Понятие международного
воздушного права
Международное воздушное право -
совокупность международно-правовых
принципов и норм, регулирующих
международные полеты и иные виды
использования воздушного пространства. Не
могу не оговориться, что это определение не
является общепризнанным. Более
распространено ограниченное понимание
международного воздушного права как
регулирующего только отношения, связанные
с гражданской авиацией^ Действительно,
международное воздушное право возникло и
развивалось как право гражданской авиации.
Однако ПОСТЕПЕННО начали появляться нормы,
-регулирующие и иные виды использования
воздушного океана, прежде всего, нормы,
относящиеся к военному использованию и к
экологической защите. Соответствующие
положения появились и в актах
Международной организации гражданской
авиации (ИКАО), которые содержат требование
к государствам при определении правил
полетов правительственных воздушных судов
учитывать интересы безопасности навигации
гражданских судов и выполнять по мере
возможности общие правила полетов.
Необходимость такого рода предписаний не
вызывает сомнений. В результате
формируется понятие международного
воздушного права в широком смысле.
Интересно, что римское право
рассматривало воздух как естественную
среду, абсолютно необходимую для жизни и
доступную всем - общее достояние (res communis). Но
как только появилась возможность
использовать воздушное пространство в
коммерческих и военных целях, государства
единодушно заявили свое право на
суверенитет над воздушным пространством,
включили его в состав территории. Это
положение было закреплено первой же
многосторонней Парижской конвенцией 1919 г.:
"Каждое государство обладает полным и
исключительным суверенитетом над
воздушным пространством над его
территорией". -Суверенитет над воздушным
пространством был с самого начала положен в
основу международного воздушного права. Он
подтвержден и основным актом
международного воздушного права -
Чикагской конвенцией о гражданской авиации
1944 г.' Установление суверенитета над
территориальным воздушным пространством
означало признание свободы воздушного
пространства над открытым морем. Так
оформился второй основной принцип
международного воздушного права. Это право
сравнительно новая и активно развивающаяся
отрасль международного права.
Система источников
международного воздушного права довольно
сложна. Ими являются универсальные и
региональные конвениии, множество
двусторонних соглашений формируются обычные
нормы. Кроме того нормы международного
воздушного права содержатся в конвенциях,
посвященных другим вопросам. Как мы видели,
Конвенция по морскому праву 1982 г.
подтверждает свободу полетов над открытым
морем, содержит положения о транзитном
пролете через проливы и архипелажные воды.
Всемирная почтовая конвенция регулирует
перевозку международной авиапочты. Велико
значение_резолюций международных
организаций, прежде всего, такой всемирной_организации,
как зданной на основе Чикагской конвенции
1944г Существуют и региональные организации
в этои области, напримёр Европейская
организация по обеспечению безопасности
аэронавигации.
Особо отмечу тесную связь
международного воздушного права с
национальным воздушным правом, точнее с той
его частью, которая относится к
международным полетам. Национальное право
и в данном случае не является источником
международного права. Но без него картина
правового регулирования в рассматриваемой
области будет неполной. Попутно замечу, что
в этой области влияние международного
права на внутреннее право особенно ощутимо.
Основным актом внутреннего
воздушного права в нашей стране является
Воздушный кодекс СССР 1983 г. Немало
существенных норм содержат и другие законы,
прежде всего Закон о Государственной
границе РФ 1993 г. Прямое отношение к
воздушному праву имеют некоторые нормы
гражданского, уголовного, трудового,
таможенного и других отраслей внутреннего
«права РФ.
Свобода полетов в международном
воздушном пространстве
В соответствии с принципом
свободы полетов в международном воздушном
пространстве воздушные суда подчинены в
этой сфере юрисдикции государства флага,
государства регистрации. Порядок
регистрации определяется внутренним
правом, а национальная принадлежность
обозначается на самолете. Отмечу, что
решения ИКАО носят характер рекомендаций,
за исключением тех, что относятся к полетам
в международном пространстве, которые
являются обязательными.
Государства обязаны
осуществлять контроль за соответствием
зарегистрированных в нем воздушных судов
требованиям безопасности полетов и за
соблюдением ими международных норм. Это
относится не только к летательным
аппаратам, но и к аэропортам и другим
структурам обслуживания.
Особое значение в наше время
приобрела борьба с актами незаконного
вмешательства в деятельность гражданской -авиации.
Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит
ряд статей, относящихся к воздушному
пиратству. Под последним понимается любой
неправомерный акт насилия, задержания,
совершаемый с личными целями экипажем или
пассажирами частного летательного
аппарата. Этот акт совершается в
международном пространстве и направлен
против другого морского или воздушного
судна либо лиц или имущества, находящихся
на их борту (ст. 101).
