On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Полномочия милиции общественной безопасности

Обширные и многосторонние задачи милиции общественной безопасности требуют того, чтобы органы милиции общественной безопасности, ее сотрудники были наделены для выполнения этих задач соответствующими полномочиями, включая полномочия по применению мер государственного принуждения. В правовых актах, названных выше, полномочия милиции общественной безопасности определены и зафиксированы в духе указанного требования. В конкретном виде, наиболее полно полномочия милиции общественной безопасности закреплены в Законе о милиции, к которому отсылают в этом вопросе многие другие нормативные акты. Следует объединить многочисленные и разнообразные обязанности и права милиции общественной безопасности в группы с целью более глубокого и правильного их понимания, изучения.

Закон о милиции, как и другие законодательные акты в правоохранительной сфере, разработанные и принятые непосредственно перед принятием Конституции Российской Федерации и впоследствии, на первое место среди задач того или иного правоохранительного органа, и в данном случае милиции общественной безопасности, выдвигают задачу охраны прав и законных интересов российских граждан. Последуем этому правилу и мы и в первую группу полномочий милиции общественной безопасности включим лишь те ее обязанности и права, которые она исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. В таком случае в эту группу полномочий милиции общественной безопасности войдут:

а) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их здоровья и жизни,

б) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры по ним,

в) выдавать в соответствий с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, выдавать разрешение на создание негосударственных детективных служб,

г) охранять имущество граждан - на основе договоров, оставшегося без присмотра в чрезвычайных условиях (аварий, стихийных бедствий и т.п.),

д) обеспечивать проведение в жизнь паспортной системы,

е) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Нетрудно видеть, что перечисленные полномочия милиции общественной безопасности в отношении граждан носят характер помощи, содействия гражданам в реализации ими своих прав и интересов, эти полномочия милиции общественной безопасности непосредственно не связаны с применением в отношении граждан мер административного принуждения.

В следующую группу полномочий милиции общественной безопасности включим те ее права и обязанности, которые имеют целью охранить тех же граждан, общество, государство от правонарушений, применяя для этого широкий круг мер предупредительного и пресекательного характера.

Здесь также будем исходить от принятой классификации мер административного принуждения на пять видов и групп: меры государственной необходимости, меры контрольно-предупредительные, меры административного пресечения, административно-восстановительные меры, меры административной ответственности. Задачи милиции общественной безопасности столь обширны, что закон наделяет ее полномочиями по применению всех пяти видов мер административного принуждения.

Первая из названных группа мер административного принуждения в виде, например, реквизиции имущества граждан - мера необходимая, применяемая при отсутствии со стороны собственника правонарушений, проводится по решению центральных государственных органов, исполняется же органами внутренних дел.

В группу контрольно-принудительных мер Закон о милиции включил большую группу мер, применяемых в отношении граждан, должностных лиц и организаций, цель - предупредить возможное правонарушение. К ним относятся:

а) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах,

б) регулировать дорожное движение с целью обеспечения безопасности, производить регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспортными средствами,

в) контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно-освобожденными из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено,

г) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову правоохранительных органов, а также привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают заразными болезнями, определенными в законодательстве,

д) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушения,

е) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции общественной безопасности,

ж) вносить в соответствии с Законом в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений,

з) осуществлять предусмотренные законодательством учет лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов,

и) проводить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных предступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности,

к) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках,

л) производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажира,

м) осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются,

Законом о милиции закреплены контрольно-предупредительные меры административно-технического характера - ограничение или запреты движения транспорта и пешеходов, запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии достаточных оснований, указанных в законе, оцепление (блокирование) участков местности и т.п. меры (ст. II Закона о милиции, пп. 20,22,23).

Все перечисленные контрольно-предупредительные меры со стороны милиции общественной безопасности применяются в целях предупреждения правонарушений, при наличии предположений и возможностей их совершения, но пока еще при отсутствии, или точнее - необнаружении правонарушения. Применяются они, как видим, в отношении граждан, должностных лиц и организаций.

Следующая группа мер административно-правового характера, применяемых милицией - меры административного пресечения.

Она включает тоже значительный ряд конкретных мер, общей и единственной целью которых является пресечение правонарушения - обнаруженного, совершающегося, что называется, на глазах, в данный момент.

Закон о милиции и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения, которые вправе применять милиция:

а) привод в милицию лиц, с последующим составлением протокола об административном правонарушении (Закон о милиции, ст. 11 п. 5),

б) административное задержание лица, совершающего правонарушение. Данная мера из всех мер административного пресечения наиболее часто применяемая, при различных видах правонарушений, предусмотрена Законом о милиции общественной безопасности, в КоАП РФ. Различаются несколько видов административного задержания лиц, по продолжительности, а также в зависимости от того, в отношении каких лиц эта мера применяется: задержание до 3 часов для составления протокола о выяснении личности (ст. 11 п. 5 Закона о милиции общественной безопасности, ст. 242 КоАП); задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство, нарушивших порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ряда других нарушителей, указанных в ст. 242 КоАП, до рассмотрения дела, но не свыше суток (ст.ст. 242, 257 КоАП); задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (ст. 11 п. 9 Закона о милиции); задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (ст. II п. 8 Закона о милиции); задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления продолжительностью не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ, ст. II п. 7 Закона о милиции), по Указу Президента РФ от 14 июня 1994 г. по отношению к лицам, подозреваемым в бандитизме и совершении иных тяжких преступлениях, совершаемых организованными преступными группами, задержание может быть применено на срок до 30 суток.

