К сожалению, и после принятия 18
апреля 1991 года Верховным Советом России
Закона РСФСР «О милиции» , основные идеи
которого основывались на принципах
департизации, деуниверсализации, уважения
и соблюдения прав человека, расширения прав
милиции, демократизации условий службы и т.
д., основные проблемы системы не были
разрешены. Наоборот некоторые участки
ее работы изза неоправданного разъединения
подчиненности, пересмотра компетенции
оказались в полупарализованном состоянии.
Становится все более ясным, что
на путях изолированных организационных
реорганизаций старые болезни милиции
только усугубляются.
Система МВД, несмотря на
искренние усилия своих сотрудников,
продолжает испытывать постоянную
тенденцию к бюрократизации, формализму,
бумаготворчеству, «валовым» методам pаботы,
снижению профессионального уровня в служебной
деятельности. Моральнопсихологическая
атмосфера в органах внутренних дел,
несмотря на наличие сейчас системы их
материальной поддержки, усложняется.
Распространенными явлениями продолжают
оставаться нарушения законности, произвол,
пьянство, низкая культура служебных отношений.
В МВД сохраняется высокий уровень
самоубийств I0 % от всех случаев смерти и
гибели сотрудников. В отдельные же годы
этот уровень превышал число погибших при
исполнении служебных обязанностей.
Эффективность служебной
деятельности милиции общественной
безопасности практически по всем ведущим
показателям ухудшается. За 6 месяцев 1994
года не установлены преступники,
совершившие 1941 убийство, свыше 9,5 тыс.
тяжких телесных повреждений, более 1,5 тыс.
изнасилований, более 5 тыс. разбоев, 296 тыс.
краж личного имущества граждан. В 1994 году не
раскрыто 450990 преступлений на 108,5;% больше,
чем в 1992 году.
В 1990 году в России было
зарегистрировано около 1 млн. 840 тыс.
преступлений, в том числе 15,5 тыс. убийств, до
41 тыс. тяжких телесных повреждений, 648 тыс.
краж личного имущества граждан. При этом
почти каждое второе из числа указанных и
других зарегистрированных по линии уголовного
розыска преступлений осталось нераскрытым.
В настоящее время данные
тенденции сохраняются. Продолжает падать
активность в деле выявления правонарушений,
не прекращается, а принимает новые
изощренные формы укрытие преступлений от
учета: в системе МВД реализуется массовая
практика такого укрытия. Изза этого не
соответствует реальности уголовная
статистика. Процент преступлений
укрываемых, нерегистрируемых и
нерасследуемых растет. По мнению прокурора
Ульяновской области Ю. М. Золотова, стала
нормой борьба с преступностью на бумаге и
фальсификация статистики преступлений:
фиктивно раскрытые преступления
квалифицируются как менее тяжкие, искусственно
завышаются данные по раскрытию
преступлений, когда, например, каждая
стадия одного раскрытого преступления
выводится как самостоятельная .
Среди сотрудников, несмотря на
регулярное увеличение содержания,
распространяется апатия и равнодушие.
Практически повсеместно ощущается
нехватка квалифицированных кадров
основных служб, углубляется эрозия
профессионального ядра
правоохранительных коллективов. Почти
каждое пятое дело, отправленное прокурору и
в суд, возвращается на доследование;
следственные изоляторы переполнены, объявляются
голодовки ради ускорения следственного
процесса.
До критического уровня снизился
творческий элемент в работе, что не может
самым негативным образом не сказаться на
моральном самочувствии сотрудников. «Отсутствие
инициативы у руководства порождает
стереотип. Ты придумаешь, ты сделаешь, тебя
и накажут за то, что плохо сделал. Молодой
специалист прибывает по окончании учебного
заведения в подразделение полный энергии,
с огромным желанием отдать всего себя
борьбе с преступностью. И... получается
парадокс. Чем больше он трудится, не
считаясь с личным временем, тем больше к
нему претензий. Малопомалу ко вчерашнему
новичку приходит «прозрение» .
