On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Иммунитет от применения национального законодательства

Вопрос о применении национального законодательства какого-либо государства встает перед межправительственной органи­зацией, как правило, в трех случаях: при решении вопроса о праве, применимом 1) к сделкам, заключаемым межправитель­ственными организациями системы ООН с юридическими и физическими лицами; 2) к контрактам о найме гражданских служащих межправительственных организаций; 3) к докумен­там межправительственных организаций (цензура материалов ООН). Рассмотрим эти случаи.

1. В первые годы существования Организации Объединен­ных Наций коммерческие контракты ООН иногда содержали положения о том, что к ним применимо законодательство какого-либо государства. Специализированные учреждения ООН также включали такие положения, ссылаясь на законодательст­ва страны местопребывания штаб-квартиры организации, или на закон места подписания контракта, или на закон, выбран­ный по желанию сторон (автономия воли).

Но в последние десятилетия в системе организаций, связан­ных с ООН, сложилась совершенно иная практика; междуна­родные организации стремятся избежать подчинения своих коммерческих контрактов национальному законодательству от­дельного государства. В административных органах междуна­родных учреждений обосновывается необходимость отказа от подчинения сделок национальному праву любой страны. Так, согласно юридическому заключению Секретариата ООН ни в Уставе Организации Объединенных Наций, ни в процедурных правилах ее органов, ни в международных договорах не содер­жится нормы, указывающей на конкретную правовую систему, применимую к частным сделкам ООН. В этом же доку­менте Секретариат рекомендует всем организациям системы ООН заключать гражданско-правовые соглашения на основе внутренних правил межправительственных организаций.

2. Вопрос о праве, применимом к контрактам найма граж­данских служащих организациями системы ООН, решается на основе уставов межправительственных организаций. Так, в ст. 101 Устава ООН подчеркивается, что персонал назначается генеральным секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей ООН.яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяядных организаций. Поло­жения уставов межправительственных организаций получают дальнейшее развитие в постановлениях органов международно­го учреждения. Наиболее известное из них - "Правила о пер­сонале Организации Объединенных Наций" с многочисленны­ми добавлениями. Положения Правил о персонале впоследст­вии могут включаться в международные соглашения. Характер­но в этом отношении включение разделов, посвященных спе­циалистам младшей категории, в Соглашение ЮНЕП с Ливи­ей: в этом соглашении устанавливается, что младшие сотрудни­ки ЮНЕП на территории Ливии будут действовать на основе права ЮНЕП и на "младших сотрудников категории специа­листов на период их назначения в Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде в качестве граж­данских служащих распространяется действие Правил и Положении о персонале ООН... экземпляр этих Правил предостав­ляется Джамахерии...".

Данныыыыоыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыв отношениях меж­дународных организаций и государств-членов, что, по заключе­нию Секретариата ООН, не известно ни одного случая распро­странения на гражданских служащих действия норм нацио­нального права какой-либо страны.

3. Все документы, вырабатываемые в рамках системы ООН, должны основываться на правилах и процедурах, принятых в межправительственных организациях. Они не должны подвер­гаться редактированию, цензуре, отмене и т.д. со стороны ис­полнительных, административных и судебных органов госу­дарств-членов. Данное положение находит подтверждение в ряде документов. Во-первых, ст. 100 Устава ООН закрепляет положение о том, что функции генерального ceкрeтapя (следо­вательно, и возглавляемой им службы) носят международный и строго независимый характер. Далее это положение нашло развитие в разделе 4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН, а также в соответствующих статьях отдельных соглаше­ний специализированных организаций и государств-членов. Обычно в этих статьях содержится формулировка о неприкос­новенности документов ООН. В заключччччччччччччччччччччччччччччччччиалах исполнительных органов международных уч­реждений системы ООН не встречается каких-либо ссылок на случаи нарушения иммунитета от цензуры.

Назад       Главная       Вперёд