В международных отношениях
гражданско-правового характера
межправительственные организации
выступают как международные юридические
лица, обладающие международными иммунитетами.
Приобретая собственность на
имущество, находящееся в разных странах,
заключая сделки имущественного характера с
гражданами различных государств,
межправительственные организации не
подчиняют эти свои отношения ни
национальному праву, ни национальной
юрисдикции какого-либо государства.
Межправительственная организация не может
быть привлечена к разбирательству в
национальном суде в качестве ответчика; в
отношении ее собственности не применяются
меры принуждения по предварительному
обеспечению иска, как и не применяются
принудительные меры по обеспечению исполнения
судебного решения. Имущество
межправительственной организации, хотя бы
находящееся в руках третьих лиц, не может
быть предметом виндикации, на него не может
быть обращено взыскание.
Иначе говоря,
межправительственные организации системы
ООН в международных гражданско-правовых
отношениях пользуются международными
иммунитетами - системой льгот,
заключающейся в определенном изъятии из-под
действия национального законодательства
и судопроизводства.
Иммунитеты межправительственных
организаций имеют договорное
происхождение и закрепляются, как правило,
в их учредительных документах (уставах) или
в других международно-правовых
соглашениях.
В системе ООН вопрос об
иммунитетах межправительственных
организаций впервые встал при выработке
Устава Организации Объединенных Наций.
При обсуждении этого вопроса в процессе
создания ООН решались две задачи:
а) фундаментальное
теоретическое обоснование иммунитетов
международной организации и
б) выработка конкретной статьи
Устава, определяющей иммунитеты без
излишней детализации.
Участники дискуссии признали,
что межправительственные организации
пользуются международными иммунитетами на
иной, чем государства-члены, основе.
Государственные иммунитеты базируются на
том основании, что их носители - суверенные
образования. Международные иммунитеты
государства служат правовым выражением
принципа «равный над равным власти не имеет»
и присущи государству с момента возникновения.
Международные иммунитеты
межправительственной организации могут
возникнуть только на договорной основе и
предоставляются учреждению в силу
функциональной необходимости.
Межправительственные организации
наделяются международными иммунитетами с
целью создания такого статуса, при котором
организация сможет беспрепятственно осуществлять
свои полномочия международного характера,
оставаясь независимой от действия
национального права и судопроизводства
отдельных государств.
Функциональный характер
иммунитетов межправительственных
организаций впоследствии нашел широкое
признание в международно-правовой
литературе. Функциональная природа
иммунитетов международных институтов
базируется, во-первых, на том
обстоятельстве, что только иммунитет
способен защитить организацию от контроля
со стороны отдельных государств-членов; во-вторых,
позволяет международной организации
иметь собственные материальные и денежные
ресурсы, не подпадающие под действие
соответствующих контрольных механизмов
государств, в которых находится штаб-квартира
или ее отделения; в-третьих, иммунитет
позволит уберечь организацию от бремени
налогов в пользу казны отдельного
государства.
Идея функциональной
необходимости иммунитетов нашла отражение
в ст. 104 и ст. 105 Устава ООН, посвященных статусу
международной организации как
юридического лица и ее международным
иммунитетам. Обе эти статьи были сформулированы
в предельно общем виде и включали в себя
следующие положения: Организация
Объединенных Наций пользуется на
территории каждого из своих членов такими
правоспособностью, привилегиями и
иммунитетами, которые необходимы для
выполнения ее функций и достижения ее целей.
Последующая детализация
положений об иммунитетах ООН была
произведена в ряде соглашений, заключенных
Организацией Объединенных Наций с
государствами-членами. В первую очередь
здесь следует назвать Конвенцию о
привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля
1946 года и Соглашение о штаб-квартире ООН от
26 июня 1947 года.
Соглашение о штаб-квартире ООН
предусматривает, по сути дела, иммунитет
от юрисдикции США (изъятие из-под действия
национального законодательства) и
судопроизводства (неподсудность
гражданско-правовых споров с участием ООН
национальным судам США).
В разделе 7 Соглашения
предусматривается, что американское
законодательство может применяться к
сделкам ООН только в том случае, если оно
не противоречит внутренним правилам ООН.
Иными словами, в Соглашении закладывается
возможность
созданияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяй
организации в отношении сделок гражданско-правового
характера. И лишь в случае отсутствия
особых правил возможно обращение к
американскому закону. На практике большая
часть гражданско-правовых отношений
международных учреждений на территории
США регулируется внутренними правилами
международных организаций, а
законодательству США отводится вспомогательная
роль, оно действует лишь в качестве
дополнения к правилам международной
организации и лишь постольку, поскольку те
или иные вопросы не урегулированы этими
правилами.
Иммунитет от судопроизводства
предусмотрен в разделе 8 Соглашения о штаб-квартире
ООН, определяющем, что местные суды имеют
власть над всеми актами, совершенными в
районе Организации Объединенных Наций,
только с согласия или по требованию самой
ООН. При этом применение национальной
судебной
процедурыыыызыыыныыыиыыыыыыыыыыиыыы ывыы
выраженного согласия на это компетентного
органа международного учреждения. В этом же
Соглашении предусматривается изъятие
собственности ООН из-под действия прямого
налогообложения.
Соглашение ООН и правительства
США об иммунитетах организации было одним
из первых в ряду подобных международных
договоров, заключенных
межправительственными организациями с
правительством страны пребывания. Впоследствии
все межправительственные организации
системы ООН заключили подобные соглашения
с государствами, в которых располагались их
штаб-квартиры или отделения. Подобные
соглашения разрабатываются по
определенной схеме и, как правило, включают
следующий набор международных иммунитетов:
а) изъятие из-под действия
национального законодательства;
б) иммунитет от применения
местного судопроизводства;
в) меры по защите собственности
межправительственной организации.
|