В Москве самое взрослое детище
Художественного театра - театр имени
Вахтангова, возникший более 40 лет назад, в
основном из состава 3-й студии МХАТа.
1-я студия МХТ в свое время была
преобразована в самостоятельный театр,
известный под названием МХАТ 2-й. Он работал
на площади Свердлова, в здании, где ныне
помещается Центральный детский театр.
МХАТ 2-й пришел к своему естественному
концу, так как не сумел пойти в русле новых
идейных и художественных задач, которые
поставила перед искусством жизнь.
2-я студия МХАТа влилась в 1924 г. в
труппу театра.
4-я студия МХАТа, известная больше
под названием Реалистический театр,
работала под руководством Н. П. Охлопкова
до 1939 г., когда без каких-либо серьезных
творческих оснований была объединена с
Камерным театром.
Через такого выдающегося
режиссера, воспитанника и страстного
пропагандиста творческих принципов МХАТа,
как А. Д. Попов, влияние Художественного
театра распространялось и укреплялось в
театре имени Вахтангова, в театре Революции
(ныне театр имени Маяковского) и в
Центральном театре Советской Армии. Во всех
этих трех крупнейших театрах Москвы А. Д.
Попов последовательно работал, руководя их
творческой жизнью.
Детищем К. С. Станиславского и В. И.
Немирсвича-Данченко является и Московский
музыкальный театр. Оба они в годы
творческой зрелости немало трудились над
тем, как применить принципы высокой
художественной правды к особенностям
музыкальной сцены. Из двух оперно-музыкальных
студий, созданных основателями МХАТа, и
вырос в дальнейшем объединенный
Музыкальный театр имени Станиславского и
Немировича-Данченко, находящийся на
Пушкинской улице в Москве.
К числу потомков Художественного
театра можно в известной мере отнести и
драматический театр имени Моссовета,
выросший из студии, созданной
воспитанником МХАТа К. А. Завадским.
Из других студий и театральных
коллективов, развивавшихся под
руководством мастеров МХАТа Н. П. Хмелева и
М. Н. Кедрова, возникли Московский
драматический театр имени Ермоловой и
Московский драматический театр имени
Станиславского. Последним много лет
руководил один из видных актеров и
режиссеров Художественного театра - М. М.
Яншин.
Воспитанником Художественного
театра был и В. Э. Мейерхольд, основавший
впоследствии свой театр, объявленный в свое
время опорой формализма и закрытый в 1938 г.
Известно, что Мейерхольд глубоко уважал
Станиславского и в последние годы своей
творческой жизни от многих своих
крайностей практически отказался, пришел
по приглашению Станиславского в его
оперный театр, чтобы снова учиться у своего
старого наставника. Мейерхольд считал себя
учеником Станиславского, а созданный им
театр тоже одной из студий МХАТа, только
отошедшей от своей альма-матер на значительную
дистанцию. «Как сказать Вам о том - как
велика благодарность моя Вам за все то, чему
Вы научили меня в столь трудном деле, каким
является искусство режиссера?!» Это слова
Мейерхольда из письма К. С. Станиславскому,
датированного 18 января 1938 г.
Таким образом, многие театры
Москвы являются как бы ветвями, выросшими
на творческом дереве МХАТа. Да и театры, не
связанные с ним прямо, так или иначе
испытали его влияние, что, конечно, совсем
не обязывало их подражать Художественному
театру или копировать его. Сам
Станиславский всякое копирование в
искусстве считал бесполезным и ненужным
делом.
Под непосредственным
воздействием Художественного театра
развивались, например, крупнейшие
драматические театры Белоруссии. Многому
научились у Стапиславского и Немировича-Данченко
мастера латышского театра. Трудно вообще
назвать молодые театры братских советских
республик, которые в той или иной степени
не прикоснулись бы к роднику эстетических и
этических принципов Художественного
театра. Недаром в его труппе немало
артистов и режиссеров, имеющих почетные
звания братских союзных и автономных
республик. Это знак уважения и
благодарности за творческую помощь,
оказанную деятелями Художественного
театра советскому многонациональному
сценическому искусству.
Могучие корни мхатовского дерева
дали множество новых побегов и ответвлений.
Это определяет почетное положение МХАТа, а
вместе с тем и высокую степень его
ответственности перед театральной
культурой нашей страны.
В 30-е годы происходило то «преодоление»
учениками учителей, о котором говорил в
свое время Станиславский. Создаваемые
Станиславским студии и верные ему ученики
часто «преодолевали» учителя, стремясь
перешагнуть достигнутые им рубежи,
отвлекаясь иногда в сторону, пробуя новые
возможности реалистического театра.
Мудрость Станиславского
позволяла ему видеть в «преодолевающих»
не соперников, а соратников. Человек, сумевший,
как никто, собрать в единое целое все
открытия, весь путь сценического искусства,
отлично понимал, что даже гению не под силу
самому все испробовать, проверить, решить.
|