых высоких
руководителей обещаний, конкретные данные
публикуются в печати, но им уже мало кто
верит. Только рост промышленного
производства приведет к постепенному
снижению инфляции, укреплению рубля, к
росту благосостояния народа.
Недавно правительство Москвы
издало постановление, в котором попыталось
хоть в какой-то мере оказать помощь
промышленности товаров народного
потребления города, находящейся в
кризисном состоянии. Но, к сожалению, меры,
предусмотренные в этом постановлении,
недостаточны, так как для решения вопросов,
определенных этим постановлением,
необходимо решение федерального
правительства. Такое решение подготовлено,
но, по сведениям, которыми мы располагаем,
проект постановления Правительства России
завис в аппарате министерств. Проектом
этого постановления предусмотрены важные
мероприятия, направленные на стабилизацию
работы предприятий текстильной и легкой
промышленности, на защиту интересов
отечественных производителей и
предпринимателей. Расчеты показывают, что
осуществление мер, предусмотренных данным
проектом постановления, позволило бы
заметно стабилизировать работу
предприятий и в конечном счете увеличить
поступление средств в бюджет. Только по
предприятию «Рослегпром» дополнительные
поступления средств в бюджет составили бы
8,2 млрд руб., а расходы из бюджета для
проведения этих мероприятий - 5,8 млрд руб., т.
е. выигрыш государства составит 2,4 млрд руб.
плюс полное использование мощностей
отечественных предприятий, полная
занятость рабочих, рост платежеспособного
спроса населения.
Вместе с тем должно сказать, что
при внимательном ознакомлении с этим
проектом видно, что и в случае его принятия
далеко не все проблемы текстильной промышленности
будут решены.
Думается, что необходима
разумная система налогов, которая
способствовала бы развитию отечественного
предпринимательства. Нынешняя налоговая
система разрушает промышленность, так как
забирает в бюджет до 96% прибыли.
Вся налоговая система построена
так, чтобы сегодня, именно сегодня, а еще
лучше вчера, получить деньги, забывая о том,
что лучше организовать дело так, чтобы
ожила промышленность, тогда завтра бюджет
получил бы значительные средства. Почему-то
только в одной стране мира - России - часть
налогов платится вперед. Предприятия и так
не располагают оборотными средствами, а
если, не продав еще продукцию, заплатить
налоги, на что же тогда жить? Налоги
платятся за все, например за имущество.
Имущество - это основные средства - здания,
сооружения, техника, транспорт. Но в России
имущество - это еще и сырье, полуфабрикаты,
готовая продукция, незавершенное
производство и т. п. Получив кредит в банке
на обеспечение текущей деятельности, т. е.
фактически на пополнение оборотных средств,
акционеры вынуждены платить банку за
кредит 195-200% годовых, платить еще и
государству за этот же кредит, но уже по
другому механизму - поскольку на эти
средства они купили все необходимое для
производства с уплатой НДС и спецналога, а
платят еще и налог за имущество.
Известно, что в стране создан
гигантский бюрократический аппарат, и чем
дальше, тем создается еще большее
количество новых управленческих структур.
Не пора ли подумать о сокращении аппарата и
строжайшей экономии и в этой немалой части
бюджетных расходов?
Нужна разумная
внешнеэкономическая политика, которая
определялась бы не какими-либо
политическими пристрастиями, а интересами
развития российской экономики. Нужны
усилия правительства по возвращению отечественных
фирм на мировой рынок, в те страны, с
которыми Россия традиционно торговала.
В то же время нужно защитить
своего производителя и свой рынок. Известны
пути так называемых "челноков" и
другие пути, по которым в Россию проникает
продукция крайне низкого эстетического и
качественного уровня. В то же время,
например, отечественные текстильная,
швейная, трикотажная, обувная отрасли
промышленности, прошедшие в 80-е гг. через
техническое перевооружение, имеют
возможность обеспечить свой рынок
продукцией, которая, как уже говорилось
выше, с большим успехом продается в
европейских странах и США.
Необходимо поощряяь ввоз сырья,
не производимого на внутреннем рынке, но
крайне нужного для отечественной
промышленности. Для этого прежде всего надо
бы отменить НДС и таможенные пошлины на
некоторые виды сырья. И это не какие-то
льготы, это защита своего производителя.
Необходимо стимулировать
инвестиционную активность, прежде всего
предпринимателей. Нужно создать условия,
при которых банки были бы заинтересованы во
вложениях средств в долгосрочные программы.
Одним из таких стимулов может быть
уменьшение норм резервирования в тех
случаях, когда средства пошли на
долгосрочные кредиты. Должна измениться и
позиция самого государства как инвестора
за счет создания системы гарантий и
страхования инвестиций.
