Вопрос о применении
национального законодательства какого-либо
государства встает перед
межправительственной организацией, как
правило, в трех случаях: при решении вопроса
о праве, применимом 1) к сделкам, заключаемым
межправительственными организациями
системы ООН с юридическими и физическими
лицами; 2) к контрактам о найме гражданских
служащих межправительственных организаций;
3) к документам межправительственных
организаций (цензура материалов ООН).
Рассмотрим эти случаи.
1. В первые годы существования
Организации Объединенных Наций
коммерческие контракты ООН иногда
содержали положения о том, что к ним
применимо законодательство какого-либо
государства. Специализированные
учреждения ООН также включали такие
положения, ссылаясь на законодательства
страны местопребывания штаб-квартиры
организации, или на закон места подписания
контракта, или на закон, выбранный по
желанию сторон (автономия воли).
Но в последние десятилетия в
системе организаций, связанных с ООН,
сложилась совершенно иная практика;
международные организации стремятся
избежать подчинения своих коммерческих
контрактов национальному законодательству
отдельного государства. В
административных органах международных
учреждений обосновывается необходимость
отказа от подчинения сделок национальному
праву любой страны. Так, согласно
юридическому заключению Секретариата ООН
ни в Уставе Организации Объединенных Наций,
ни в процедурных правилах ее органов, ни в
международных договорах не содержится
нормы, указывающей на конкретную правовую
систему, применимую к частным сделкам ООН. В
этом же документе Секретариат рекомендует
всем организациям системы ООН заключать
гражданско-правовые соглашения на основе
внутренних правил межправительственных
организаций.
2. Вопрос о праве, применимом к
контрактам найма гражданских служащих
организациями системы ООН, решается на
основе уставов межправительственных
организаций. Так, в ст. 101 Устава ООН
подчеркивается, что персонал назначается
генеральным секретарем согласно правилам,
установленным Генеральной Ассамблеей ООН.яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяядных
организаций. Положения уставов
межправительственных организаций получают
дальнейшее развитие в постановлениях
органов международного учреждения.
Наиболее известное из них - "Правила о персонале
Организации Объединенных Наций" с
многочисленными добавлениями. Положения
Правил о персонале впоследствии могут
включаться в международные соглашения.
Характерно в этом отношении включение
разделов, посвященных специалистам
младшей категории, в Соглашение ЮНЕП с Ливией:
в этом соглашении устанавливается, что
младшие сотрудники ЮНЕП на территории
Ливии будут действовать на основе права
ЮНЕП и на "младших сотрудников категории
специалистов на период их назначения в
Программу Организации Объединенных Наций
по окружающей среде в качестве гражданских
служащих распространяется действие Правил
и Положении о персонале ООН... экземпляр
этих Правил предоставляется Джамахерии...".
Данныыыыоыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыв
отношениях международных организаций и
государств-членов, что, по заключению
Секретариата ООН, не известно ни одного
случая распространения на гражданских
служащих действия норм национального
права какой-либо страны.
3. Все документы, вырабатываемые в
рамках системы ООН, должны основываться на
правилах и процедурах, принятых в
межправительственных организациях. Они не
должны подвергаться редактированию,
цензуре, отмене и т.д. со стороны исполнительных,
административных и судебных органов государств-членов.
Данное положение находит подтверждение в
ряде документов. Во-первых, ст. 100 Устава ООН
закрепляет положение о том, что функции
генерального ceкрeтapя (следовательно, и
возглавляемой им службы) носят
международный и строго независимый
характер. Далее это положение нашло
развитие в разделе 4 Конвенции о
привилегиях и иммунитетах ООН, а также в
соответствующих статьях отдельных соглашений
специализированных организаций и
государств-членов. Обычно в этих статьях
содержится формулировка о неприкосновенности
документов ООН. В
заключччччччччччччччччччччччччччччччччиалах
исполнительных органов международных учреждений
системы ООН не встречается каких-либо
ссылок на случаи нарушения иммунитета от
цензуры.
|