Система соглашений стран
сообщества, направленная курсов.
С марта 1979 года, когда во
исполнение принятых годом ранее решений
Европейского совета начала действовать
Европейская валютная система, она успела
доказать свою способность обеспечивать
странам-членам более стабильные обменные
курсы их валют и более высокую степень
согласованности их экономической политики.
Вместе с тем, несмотря на правила,
установленные с целью преодолеть
обнаружившиеся на практике недостатки валютной
«змеи», асимметричное действие системы
сохранилось.
Первоначально предполагалось,
что система укрепится и окончательно
войдет в силу в течение двух лет. Этого не
получилось. В Маастрихтском договоре 1992
года государства - члены Сообщества пришли,
наконец, к тому, что согласились поставить
целью создание валютного союза, который
придет на смену ЕВС. Согласно договору,
заключительному этапу образования
Экономического и валютного союза будет
предшествовать переходный период, в
течение которого останутся в силе правила
ЕВС; установлены также критерии, которым
должна удовлетворять страна-член, чтобы
быть принятой в валютный союз, и среди них -
обязательное соблюдение, по крайней мере в
течение двух лет, допускаемых ЕВС пределов
колебания курса.
Механизм валютного обмена
Как и валютная «змея», которую с
1971 по 1979 год принимало ограниченное число
стран-членов, ЕВС представляет собой прежде
всего соглашение о взаимных курсах валют.
Новшество, внесенное этой системой,
касается роли экю как счетной денежной
единицы. До 1993 года колебания курсов
двустороннего валютного обмена не могли
превышать 2,25; тем не менее для итальянской
лиры допускались более широкие пределы
колебаний; это было единственным
исключением до 1990 года, а затем, с
присоединением к валютному механизму
Великобритании, Испании и Португалии,
рамки допустимых колебаний были раздвинуты
для фунта стерлингов, песеты и эскудо. В 1992 и
1993 годах, когда вдруг резко изменились
ожидания относительно изменений валютных
курсов, начались стремительные перемещения
блуждающих капиталов: осенью 1992 года фунт
стерлингов и лира выключились из валютного
механизма ЕВС; песета, эскудо и ирландский
фунт были девальвированы. Летом 1993-го
развернулось наступление на франк, и 2
августа между странами-членами было
заключено соглашение, расширившее рамки
допустимых колебаний с ±2,25 до ±15%. Изменение
осевых курсов может быть, в сущности,
произведено по взаимному соглашению в
рамках процедуры, объединяющей государства-члены
и Комиссию. Страны - члены Сообщества, не
принимающие механизма валютного обмена (в
него никогда не включалась драхма; фунт,
песета и эскудо долгое время пребывают в
стороне; фунт и лира покинули его в 1992 г.),
могут, однако, участвовать во взаимных
консультациях, в ходе которых и достигаются
важные решения относительно валютных
курсов.
Пределы курсов, с достижением
которых обязательными становятся
интервенции на валютных рынках, выводятся
как сочетание курсов в двусторонних
обменах и амплитуды их колебаний. В
принципе интервенции должны
осуществляться в валютах стран-участниц,
хотя возможно их проведение и в валюте
третьих стран. Никакие количественные
ограничения таких интервенций заранее не
устанавливаются.
Опыт валютной «змеи» показал:
когда отклоняющиеся друг от друга курсы
двух валют достигают допустимых пределов,
весьма сложно определить, какая из них
явилась «виновницей» подобного
расхождения и, следовательно, должна стать
объектом корректирующей интервенции.
Поэтому был введен показатель
расхождений. Он должен был служить
распознанию той валюты, которая в
результате отклонения от среднего курса
оказывалась в положении, требовавшем
корректирующих действий - интервенции на
валютном рынке, мер, принимаемых в рамках
внутренней экономической и денежной политики,
даже изменения осевого курса. Этот сложный
механизм в действительности никогда не
работал, и на практике дело ограничивалось
тем, что на слабые валюты наваливался груз
вынужденных интервенций.
Механизмы финансирования
Созданные в начале 70-х годов в
рамках Европейского экономического
сообщества механизмы кредитования были
сохранены и упрочены.
Возможность проведения
интервенций в валютах стран-участниц
обеспечивается за счет взаимного
предоставления центральными банками
кредитных линий на неограниченные суммы.
Эта форма очень краткосрочного
кредитования, созданная в 1972 году, была в 1987-м
изменена заключенными в Нюрберге и Базеле
соглашениями, которые продлили сроки
кредитов и одобрили финансирование за счет
«внутри-предельного вмешательства» (т.е.