В отношении пиратства
установлена универсальная уголовная
юрисдикция. В международном пространстве
правительственные суда любого государства
могут захватить пиратский летательный
аппарат, арестовать захвативших его лиц и
предать суду своего государства (ст. 105).
Монреальская конвенция о борьбе
с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации, 1971 г.
установила универсальную юрисдикцию в
отношении перечисленных в ней актов. Любое
государство обязано либо судить, либо
выдать совершивших их лиц. Соответствующие
положения включаются и в двусторонние
соглашения о воздушном сообщении, например,
в соглашение России с США 1986 г. В данном
случае мы наблюдаем весьма
распространенное в международном праве
явление, пересечение двух отраслей -
международного воздушного права и
международного уголовного права.
Юрисдикция государства в своем
воздушном пространстве
Юрисдикция государства
определяется его территориальным
верховенством. Воздушное пространство -
часть территории государства. Его граница
представляет вертикальную плоскость,
начинающуюся от линии границы. В
соответствии с Воздушным кодексом, России
принадлежит полный и исключительный
суверенитет над ее воздушным пространством.
Из сказанного следует, что
пользование воздушным пространством
государства допустимо только с его
разрешения. В этих целях между
государствами заключаются двусторонние
соглашения о воздушном сообщении. Эти
соглашения, а также внутренние акты,
определяют правила полетов в воздушном
пространстве государства.
В соответствии с Законом о
Государственной границе РФ пересечение
границы допустимо в местах, определяемых
международными договорами РФ либо
решениями Правительства, которые также
устанавливают порядок следования от
границы до пунктов пропуска и в обратном
направлении. Пунктом пропуска является
аэропорт, открытый для международных
полетов. При полете в воздушном
пространстве РФ, включая транзит, воздушным
судам запрещается посадка в
немеждународных аэропортах, залет в
запретные для полетов районы.
Исключение из общих правил
сделано для случаев вынужденного влета в
воздушное пространство РФ в силу
чрезвычайных обстоятельств. В таких
случаях командир судна обязан немедленно
сообщить о случившемся администрации
ближайшего аэропорта и действовать в
соответствии с полученными указаниями.
В целях обеспечения безопасности
границы существенными полномочиями
наделены Войска противовоздушной обороны.
Они контролируют соблюдение правил
пересечения границы; пресекают незаконное
пересечение границы или нарушение порядка
пользования воздушным пространством;
оказывают содействие судам, незаконно
пересекшим границу в случае форс-мажорных
обстоятельств.
При осуществлении своих функций
Войска ПВО имеют право использовать
имеющиеся в их распоряжении средства для
опознания воздушных судов даже за
пределами территориальных вод РФ, но до
границ других государств, при
возникновении угрозы незаконного
пересечения границы РФ; принимать меры по
предупреждению или прекращению
незаконного пересечения границы;
приглашать членов экипажа незаконно
пересекших границу судов для выяснения
обстоятельств и передачи их органам
дознания и следствия.
Государства довольно рано
осознали необходимость унификации
национальных норм относительно правил
воздушных перевозок. Уже в 1929 г. большое
число государств подписали Варшавскую
конвенцию для унификации некоторых правил,
касающихся международных воздушных
перевозок. В дальнейшем к ней присоединился
и СССР.' В последующие годы в Конвенцию
вносились изменения и дополнения.
Конвенция посвящена унификации
правил, относящихся к документам о
воздушной перевозке и ответственности
перевозчика. Определены реквизиты, которые
должны содержать билет и багажная
квитанция. В результате они обрели
международный' стандарт. Одновременно
установлено, что утеря документов не влияет
на действительность договора перевозки.
Определена ответственность
перевозчика, который отвечает за всякий
ущерб, причиненный пассажиру или грузу, а
также за опоздание. Установлена предельная
сумма ответственности. Всякая оговорка,
клонящаяся к ограничению ответственности,
объявлена недействительной. Иск об
ответственности может быть предъявлен либо
в стране перевозчика или по месту
нахождения его агентства, с которым был
заключен договор, либо перед судом места
назначения. Здесь мы видим пример
взаимодействия международного воздушного
права и гражданского процессуального права.
Значительное место в системе национального
воздушного права занимают унифицированные
международными договорами нормы
гражданского права, например, фрахт и
аренда воздушных судов, ответственность за
вред, причиненный иностранным судном
третьим лицам на поверхности, страхование.
|