Георгий Сластной
В
отечественной американистике, начиная с
конца 70-х гг., появилось много работ по
истории двухпартийной системы США.
В качестве методологической основы
была взята ленинская оценка этой системы
как “комбинации буржуазных партий, имеющих
перед собой постоянно и на определённых
исторических отрезках принципиально общие
задачи, решаемые, однако, различными
методами в зависимости от понимания этих
задач теми социальными группами, интересы
которых представляет и выражает каждая из
партий”. Теоретические
разработки отечественной американистики
строились на диалектическом подходе, с
помощью которого были определены законы
функционирования двухпартийной системы в
США: диалектическая связь политических
организаций с социально-экономической и
политической историей, относительная
автономность от перечисленных аспектов,
законы альтернативы и консенсуса как две
противоречащие основы двухпартийной
системы.
Вместе с
тем советские историки, как это не
парадоксально, мало внимания уделяли роли
масс в общественной жизни США периода
становления. Предметом
исследований, как правило, являлись сами
партии, их лидеры, программы, философия, что
вызвало со стороны радикальной
американской историографии обвинения ряда
отечественных исследователей в подражании
школе согласия. Было
непонятно, почему федералисты, идеология
которых противоречила классовым интересам
подавляющего большинства американцев,
смогли продержаться у власти целых десять
лет. Следовательно,
партийные предпочтения народных масс
лежали не только в плоскости классовых
интересов, но и на гораздо более глубоком
уровне. Более того,
зачастую федералистов поддерживали именно
фермеры, являвшиеся социальной базой
республиканцев. Объяснение
популярности федералистов надо искать
также в сложившемся менталитете
американцев, в существовавшей на тот момент
системе ценностей.
Колониальное
прошлое наложило серьёзный отпечаток на
массовое сознание. Д.
Бурстин, оценивая влияние пуританизма на
менталитет американцев, отмечает, что в
почитании религиозной ортодоксии
воспитывалось уважение к закону.
Данное обстоятельство в значительной
степени обусловило консервативный
характер американцев. Как
известно, федералисты изображали себя
защитниками идеи «власти закона», партией
порядка, а возможный приход к власти своих
политических противников сравнивали с
ужасами и террором Французской революции,
которые неизбежно должны были привести к
диктатуре. Необходимо
отметить ещё одну важную черту
американского характера, отмеченную
практически всеми европейцами,
путешествовавшими по английским колониям,
а за тем и по Соединённым Штатам, — уважение
к богатству и деньгам. Для
рядового населения преуспевающие
бизнесмены чаще являлись образцом для
подражания, нежели объектом ненависти и
презрения.
Политическая
жизнь колоний полностью
находилась в руках элиты.
Массы лишь пассивно одобряли заранее
выдвинутые на выборы кандидатуры.
Колониальная элита всеми силами
удерживала монополию на власть.
В Новой Англии основным орудием
управления массами была
Конгрегационалистская церковь.
Её служителей объявили ангелами,
божьими посланниками, которые доносили
слово божье до простых смертных, оценивали
поступки людей и принимаемые законы с точки
зрения правильности и т. д..
Авторитет церкви оставался высок и в
период правления федералистов.
Осмеливавшегося его оспорить ждало
неминуемое наказание. По
словам Г. Адамса, который первый провёл
взаимосвязь между консервативными
ценностями и популярностью федералистов, «Стоило
человеку оспорить авторитет церкви,
священнослужитель надевал на голову
треуголку, брал в руку трость с серебряным
наконечником и шёл по улице, стуча в двери
лучших из своих прихожан, предупреждая о
возникновении духа вседозволенности ...,
который мог быть подавлен только
решительным совместным усилием.
Каждый, попавший под такое осуждение,
панически боялся, что затем предстанет
перед судом магистрата».
В южных колониях, где не было сильного
влияния церкви, власть безраздельно
сосредоточилась в руках кучки плантаторов.
Выборы в представительные органы
власти были формальностью, результаты
полностью зависели от щедрости кандидатов.
Председательствующий на голосовании
шериф мог в любое время прервать ход
выборов, если побеждал неугодный кандидат.
В Виргинии ко второй четверти XVIII
в., как пишет историк Э. Морган, сложилась
система, состоявшая из смеси «рабства и
свободы ...: рабская рабочая сила,
изолированная от остального общества
цветом кожи и расизмом; слой крупных
плантаторов, искушенных в политике и
политическом маневрировании; большая по
численности группа маленьких плантаторов,
убеждённых, что их интересы хорошо
отстаивались лидерством их больших соседей».