в) меры пресечения административно-технического характера: запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством, задержание транспортного средства, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (ст. II п. 23 Закона о милиции общественной безопасности, ст. 245 КоАП),

г) при выявлении нарушений установленных правил хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов (ст. II п. 24 Закона о милиции, ст. 27 Закона об оружии, ст. 244 КоАП), с последующим привлечением к административной или иным видам ответственности,

е) аннулирование выданных лицензий и разрешений: на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности (ст. 11 п. 26 Закона о милиции), лицензий на производство, продажу или приобретение оружия, а также разрешений на хранение и ношение оружия (ст. 26 Закона об оружии),

ж) применение физической силы в качестве меры административного пресечения предусмотрено статьям 12 и 13 Закона о милиции общественной безопасности: сотрудники милиции общественной безопасности вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей;

з) применение специальных средств, имеющихся на вооружении милиции общественной безопасности. Законы о милиции, о внутренних войсках, о государственной границе и другие предусматривают применение в качестве мер административного пресечения особых по степени своей тяжести средств, которые назвали специальными. Ранее, до 90-х годов, в открытом законодательстве ничего не говорилось, в том числе и в Кодексе об административных правонарушениях, по причине не предавать их всеобщей гласности. Применяются специальные средства различными правоохранительными органами, имеются частные различия и в «наборе» спецсредств, но общие правила их назначения и применения, как средств пресечения правонарушений, остаются едиными.

В Законе о милиции (ст. 13) содержится исчерпывающий, т.е. не подлежащий расширительному толкованию, перечень специальных средств - резиновые палки, наручники, светозвуковые средства, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие вещества, служебные собаки, - всего численностью восемь специальных средств. Поскольку все специальные средства сохраняют потенциальную возможность причинить лицу, его здоровью, его собственности ущерб, притом может быть и значительный, Закон четко определяет девять условий, при наступлении или наличии которых допускается их применение - для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции общественной безопасности, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, и другие условия (ст. 13 ч. 1). Не ограничиваясь этим предписанием, Закон оговаривает, далее, какие специальные средства в каких условиях может быть применены - для каждого средства, например, наручники применяются в трех условиях - для пресечения оказываемого сотрудникам милиции общественной безопасности сопротивления, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления, для доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотрудникам милиции общественной безопасности,

и) применение и использование огнестрельного оружия в качестве меры административного пресечения. Из всех показанных выше мер административного пресечения применение огнестрельного оружия мера, конечно, крайняя, возможная с крайним исходом для лица, в отношении которого применяется, но мера необходимая. С учетом такого характера и особенностей данной меры Закон о милиции общественной безопасности сформулировал и закрепил девять четко определенных оснований для применения сотрудником милиции общественной безопасности огнестрельного оружия, из которых восемь оснований причиной своего возникновения имеют правонарушения и только девятое иного рода: «для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных». В число оснований в связи с правонарушениями входят: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни и здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции общественной безопасности, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобождения заложников, для отражения группового или вооруженного нападения на жилище граждан, помещения государственных органов и другие основания (ст. 15 Закона о милиции общественной безопасности).

Следует особо отметить недавно сформулированное и введенное в закон основание применения огнестрельного оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудников милиции общественной безопасности (ст. 16 Закона о милиции).

Запрещается законом применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции общественной безопасности, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции общественной безопасности в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Об этом, далее, ставится в известность прокурор.

Применение рассмотренных трех групп средств - которые можно объединить в особую группу, как это и делает Закон о милиции в статье 12, требует от сотрудников милиции общественной безопасности определенной подготовки, что совершенно очевидно. Поэтому закон требует, чтобы сотрудники милиции общественной безопасности проходили специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением этих особых средств. При их применении сотрудник милиции общественной безопасности обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции общественной безопасности, за исключением случаев, когда промедление в применении особых средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудника милиции общественной безопасности. Должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения.

Полномочия милиции общественной безопасности содержат, далее, группу административно-правовых мер, определяемых в законе как меры административной ответственности.

Милиция, в отличие от ряда других правоохранительных органов, например, внутренних войск, наделена юрисдикционными полномочиями, т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административной ответственности, к которым примыкают полномочия по возбуждению административного преследования, исполнению мер административной ответственности, назначенных самой милицией и другими органами, например, административного ареста по постановлению суда (судьи). Но сердцевиной юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности является, конечно, ее полномочия по привлечению к административной ответственности.

Закон о милиции (ст. 11 п. 5) в предельно краткой форме так определяет содержание юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности: «составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры». Под законодательством здесь, разумеется, Кодекс об административных правонарушениях, а под другими мерами - меры административной ответственности в том же Кодексе.

Что касается протоколов об административных правонарушениях, то по большинству правонарушений их составляют именно сотрудники милиции общественной безопасности, оставляя часть из них для рассмотрения самой милицией, а другие направляя в иные юрисдикционные органы - в суды, государственные инспекции и т.д.

Назад       Главная       Вперёд