предоставление средств до того, как
колебания валютных курсов достигнут
допустимых пределов). Этот вид очень
краткосрочного кредитования позволяет
мобилизовать ресурсы на три месяца с
возможным двукратным повторением операции.
Управление такими кредитами осуществляет
Европейский фонд валютного сотрудничества,
и выпускаемые им экю могут быть
использованы для их погашения.
Краткосрочная валютная
поддержка позволяет государству
справиться с временным дефицитом
платежного баланса, вызванным случайными
трудностями, равно как и с нарушениями
равновесия между внутренней и внешней
конъюнктурой. Кредиты, запрашиваемые
центральным банком-получателем,
предоставляются ему другими банками на три
месяца и могут быть дважды возобновлены; их
общая сумма определяется по кредиторским и
дебиторским квотам, устанавливаемым для
каждой страны-участницы Советом
управляющих, который их оценивает и, при
необходимости, пересматривает каждые пять
лет.
Среднесрочная финансовая помощь
с 1971 года предоставляется по решению Совета
стране, испытывающей серьезные трудности с
платежным балансом. Эту помощь в виде
кредита на срок от двух до пяти лет Совет
обставляет условиями, которым должна
соответствовать экономическая политика
страны-получателя. Для покрытия вызванных
нефтяным кризисом дефицитов платежных
балансов в 1975 году был запущен созданный
Сообществом механизм заимствования.
Образованный за счет средств, собиравшихся
Сообществом для кредитования стран-членов,
которые оказались в затруднительном
положении, он был в 1988 году объединен в одно
целое с предоставлением краткосрочной
финансовой помощи. В рамках единого
механизма среднесрочной финансовой помощи
признано принципиальное значение
проводимого Сообществом сбора заемных
средств; возможность прибегнуть к прямой
финансовой помощи государств-членов
признается лишь для тех случаев, когда
положение на рынке капиталов не позволяет
обратиться за займом.
Итоги и перспективы
Успех ЕВС выглядит неполным. Она
внесла свой вклад в стабилизацию цен и
валютных курсов внутри Сообщества, и это,
очевидно, благоприятствует созданию
единого рынка; вместе с тем она не позволила,
как надеялись ее основатели, продвинуться к
действительно общей валютной политике.
Вес германской экономики, самой
мощной в Сообществе, но особенно результаты
долговременных усилий Федеративной
Республики в области стабилизации цен
привели к тому, что немецкая марка обрела на
валютных рынках такую позицию, что
практически стала ведущей валютой системы.
Другие государства-члены проводили
экономическую и денежную политику,
направленную на достижение таких же
результатов в борьбе с инфляцией, без чего
невозможно убедить рынок в способности их
валют сохранять паритет с маркой. В итоге в
пределах фактически образовавшейся зоны
немецкой марки происходит все более тесное
объединение вокруг умеренных темпов
инфляции, и на основе такого взаимного
сближения существует относительная
стабильность валютных курсов,
противостоящая валютным потрясениям окружающего
мира.
Эта асимметрия делает систему
хрупкой. Страны-участницы не могут долго
мириться с ограничениями, которые она
налагает. По существу, они теряют контроль
над своей денежной политикой и вынуждены
приспосабливать ее к политике Федерального
банка Германии, единственно способного в
определенной мере управлять своими процентными
ставками. Валютный союз, предусмотренный
Маастрихтским договором, главной своей
целью имеет преодоление этого расстройства
системы. Союз положит конец неравенству в
сотрудничестве национальных денежных
властей и заменит его единой денежной
политикой Сообщества, проводить которую
будет Европейский центральный банк.
С началом продвижения к
валютному союзу, в ходе подготовки
Маастрихтского договора, после его
принятия и ратификации судьбы Европейской
валютной системы и Европейского валютного
союза тесно сплелись между собой. Как этап
на пути к валютному союзу ЕВС укрепляется
благодаря утверждению ее переходного
характера, и одновременно ее успех
становится необходимым условием
вступления в силу валютного союза.
Эта тесная взаимосвязь
выразительно проявилась в ходе кризиса,
сотрясавшего валютную сферу Европы почти
целый год (1992/93) и показавшего, что
необходимо быстрее идти к валютному союзу,
который сделает в основе невозможными
всякие спекулятивные попытки играть на
взаимных столкновениях европейских валют.
|