Автор курсовой работы прекрасно
понимает, что на пути к возрождению
текстильной промышленности России еще
много преград и трудностей, которые надо
преодолеть. Сократить этот путь способно
только сильное государство.
Предприятия текстильной, легкой,
местной промышленности и бытового
обслуживания населения, казалось бы, должны
были быстро и эффективно адаптироваться к
условиям рыночной экономики. Они, кстати, в
наибольшей мере охвачены приватизацией.
В соответствии с
Государственными программами приватизации
на 95% предприятий текстильной и легкой
промышленности осуществлено преобразование
форм собственности. Однако приватизация не
создала эффективного собственника,
вследствие чего центральная (исходная)
задача приватизации оказалась
невыполненной.
Если говорить об эффективности
деятельности предприятий, то она не только
не повысилась, но и «благодаря» тому, что
ряд приватизированных предприятий новые
хозяева пытаются перепрофилировать под
склады и другие подсобные помещения, часть
производственных мощностей, да и целые
производственные объекты, остановлены,
обесценены и физически разрушаются.
В ходе приватизации зачастую
возникает разрыв технологических связей.
Фирменные магазины приватизировались
отдельно от предприятий и в настоящее
время перепрофилированы на продажу винно-водочных,
табачных изделий и импортных продуктов
питания. Несмотря на конкурентоспособность
продукции указанных отраслей, торговля ее
не берет, и предприятиям приходится
самостоятельно сбывать продукцию, не имея
торговых площадей.
Рассматривая последствия
проводимых реформ в целом, следует подчеркнуть,
что масштабы спада производства в
текстильной и легкой промышленности
значительно превышают спад по
промышленности страны в целом. Падение
объемов производства ,к примеру, в 1994 г.
составило 40-60% по всей номенклатуре, а в
первом полугодии 1995 г. - 35-50%. Крайне тяжелое
положение сложилось и в социальной сфере
этих отраслей: в вынужденных отпусках или в
режиме неполной рабочей недели находится 70%
работающих. В ряде регионов с
преобладанием предприятий указанных
отраслей сложилась критическая ситуация на
рынке труда.
Профсоюз местной промышленности
и бытового обслуживания сообщает, что
изменение форм собственности отрицательно
сказалось на развитии этих отраслей,
особенно последней.
В сфере бытовых услуг продолжают
действовать факторы, которые отрицательно
влияют на стабилизацию деятельности
предприятий бытового обслуживания. Один
из них - неуправляемый рост цен. Цены по
услугам химической чистки, прачечных, бань
и проката только за 1994 г. выросли на 360-410%.
Индекс цен на бытовые услуги в апреле 1995 г.
по сравнению с декабрем 1994 г. составил 146%, на
водоснабжение и канализацию - 257%, коммунальные
услуги - 241% и т. д. Из-за снижения жизненного
уровня населения падает спрос на бытовые
услуги. В результате все виды услуг
убыточны, что отрицательно сказалось на
финансовом состоянии предприятий бытового
обслуживания населения.
С 1990 г. практически прекратили
существование 50% предприятий, занятых
различными видами услуг: химическая чистка,
прокат. Численность работающих в отрасли
составила 45% к уровню 1990 г. Тяжелое
положение с бытовым обслуживанием
особенно остро сказалось на сельских
жителях, а также жителях северных и
отдаленных территорий.
В условиях нестабильной
экономики в стране проведенная
приватизация осложнила работу по защите
социально-экономических интересов
трудящихся предприятий службы быта. В
результате разукрупнения предприятий этой
службы в регионах бывшие ателье, мастерские,
парикмахерские, фотографии стали
самостоятельными и, как правило, частными
предприятиями с численностью работающих
не более 5-10 человек. Из-за сложного
финансового положения этих предприятий
предусмотренные в колдоговоре мероприятия
по социальной поддержке трудящихся часто
не выполняются. Уровень заработной платы
рабочих, особенно в районах, низкий - в
пределах 45-80 тыс. руб. в месяц. Более 30%
работников отрасли попали под сокращение, а
остальные работают с неполной нагрузкой,
вынуждены уходить в административные
отпуска.
Все это обусловливает
невозможность реализации мероприятий, предусмотренных
коллективными договорами, особенно в части
своевременной выплаты заработной платы,
решения социальных вопросов трудовых коллективов.
Профсоюз отмечает: внешнее
благополучие в акционерных обществах не
отражает реального положения дел. Многие
моменты не предаются огласке. Это
происходит в связи с тем, что работники
находятся в полной зависимости от
работодателя в части размера заработной
платы, сохранения за ними занимаемых
должностей, предоставления социальных
льгот, жилья, путевок и т. д.