Служебная деятельность,
требующая определенной процессуальной
стабильности, размеренности и системности,
постоянно дезорганизуется различными
верхушечными шараханьями, влекущими
всевозможные неправовые уклоны (обвинительный,
оправдательный, репрессивный, «гуманистический»
и т. д,), связанные с ними повышенную нервную
наэлектризованность и невротизацию
сотрудников. Следует отметить, что
прокуратура, призванная к охране правового
режима в процессуальной сфере, во многом
сама стала своеобразным проводником
различных политических влияний, следствием
чего было усиление бюрократизации милиции,
в том числе и милиции общественной
безопасности.
Процесс бюрократизации не только
не был остановлен перестройкой с ее
хаотическими и несистемными политикоправовыми
новациями, но и стал нарастать под
давлением необходимости широкого
применения командных методов поддержания
правопорядка в период резкого роста
преступности. «В нашей служебной
повседневности часто царит полнейшая
чепуха, пишет в редакцию доведенный до
отчаяния сотрудник уголовного розыска.
Спускаются сверху тысячи инструкций,
которые говорят, как нужно сидеть,
передвигаться, дышать работнику милиции
общественной безопасности. Но ни одна из
них не говорит, как нужно работать, чтобы
был конечный результат. Доходит до того, что
вызывают в главк, спрашивают, почему не раскрыл
то или иное преступление. Начинаешь
объяснять нехватка людей, большая
загруженность. Отвечают мы, дескать, не
спрашиваем про нехватку, спрашиваем, почему
не раскрыл. Объясняешь отсутствие
транспорта, несознательность некоторых
сотрудников. «И про это не спрашиваем, почему
не раскрыл?» «Ну, не раскрыл и все!» «А
раскроешь?» «Раскрою». «Ну иди».
Выходишь и недоумеваешь а зачем
приглашалито? Самым главным механизмом
торможения являются люди, сидящие наверху
годами без деятельности. Если они когдато и
умели работать, то разучились» .
Конечно, бюрократизация сама по
себе не может рассматриваться в качестве
самостоятельной причины процессуальных
деформаций. Она образует постоянный
давящий на процесс фон в силу более
глубоких, малорефлектируемых наукой и
практикой процессов в правовой системе.
Бесполезнее всего бороться с бюрократизмом
как таковым. Сама юридическая деятельность
при определенных условиях и параметрах правовой
системы продуцирует особый режим
функционирования правоохранительной
инфраструктуры, в котором административное
управление юридическим процессом
вытесняет процессуальное управление
охраной правопорядка и бюрократия и
бюрократизм становятся необходимыми
институтами поддержания эффективности
юрисдикционной работы.
Бюрократический вариант
юриспруденции воспроизводится через
эрозию юридического профессионализма в
системе милиции общественной безопасности.
В милицейской сфере эта эрозия постепенно
привела к упадку ведущую отрасль индустрии
полицейской борьбы с преступностью
оперативнорозыскную деятельность. В отсутствие
полноценной судебной власти, политизации
прокуратуры, оперативнорозыскная работа
милиции без классических процессуальных
стимулов к совершенствованию постепенно
превратилась в грубопримитивный, вечно
балансирующий на грани законности
институт продуцирования валовых
показателей раскрываемости, чуждый
перспективе развития розыскного дела, его
научнотехническому прогрессу.
Блестящие показатели
раскрываемости преступлений в СССР по
многим позициям, наверное, лучшие в мире,
при первом же соприкосновении с
изменяющейся структурой, качеством
преступности, элементарными мерами по
укреплению статуса суда и процессуальных
гарантий резко пошли вниз. Так, если в
начале 80х годов раскрываемость по линии уголовного
розыска в среднем составляла примерно 70%, то
в 1993 году, по данным министра юстиции РФ Ю. X.
Калмыкова, «из всех зарегистрированных (только
зарегистрированных) преступлений остались
нераскрытыми (а значит, и безнаказанными)
почти половина. Это почти полтора миллиона
преступников, которые так и не предстали
перед судом» .По данным же зав. отделом НИИ
проблем укрепления законности и
правопорядка при Прокуратуре РФ А. Д.
Бойкова, сейчас в России не раскрывается
до 74% преступлений .
Архаичность оперативнорозыскных
и тесно с ними связанных иных форм и
методов милицейской работы особенно
проявилась при попытках скоростного
приобщения к западноевропейским
процессуальным и надзорным институтам типа
презумпции невиновности или формулы «все
разрешено, что не запрещено законом»,
которые были повсеместно отторгнуты
юридической практикой.
|