Сдвиг в
массовом сознании произвела Американская
революция. Один из
её видных деятелей будущий президент и
федералист Дж. Адамс отмечал: «Что мы
подразумеваем под Революцией? Войну? Она не
являлась частью Революции, а была лишь её
эффектом и следствием. Революция
произошла в умах людей».
Насколько же изменилось сознание масс в
революционную эпоху? В
американской историографии большое
внимание народным массам как
самостоятельной движущей силе революции
оказывалось только со стороны радикальной
историографии, возникшей на базе движения
новых левых 60-х годов. Отечественные
историки подвергли критике тезис о наличии
у масс собственной идеологии, отличной от
буржуазной. Тем не
менее, нельзя не признать заслуги новых
левых — массы были поставлены в центр
революционного процесса, в качестве
активного политического субъекта.
Революция вывела народные массы из
вековой спячки, вселив в них веру в
собственную силу и значимость, привила
интерес к политике. Выборы
из всеобщего подкупа и спаивания
превратились в ответственное для людей
мероприятие. Зарождалась
новая политическая культура.
Важным
обстоятельством для объяснения поддержки
федералистов со стороны народных масс
является то, что Соединённые Штаты, в момент
образования федеративного государства
находились на стадии первоначального
накопления капитала. Девизом
этой эпохи было всемерное обогащение, не
важно, каким способом. Разделение
на промышленников, аграриев, банкиров,
спекулянтов, торговцев, фермеров и т. д.
нельзя возводить в нечто застывшее,
несоприкасающееся. В
это время на посреднической торговле
сделали состояние многие видные
федералисты, пример которых «вдохновлял»
массы, вселял у простых американцев надежду
на повышение своего социального статуса.
Такое «геройство» есть проявление
крайнего индивидуализма, имеющего в США
глубокие корни. Дело
в том, что в Америке, начиная с ранних
колониальных времён, господствовали
индивидуальные формы хозяйствования, а не
общинные. Фермер
сам расчищал свой земельный участок, сам
его пахал, зачастую в одиночку отбивал
нападения индейцев, сам решал коммерческие
вопросы, короче, был сам себе хозяин.
Из поколения в поколение у американцев
воспитывался принцип надеяться только на
себя. Люди, «сделавшие
себя сами», пользовались огромным
уважением, к их мнению прислушивались
остальные. Поэтому
значительная часть рядового фермерства,
рабочих не внимала джефферсоновским
проклятиям в адрес денежных мешков.
Немаловажным обстоятельством являлось
и то, что многие фермеры и наёмные рабочие
извлекали прямую пользу из
коммерциализации общества.
Практически все историки отмечают
повышенную популярность федералистов в
районах с интенсивным товарным хозяйством.
Особенно сильны были позиции
федералистов среди аграриев в Коннектикуте,
где значительным влиянием пользовалась
традиционная в Новой Англии
конгрегационалистская церковь.
Типичный федералист, поддерживая
лидеров, чувствовал себя в некотором роде
связанным с политической федералистской
элитой.
Электорат
обеих партий в общих чертах распределялся
по географическому принципу.
На Северо-Востоке, в Нью-Йорке, штате
Делавэр, которые специализировались на
посреднической торговле, власть находилась
в руках федералистов. В
большинстве южных и западных штатах, а
также Пенсильвании популярностью
пользовались республиканцы.
В объяснении такого расклада сил наряду
с классовой направленностью идеологии
обеих партий важную роль играет массовое
сознание. Одна из
его особенностей заключалась в том, что
американцы в данный период ещё не ощущали
себя единым народом. Само
понятие союзного государства было новым.
И хотя П. Генри во время Американской
революции сказал, что он не виргинец, а
американец, подавляющее большинство
населения молодой республики считали своей
родиной не США, а Массачусетс, Виргинию,
Пенсильванию и другие отдельные штаты.
Только жители Новой Англии ощущали себя
неким единым целым. Штаты
сильно отличались друг от друга нравами,
обычаями, законодательством, экономикой,
что ни о каком быстром возникновении новой
общности под названием «американский народ»
не могло быть и речи. Люди
из разных регионов относились к друг другу
с большой подозрительностью.
Не удивительно, что для многих первые
партийные президентские выборы,
состоявшиеся в 1796 г. после ухода с
политической сцены Дж. Вашингтона, были
голосованием за «своих» людей, то есть за
земляков.