При акционировании предприятий
профсоюз остается единственным реальным
защитником интересов трудящихся. Но именно
с профсоюзными организациями у
работодателей возникают наибольшие трения
по вопросам выполнения трудового
законодательства, своевременного расчета
по заработной плате с работниками.
Некоторые руководители пытаются ущемлять
права профсоюзных организаций.
Рассмотрим , к примеру, отзывы
территориальных профсоюзных организаций
Белгородского и Псковского областных
Советов профсоюзов и Совета Федерации
профсоюзов Приморского края. В целом эти
отзывы охватывают анализ результатов
деятельности более 2500 приватизированных
предприятий этих субъектов федерации.
В Белгородской области
приватизировано 1450 предприятий, из которых
61% относились до приватизации к
муниципальной собственности, 22% - к
собственности субъектов Федерации, 17%-к
федеральной собственности.
Создание наибольшего количества
приватизированных предприятий пришлось
на 1992 г., когда была активно проведена
приватизация объектов торговли,
общественного питания и бытового
обслуживания населения. На их долю
приходилось около 78%общего количества
приватизированных предприятий области.
На основании устного опроса
работников многих предприятий приватизация
оценивается отрицательно как процесс, в
результате которого они стали менее
социально защищенными перед
работодателями.
По мнению Псковского областного
Совета профсоюзов, события последних двух
лет Показали, что даже использованный
трудовыми коллективами второй вариант
приватизации не принес им экономического
успеха и не создал условий для активного
участия трудовых коллективов в управлении
производством.
За 1993 г. второй вариант льгот
использовали 75% предприятий, ставших
акционерными. Однако, по итогам года
оказалось, что на большинстве предприятий
произошла концентрация контрольного
пакета акций в руках узкой группы
руководящих работников и других физических
лиц.
Совет Федерации профсоюзов
Приморского края сообщает: в крае с начала
процесса приватизации по 1 августа 1996 г.
приватизировано 1399 предприятий. В
торговле и общественном питании
приватизация началась раньше, чем в других
отраслях, но ситуация не лучше, чем где-либо.
Причина - административные методы
проведения приватизации, грубейшие
нарушения. Органы исполнительной власти,
комитеты по управлению имуществом на
местах проводят политику вытеснения
торговых работников из их профессиональной
сферы. Предприятия скупаются под офисы,
бары, видео- и игровые салоны, нередко
годами стоят закрытыми. Молоком, хлебом,
овощами приватизированные предприятия
торгуют неохотно, в минимальных объемах, а
то и вовсе избавляются от этих хлопотных и
нерентабельных товаров.
Все это заставляет иначе
взглянуть на приватизацию, обратить
внимание властей на необходимость внести
коррективы в ход приватизации. Иначе
сиюминутная финансовая выгода обернется
социальным взрывом населения.
Проведен опрос в отраслях
промышленности, торговли, общественного
питания, службе быта, транспорте, среди
руководящих работников, работников
среднего звена, рабочих и профсоюзных
работников по разработанной в данном
исследовании анкете. Он показал, что
большая часть руководящих работников и в
целом работников среднего звена, рабочих и
профсоюзных работников высказала
отрицательное отношение к приватизации. В
пользу приватизации высказался тот слой
руководителей, который завладел большей
частью акций и почувствовал себя
полноправным хозяином положения.
В связи с приватизацией
предприятий и организаций основная масса
многое потеряла:
заработная плата не
выплачивается месяцами;
- дивиденды по акциям не
выплачиваются;
- ухудшилась степень социальной
защищенности;
- лишились получения
бесплатного жилья, услуг здравоохранения;
- утрачены рабочие столовые,
профилактории, оздоровительные детские
лагеря, детские сады и ясли;
- уменьшились доходы работников
предприятий из-за смены режима работы, где
сплошь и рядом произошел переход на
сокращенный рабочий день или сокращенную
рабочую неделю;
- участились повсеместно случаи
вынужденных отпусков без сохранения
содержания, возросла безработица.
В массовом порядке нарушаются
права человека на труд и достойное жизнеобеспечение.
Приватизация собственности проведена
вопреки интересам народа. Такие же выводы
делают руководители и других
территориальных объединений профсоюзов.
Профсоюзы считают, что введение
частной собственности на землю приведет к
еще большему отчуждению ее от работников.
Признание неудовлетворительными
с точки зрения интересов большинства
населения итогов первого этапа
приватизации требует устранения
допущенных просчетов, разработки и
реализации новой концепции приватизации в
интересах народа.
|