Институциональная структура
международных валютно-кредитных и
финансовых отношений включает в себя
многочисленные международные организации.
Одни из них, располагая большими
полномочиями и ресурсами, осуществляют
регулирование международных валютно-кредитных
и финансовых отношений. Другие
представляют собой форум для
межправительственного обсуждения ,
выработки консенсуса и рекомендаций по
валютной и кредитно-финансовой политике.
Третьи обеспечивают сбор информации,
статистические и научно-исследовательские
издания по актуальным валютно-кредитным и
финансовым проблемам и экономике в целом.
Некоторые из них выполняют все
перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные
и финансовые организации условно можно
назвать международными финансовыми
институтами. Эти организации объединяет
общая цель - развитие сотрудничества и
обеспечение целостности и стабилизации
сложного и противоречивого всемирного
хозяйства, регулирование МЭО, в том числе
валютно-кредитных и финансовых. К ним
относятся: Банк международных расчетов,
Международный валютный фонд, Всемирный
банк, Международная ассоциация развития,
Международное агентство по инвестиционным
гарантиям и др., а также региональные банки
развития, валютно-кредитные и финансовые
организации ЕС.
К организациям, имеющим
всемирное значение, относятся прежде всего
специализированные институты ООН - МВФ и
группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г.
преобразуется во Всемирную торговую
ассоциацию. Непосредственная роль ООН в
международных валютно-кредитных и
финансовых отношениях ограничена. Однако
при решении проблем развивающихся стран на
Конференции ООН по торговле и развитию -
ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются
валютно-кредитные вопросы наряду с
проблемами мировой торговли и развитием
этих стран. Проблемы мировой валютной
системы обсуждаются в Комитете по «невидимым»
статьям и финансированию, связанному с
мировой торговлей, с «официальной помощью
развитию». Он занимается также проблемами
доступа развивающихся стран на мировой
рынок капиталов, гарантий по экспортным
кредитам, а с середины 70-х годов и внешней
задолженности развивающихся стран.
Специализированное учреждение
ООН - Экономический совет - создал 4
региональные комиссии - для Европы, Африки,
Азии, Латинской Америки. Две последние
способствовали организации Азиатского
банка развития и Межамериканского банка
развития. Специальные фонды дополняют эти
организации.
Организация Европейского
экономического сотрудничества, созданная в
1948 г. в связи с осуществлением «плана
Маршалла», затем переориентировалась на
создание Европейского платежного союза
(1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена
Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж).
Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых
приходятся 16% населения и 2/3 мирового
производства Запада. Цель ОЭСР -
содействие экономическому развитию и
финансовой стабилизации стран-членов,
свободной торговле, развитию молодых
государств. ОЭСР - своеобразный клуб
промышленно развитых стран для обмена
мнениями и координации экономической
политики, включая валютно-кредитную и
финансовую, ведет научно-исследовательскую
работу, является центром прогнозирования и
международных сопоставлений на базе
эконометрических моделей мировой
экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов
- неформальная организация промышленно
развитых стран, где обсуждаются проблемы
урегулирования, отсрочки платежей по
государственному долгу стран. Начало его
деятельности относится к 1956 г., когда
кредиторы Аргентины были приглашены в
Париж на переговоры с должниками.
Периодические заседания Парижского клуба в
70-х годах сменились активной работой в 80-90-х
гг. в связи с обострением проблемы
погашения государственного долга
развивающихся стран, а затем стран
Восточной Европы и России. На заседаниях
Парижского клуба присутствуют наблюдатели
из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно
рассматривается вопрос о той части
внешнего долга, которая должна быть
погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает
проблемы урегулирования частной внешней
задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка
проблем межгосударственного регулирования
перенесена на уровень совещаний глав
государств и правительств «семерки» и «группы
десяти», которая кроме «семерки» включает
Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На
этих совещаниях большое внимание уделяется
валютно-кредитным проблемам. И каждый раз
подтверждается принцип либерализма и
международного сотрудничества в
противовес центробежным тенденциям («каждый
за себя»).
Международные финансовые
институты возникли в основном после второй
мировой войны, за исключением Банка
международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти
межгосударственные институты
предоставляют кредиты странам,
разрабатывают принципы функционирования
мировой валютной системы, осуществляют
межгосударственное регулирование
международных валютно-кредитных и
финансовых отношений. Возникновение
международных финансовых институтов
обусловлено следующими причинами:
Усиление интернационализации
хозяйственной жизни, образование ТНК и
ТНБ, выходящих за национальные границы.