Президентская
гонка 1796 г. показала, что народ в
значительной степени продолжал
воспринимать кандидатов на высший
государственный пост сквозь призму их
личных качеств (место жительства,
вероисповедание, имущественное состояние,
деловая репутация, решение конкретных дел),
а не по принадлежности к той или иной партии.
Сами же кандидаты даже не имели
предвыборных программ. Обличение
оппонента выражалась в приклеивании
ярлыков типа «монархист», «якобинец», «безбожник»,
которые имели весьма отдалённое отношение
к политическим взглядам Адамса и
Джефферсона.
Новый
президент являлся лидером аграрного крыла
правящей партии. По
иронии случилось так, что именно
деятельность администрации Адамса
заставила многих рядовых американцев
пересмотреть своё отношения к федералистам.
Сказались несколько факторов: и
отсутствие у нового президента
вашингтоновской харизмы, и то, что
инициатива в партии и правительства
продолжала оставаться у «крайних»
федералистов, ведомых А. Гамильтоном.
В экономике власти следовали пути
введения прямых налогов, которые являлись
самыми непопулярными. Был
учреждён налог на недвижимость и рабов,
который упал ярмом именно на сельских
производителей. В
юго-западной Пенсильвании это повлекло за
собой восстание под предводительством
Фрайза. Страна
погрязла в спекуляциях, государственный
долг продолжал расти. Политические
мероприятия были направлены на уничтожение
оппозиции и двухпартийной системы вообще.
В обстановке американо-французского
кризиса конгресс принял законы “Об
иностранцах” и “О государственной измене”,
ставившие цель ликвидировать растущий
авторитет оппозиции.
На
президентских выборах 1800 г. победила
оппозиция во главе с Т. Джефферсоном.
В этой связи встаёт вопрос: привела ли
непопулярная политика администрации Дж.
Адамса к изменению в сознании бывших
сторонников федералистской партии.
Выборы 1800
г. в общих чертах проходили по сценарию 1796 г.
Как и в 1796 г., голоса за Дж. Адамса и Т.
Джефферсона распределились по
географическому принципу.
Народ голосовал не по идеологическим
соображениям, а за «своих людей», якобы
отстаивающих интересы регионов.
В своём политическом выборе рядовые
американцы оставались несамостоятельны: их
суждения являлись в большой степени
отражением позиции региональных лидеров.
Такая ситуация во многом вытекала из
плохой информационной освещённости
политической борьбы. Не
каждый мог приобрести периодические
издания, а в существующих доминировали
политические сплетни. Разве
можно было ожидать «революции» в сознании
масс, если их изо дня в день приход
республиканцев к власти трактовался как
пришествие безбожника, анархии и конец всем
свободам?
Победа
оппозиции далась нелегко; Адамс отстал от
фаворита президентской гонки ненамного,
всего на 8 голосов. (За
победителя проголосовали 73 выборщика
против 65.) Можно
сказать, что федералисты сами привели
республиканцев к власти, проводя в жизнь
непопулярные меры. Никакого
«прозрения» в массах не произошло;
определённая часть населения
проголосовала не за идеологию
республиканцев, а против мероприятий
администрации Адамса. Поэтому
успех оппозиции не есть «революция 1800 г.»,
как называл свою сам Т. Джефферсон.
Г. Адамс констатировал, что население
жило старыми привычными суждениями и
привычками и не собиралось их менять.
Задача нового президента заключалась в
том, чтобы разбудить у народа интерес к
новому, покончить с чрезмерным
консерватизмом.
Изменение
настроения масс в пользу республиканцев
произошло уже в XIX
в., когда новая власть конкретными делами
доказала, что отстаивает интересы
большинства. Были
упразднены все внутренние налоги,
территория страны увеличилась более чем в 2
раза, облегчился доступ к западным землям.
Изменилось и отношение бизнеса,
традиционно поддерживающего федералистов.
При новой власти на момент введения
эмбарго в 1807 г. общий тоннаж американского
флота увеличился более чем в 6 раз.
Под угрозой обострения англо-американских
отношений республиканцы выдвинули идею
развития промышленности за счёт
перетекания в неё торгового капитала.
Новая власть была вынуждена
заимствовать некоторые важные положения из
идеологического багажа своих оппонентов,
чем и поставила федералистскую партию к 1807
г. на край гибели.
|