Современные
межправительственные организации обладают
многими видами собственности: зданиями,
находящимся в них имуществом, морскими
судами, летательными аппаратами,
автомобилями, банковскими вкладами,
ценными бумагами и т. д. Как правило, на это
имущество не может быть наложен арест, оно
не может быть конфисковано,
национализировано или экспроприировано,
реквизировано и т. д. Собственность
международных организаций не подлежит
публичной продаже или иным действиям
подобного характера, предусмотренным
национальным законодательством.
Иммунитет собственности
предусмотрен в ряде соглашений
межправительственных организаций. Так,
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН в
разделе 3 предусматривает, что имущество и
актив ООН не подлежат обыску, реквизиции,
конфискации, экспроприации и какой-либо
форме вмешательства путем исполнительных,
административных и судебных действий.
Дальнейшее развитие эти
положения получили в соглашениях о штаб-квартирах
межправительственных организаций. Так,
соглашение ЭКОСОС с Ираком о штаб-квартире
экономической комиссии для Западной Азии
предусматривает "освобождение имущества
ООН от обыска, конфискации, ареста,
экспроприации, свободное открытие счетов в
любом банке, обладание фондами в любой
валюте; свободный ввоз-вывоз валютных
средств; освобождение от налогов,
таможенных сборов, ограничений на экспорт-импорт
аудиовидеотехники, аудиовиде-окассет и т. д.
Во всех этих соглашениях особо
оговаривается освобождение собственности
межправительственных организаций от
налогообложения. В соглашениях о штаб-квартирах,
которые подписывались организациями
системы ООН в последние годы, этому вопросу
уделяется особое внимание: как правило,
освобождению от налогообложения
посвящается отдельный раздел соглашения.
Характерно в этом отношении Соглашение
между Организацией Объединенных Наций и
Грецией, касающееся штаб-квартиры Сектора
координации для плана действий в отношении
Средиземноморья. Статья 8 раздела 14 этого
Соглашения предусматривает, что "активы
сектора освобождаются от всех форм прямых
налогов...". Кроме того, данная
международная структура освобождается от
части косвенных налогов, регистрационных
сборов и документальных налогов, от
таможенных пошлин и сборов, ограничений на
экспорт-импорт. В этом же Соглашении
предусматривается, что "сектор может
свободно: закупать любую валюту по
разрешенным каналам, держать и
распоряжаться ею; производить операции по
счетам в любой валюте; закупать по
разрешенным каналам, держать и
распоряжаться фондами, акциями и золотом;
переводить свои фонды, акции, золото и
валюту в Греческую республику и за ее
пределы, в любую другую страну и из нее или в
пределах Греческой республики". При этом
правительство Греции берет на себя
обязательство предоставления наиболее
благоприятных условий в отношении обменных
курсов, банковских комиссионных при
операциях обмена и т. д.
Следует признать, что если
международная практика в отношении
иммунитета от применения законодательства
государства-члена и иммунитета от
судопроизводства на сегодня может быть
признана установившейся (межправительственные
организации не делают заявлений о
нарушении этих иммунитетов), то в отношении
иммунитета собственности такой оценки дать
нельзя. Практике межправительственных
организаций системы ООН известны случаи
многочисленных нарушений иммунитета
собственности международной организации.
Наиболее распространенными из них являются:
а) аресты банковских вкладов
межправительственных организаций; а также
б) ограничения, накладываемые
таможенными службами государства-члена на
товары, импортируемые
межправительственными организациями.
В каждом таком случае нарушения
иммунитета ее собственности
межправительственная организация делала
соответствующее заявление по
дипломатическим каналам правительству
государства-члена. Как правило, конфликт
получал разрешение по взаимному согласию
сторон без обращения к арбитражной или
судебной процедуре.
|