Развитие межгосударственного
регулирования мирохозяйственных связей,
в том числе валютно-кредитных и
финансовых отношений.
Необходимость совместного
решения проблем нестабильности мировой
экономики, включая мировую валютную
систему, мировые рынки валют, кредитов,
ценных бумаг, золота.
Международные финансовые
институты преследуют следующие цели:
Объединить усилия мирового
сообщества в целях стабилизации
международных финансов и мировой
экономики;
Осуществлять
межгосударственное валютное и кредитно-финансовое
регулирование;
Совместно разрабатывать и
координировать стратегию и тактику
мировой валютной и кредитно-финансовой
политики.
Степень участия и влияния
отдельных стран в международных финансовых
институтах определяется величиной их
взноса в капитал, так как обычно
применяется система «взвешенных голосов».
Изменение соотношения сил во всемирном
хозяйстве, в частности возникновение в 60-х
годах трех центров (США, Западная Европа,
Япония) в противовес послевоенному
американоцентризму, отражается в
деятельности международных финансовых
институтов. Так, страны ЕС добились права
вето по принципиальным вопросам, усилив
свое влияние в МВФ. В деятельности этих
институтов проявляются две тенденции
взаимоотношений трех центров - разногласия
и партнерства по глобальным проблемам
международных финансов промышленно
развитых государств, развивающихся стран,
России, республик бывшего СССР, стран
Восточной Европы.
Далее кратко охарактеризую
важнейшие организации в международных
валютно-кредитных отношениях:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ).
К числу важнейших организаций в
международной экономической сфере,
обладающих наибольшим весом, относится
Международный валютный фонд, штаб-квартира
которого находится в Вашингтоне. Он был
создан в результате проведения в 1944 г. в г.
Бреттон-Вудсе (США) международной
конференции, на которой были приняты новые
международные принципы валютной политики,
положенные в основу послевоенной
международной валютной системы стран
рыночного хозяйства.
В настоящее время членами МВФ
являются более 160 стран, его деятельность
подчинена интересам обеспечения
стабильности валютно-финансовой системы
мира. США в МВФ владеют наибольшими суммами
квот и , соответственно, располагают «контрольным
пакетом» в его руководящих органах. Кредиты
МВФ, как правило, предоставляются под
программы укрепления финансово-экономического
положения стран и имеют связанный характер,
обусловленный выполнением требований
специалистов МВФ. Фонд оказывает огромное
влияние на всю систему валютно-финансовых
отношений в мировом хозяйстве, поскольку
его нормы регулирования оказывают
непосредственное влияние на движение
ссудных капиталов в мировом хозяйстве.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК
РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР).
Важнейшим институтом регулирования
международного движения капиталов
является Международный банк реконструкции
и развития, известный также под названием
Всемирный банк, основанный в 1945 г. Он
выступает в качестве межправительственной
организации с местонахождением в
Вашингтоне. Главное в работе банка - через
предоставляемые долгосрочные кредиты
банков содействовать развитию экономики
своих членов. Банк получает средства как от
основных взносов стран-членов, так и от
выпуска облигаций , которые могут
приобретать частные фирмы, различные
учреждения, общественные и
правительственные организации. В то же
время МБРР предоставляет кредиты
правительствам и частным фирмам, прежде
всего в странах развивающегося мира.
Подавляющая часть займов предоставляется
на развитие инфраструктуры, энергетической
базы, транспорта, промышленности и
сельского хозяйства. В системе МБРР
действуют: Международная финансовая
корпорация (МФК) и Международная ассоциация
развития (МАР). Наблюдается тесная
координация в деятельности МБРР и МВФ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ. Другие
банковские организации, так или иначе
оказывающие влияние на систему
международных валютно-кредитных и
финансовых отношений, процессы
международной торговли, - это региональные
банки, как например: Европейский
инвестиционный банк; Европейский банк
реконструкции и развития; целый ряд
арабских и иных банков. Ресурсы для своей
деятельности они черпают из собственного
капитала и ссуд, получаемых на
международных, а часто и на национальных
рынках капитала. Банки предоставляют
главным образом долгосрочные кредиты на
финансирование инвестиционной
деятельности частных фирм и международных
проектов в рамках помощи развивающимся
странам.
|